Мишустин прав. Бюджетное правило отменять не нужно

3,5K прочитали

Вчера в Государственной Думе Михаил Мишустин заявил, что выступает против отказа от бюджетного правила. Подобное сразу же вызвало бурную реакцию общественности: как системных либералов, которые в очередной раз заявили, что, дескать, их проекты очень эффективны и пользуются поддержкой главы правительства, так и со стороны противоположного фланга, которые запричитали, что деньги снова изымаются и выводятся на Запад.

Обе крайности вредны. Хвалить либо критиковать правительство необходимо только с объективной точки зрения. И по конкретным вещам. А уподобляться восторженным или же, наоборот, паническим настроениям, неприемлемо.

В связи с этим считаю необходимым более подробно пояснить свою позицию по бюджетному правилу. Итак, те читатели, которые давно подписаны на мой канал, помнят, что моя основная претензия к бюджетному правилу до 2020-2021 годов заключалась в том, что т.н. "нефтегазовые сверхдоходы" направлялись в Фонд национального благосостояния (ФНБ) и лежали там мертвым грузом. Да, с определенного момента долларовую часть убрали. Но вот, например, часть евро оставили, и именно она в итоге была, как известно, заблокирована. Благо затем удалось договориться с Центробанком, который по итогу допечатал "замороженные" средства, вернув их в ФНБ.

Вчера в Государственной Думе Михаил Мишустин заявил, что выступает против отказа от бюджетного правила.

При этом напомню, что "нефтегазовыми сверхдоходами", которые зачислялись в ФНБ, считалось всё, что превышало уровень в 40 долларов за баррель Urals с ежегодной индексацией в 2%. Затем Минфин повысил этот порог до 60 долларов. Данная версия была в 2018 году разработана главой Минфина и тогдашним первым вице-премьером Антоном Силуановым. Хотя не будем забывать, что изначальным автором прообраза бюджетного правила является Алексей Кудрин.

Всё изменилось в 2020 году, когда на пост главы правительства пришел Михаил Мишустин, а пост первого вице-премьера занял Андрей Белоусов. Тогда ФНБ шаг за шагом начал приобретать совершенно другое целеполагание. Он перестал рассматриваться исключительно как кубышка на черный день (которая, когда этот самый "черный день" наступал, всё равно тратилась по-минимуму), и начал все больше рассматриваться как своего рода бюджет развития, из которого можно брать деньги и целевым образом инвестировать в крупнейшие капиталоемкие проекты развития экономики. К подобным относятся БАМ, Транссиб, трасса М-12 Москва-Казань (плюс её продление до Екатеринбурга), различные проекты поддержки автопрома, судостроения, ВСМ Москва-Санкт Петербург и так далее.

Таким образом, чисто формально бюджетное правило сохранилось, однако его целеполагание изменилось радикально. Именно поэтому я никогда не писал, что выступаю против бюджетного правила как такового. Ведь одно дело, когда деньги бездарно копятся и лежат мертвым грузом, и совершенно другое, когда они инвестируются в проекты реального сектора экономики.

Теперь посмотрим на сухую статистику за последние годы. Итак, в 2022 году из ФНБ было проинвестировано более 1 триллиона рублей, в 2023 году - 1,2 триллиона, за первые 4 месяца текущего года эта цифра уже составила 163 миллиарда и она будет только нарастать. В общем, дело пошло. Если бы у нас была большая определенность с ценой на нефть, то, я думаю, объемы инвестиций из ФНБ увеличивались ещё активней.

Однако всё вышеизложенное не означает, что механизм не нужно дорабатывать. К примеру, я неоднократно писал о том, что необходимо отменить порочную практику, согласно которой доход от размещения средств ФНБ зачисляется не в сам Фонд, а федеральный бюджет. Напомню, что за счёт средств ФНБ приобретаются, к примеру, облигации "Автодора", на которые госкомпания строит дорогу. Да, облигации размещаются на долгий срок, доходность у них небольшая. Тем не менее, 4-5% всё же есть. Зачем эти деньги зачисляются в федеральный бюджет? Было бы логичней данные средства реинвестировать. Это позволило бы ФНБ выйти на самообеспечение. Плюс те же дивиденды "Сбербанка". Они тоже в федеральный бюджет, хотя на них можно было бы поддержать новые проекты.

В общем, т.к. ФНБ приобретает целеполагание бюджета развития, то и подходы к его формированию тоже должны быть пересмотрены. Однако это всё детали. Стратегически с 2020 года бюджетное правило перестало ставить своей целью изъятие средств из федерального бюджета и складирование на счетах. Наоборот, деньги стали вкладываться в инвестиционные проекты. Поэтому в вышеупомянутом заявлении Мишустина нет ничего странного. При этом бюджетное правило, конечно, необходимо совершенствовать и дальше. Но ни в коем случае не отменять.

Не забываем ставить лайк :)
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!