Музеи Вместе. Граф Алексей Сергеевич Уваров

Дорогие друзья! Сегодня в рубрике #МузеиВместе, в рамках которой Эрмитаж совместно с несколькими музеями публикует материалы об одной и той же исторической личности и об экспонатах, связанных с ней, рассказываем о графе Алексее Сергеевиче Уварове.

11 марта 2024 года исполнилось 200 лет со дня рождения Алексея Сергеевича Уварова – великого археолога и коллекционера, основателя и директора первого музея национальной истории России – Государственного исторического музея.

В собрании Эрмитажа находится «Альбом портретов русских общественных деятелей XIX века», где мы встречаем изображение графа, написанное карандашом, тушью и акварелью около 1846 года.

Дорогие друзья!

Однако сегодня мы поговорим не только об образе Алексея Сергеевича в экспонатах музея, но и о том, как коллекции Эрмитажа пополнялись благодаря его деятельности.

Например, необычный портрет, называемый «Сербским» по месту происхождения, выделяющийся среди многочисленных изображений императора Петра I, пополнил коллекцию Эрмитажа по заслуге Алексея Сергеевича. В XIX веке полотно находилось в одном из сербских монастырей на Фрушка-горе и пользовалось особым почитанием как чудотворный образ. В 1873 году монастырь посетил Алексей Уваров, сфотографировал портрет и по возвращении в Россию рассказал о нём Владимиру Стасову, который в течение многих лет изучал и собирал изображения императора Петра I. В 1880 году Стасов приехал в Велику Ремету, чтобы увидеть необычную реликвию, которая произвела на него очень сильное впечатление.

Дорогие друзья!-2

Осенью 1880 года по согласию настоятеля монастыря и сербского митрополита Михаила полотно было доставлено в Санкт-Петербург и представлено императору Александру II, которого очень заинтересовал необычный образ великого реформатора. Картину направили в Императорский Эрмитаж для осмотра экспертами и вынесения решения о её «типе и достоинстве». Для этого собрали имеющиеся петровские портреты в Эрмитаже, выписали наиболее известные его изображения из пригородных дворцов и из других собраний. В результате портрет признали «оригинальным и весьма замечательным» и приобрели для Императорского Эрмитажа. В настоящее время это необычное произведение хранится в Эрмитаже и представлено в Галерее Петра Великого в Зимнем дворце.

Алексей Сергеевич помогал формировать не только коллекцию Эрмитажа, но и его интерьеры! Летом 1853 года в ходе раскопок, которыми руководил граф, у береговой линии в северо-восточной части Херсонеса был открыт большой храм в форме базилики, входивший в сакральный комплекс зданий. Базилика представляла собой помещение, разделённое двумя рядами колонн на три части (нефа) с одной апсидой. В южном нефе был найден мозаичный пол – прекрасный образец ранневизантийской мозаики VI века – который в наши дни украшает зал Афины Нового Эрмитажа.

На странице Государственного исторического музея можно познакомиться с публикациями 13 российских музеев, присоединившихся к акции #Уваров200, чтобы рассказать о многогранной личности Алексея Сергеевича и его вкладе в науку.

#Уваров200