Тайна острова Хельголанд и немного про U-76

1,5K прочитали

Остров сей имел короткую, но яркую историю. Вернее как остров: два острова. Остров Главный и остров Дюна (и остров по сути ей и является). Если грубо, то немцы выменяли мини-архипелаг в 35 милях от побережья Германии у англичан на остров Занзибар в 1890 году. Площадь главного острова около 1 кв. км. Начиная с 1906 года немцы начали его превращать. в "непотопляемый дредноут". Страые орудия Круппа, образца 70-годов 19-го века, завезенные в 1890-1896 годах с острова вывезли, и на острове начали возводить крепость. Ц него были все шансы стать вторым Гибралтаром.

Остров сей имел короткую, но яркую историю. Вернее как остров: два острова. Остров  Главный и остров Дюна (и остров по сути ей и является).
Остров сей имел короткую, но яркую историю. Вернее как остров: два острова. Остров  Главный и остров Дюна (и остров по сути ей и является).-2
Остров сей имел короткую, но яркую историю. Вернее как остров: два острова. Остров  Главный и остров Дюна (и остров по сути ей и является).-3

Подготовительные работы для новостроек и нового оснащения укреплений начались в 1906-1908 годах. На остров заводились строительные материалы и техника. Южная и северная части острова были соединены потерной с проложенной в ней узкоколейкой. После этого началось строительство батарей. Проблема была только одна: пробуренная скважина давала солоноватую жесткую воду, потому, воду на остров возили танкерами.

Главный калибр "непотопляемого линкора" состоял из восьми 305-мм пушек Круппа, находившихся в четырех двухорудийных вращающихся башнях, которые располагались по две в северной и южной оконечностях острова. В соответствии с традициями Кайзерлихе Марине они имели обозначения "А" («Антон»), "В" («Берта»), "С" («Цезарь») и "D" («Дора»). Сначала хотели ставить 305-мм орудия старых поколений, но в конечном итоге, башни получили новые пушки SKL L/50 образца 1912 года

Двухорудийные башни линкора "Кайзер"
Двухорудийные башни линкора "Кайзер"

В северной (возвышенной) части находились командный пункт управления огнем северной и южной групп, дальномеры, прожекторная батарея, зенитные батареи автоматических пушек 3,7-см (четыре Максима и четыре револьверных пушки) и зернитных рушек 8,8-см калибра, жилые помещения для расчетов, а также 15-см орудие для стрельбы осветительными гранатами. Здесь же находилась двухорудийная 21-см батарея.

Между Северной и Южной группой располагались 28-см гаубицы (точнее береговые мортиры L12). Ради интереса: две мортиры из этой крепости (из восьми, стоявших здесь) в 1942 году оказались под Севастополем. Отличие было только в том, что на Гельголланде они были прикрыты стальными колпаками.

Остров сей имел короткую, но яркую историю. Вернее как остров: два острова. Остров  Главный и остров Дюна (и остров по сути ей и является).-5

Южная группа была такой же, но если Северная группа состояла из двух отдельных блоков 305-мм башен, то в Южной группе обе башни размещались в одном орудийном бункере. Поблизости в различных помещениях располагались кузница, машинное отделение, булочная, военный госпиталь, склады горючего и боеприпасов, водяной резервуар с пресной водой, аккумуляторная и казармы гарнизона. В каждой группе была своя дизель-электростанция мощностью 2.000 л.с. Как и на линкорах, использовался постоянный ток напряжением 110 вольт. Еще одна подземная электростанция мощностью 1800 л.с. располагалась на низменности у входа в туннель.

Портовые сооружения защищалось четырьмя батареями, состоявшими в общей сложности из 12 105-мм и 4 150-мм орудий, и несколькими пулеметными точками. Для отражения атак с воздуха на расположенном поблизости маленьком песчаном островке Дюна установили зенитную батарею из четырех 88-мм орудий в одиночных установках. Обошлось все это в 30 миллионов марок, чуть больше цены одного дредноута, но это без стоимости переоборудования гавани. 1 августа 1914 года с началом войны в течение 24 часов все гражданское население вынуждено было покинуть остров, и работы по вооружению были ускорены.

Из этого порта и действовали немецкие подводные лодки- минопостановщики. Про U-75 мы уже рассказали, настала очередь U-76.

В свой первый рейс лодка к берегам Британии вышла 26 июля 1916 года. Лодка выставила мины и вернулась 2-го августа.

Второй поход начался 17 сентября. На сей раз лодка шла к нам в Баренцево море. 2-го октября лодка выставила заграждение, на котором 17-го ооктября погиб "нейтрал", норвежский пароход "Bothnia". 15 ноября 1916 года в том жне районе наскочил на мину российский пароход "Курск" (но сумел дойти до порта). Что касается судна "Анна I" (ледокола? сторожевика?) которое упоминается погибшим в этом же районе, то по нему данные почему-то найти не удалось.

3-й поход начался тоже в Гельголанде 9 января 1917 года, лодка снова направлялась в Баренцево море. 22 января лодка обнаружила конвой и пыталась атаковать его, но сама была обнаружена его охранением и атакована артиллерийским огнём. До погружения лодка успела получить попадания нескольких снарядов, а затем была протаранена тральщиком Т-30 (бывший "аргентинец") находившимся в охранении конвоя. Лодка получила повреждение рубки и топливной цистерны. «U-76» шла в обратном направлении, но израсходовав всё топливо, лодка перешла на электромоторы. Когда разрядились аккумуляторы командир принял решение затопить её.

14 января лодка ушла на дно.

Остров сей имел короткую, но яркую историю. Вернее как остров: два острова. Остров  Главный и остров Дюна (и остров по сути ей и является).-6

Что каксается гавани Хельголанд, то, после капитуляции Германии англичане уничтожили вооружение, оставив однако, и генераторы и насосы и скважину. В результате, после прихода к власти в 1933 году нацистов и началом милитаризации Германии, военно-морской флот быстро и легко смог вновь восстановить Гельголанд как одну из своих баз.

План строительства гавани "Нордзее III" был разработан еще в 1939 году, в 1940 году работы шли полным ходом, и в июне 1941 года строительство было завершено. Главным подрядчиком по выполнению строительства была гамбургская компания Dyckerhoff & Widmann AG. Был построен док-укрытие на три подводных лодки. Имелся плавучий док, который мог войти вместе с лодкой на стапель-палубе в укрытие.
Общая длина лодочного бункера была равна 156 м, ширина - 94 м. Там же находились мастерская для ремонта перископов и оптических приборов, а также хранилище боезапаса торпед, позади западного дока располагались ремонтный участок со сварочным оборудованием, склад баллонов с жидким кислородом и столярная мастерская.

Остров сей имел короткую, но яркую историю. Вернее как остров: два острова. Остров  Главный и остров Дюна (и остров по сути ей и является).-7
Остров сей имел короткую, но яркую историю. Вернее как остров: два острова. Остров  Главный и остров Дюна (и остров по сути ей и является).-8

После войны британцы заняли остров и использовали его подземные сооружения для хранения излишков военных боеприпасов. В 1947 году британское правительство решило, что остров может стать угрозой в качестве потенциальной военно-морской базы для противников, особенно Германии, и попыталось его уничтожить. Был произведен взрыв 7 тыс. тонн боезапаса.

Остров сей имел короткую, но яркую историю. Вернее как остров: два острова. Остров  Главный и остров Дюна (и остров по сути ей и является).-9

Но нас интересует другое: как действовали обычные немецкие лодки на Севере России? Ведь их дальность плавания была вдвое меньше. Но об этом в следующей главе...