1,7K подписчиков

"История о призраках", 2020 год. Индия жанрово удивляет

114 прочитали
https://www.kinopoisk.ru/picture/3453332/
https://www.kinopoisk.ru/picture/3453332/

Человеку, который не является знатоком индийского кино, наверное, сложно воспринять потенциальную типичность повествования в непопулярном жанре. Поэтому предупреждаю заранее о чрезмерной субъективности обзора, с которым по итогу многие могут не согласиться по объективным причинам.

На этот раз индийское кино удивило меня в самом благоприятном ключе, как заявленным жанром «ужасы», так и, в-целом, отсутствием типичности Болливуда (опять же, субъективно рассуждая).

«Историю о призраках» впервые я посмотрела в 2021 году, когда ещё баловалась подпиской на стриминговый сервис Netflix. Русскоязычного перевода не было, смотрела с субтитрами, что ещё больше придало некой своеобразности и более глубокому погружению в повествование.

Спустя пару лет мне захотелось повторить просмотр и, о, ужас, найти этот фильм на просторах интернета оказалось той ещё задачкой.

Немного аннотации:

Картина является антологией ужасов, состоящей из четырёх короткометражных (25-40 минут) фильмов, за каждым из которых закреплён свой режиссёр, актёры и собственная история. Обратимся же к каждому из них поочерёдно.

Кадр из фильма "История о призраках", фильм первый
Кадр из фильма "История о призраках", фильм первый

1. Фильм №1, режиссёр Зоя Ахтар

В центре сюжета медсестра Самира и её новая подопечная миссис Малик. Одна грезит о настоящей семейной жизни со своим любовником, тратя время на нелюбимую работу в роли приходящей на дом сиделки, ухаживающей за больными стариками. Вторая когда-то давно была потрясающе красивой и успешной женщиной, но годы дали своё, и некогда утончённая девушка стала больной, одинокой старухой с ворохом болячек – инсультом, деменцией и прочим. Повествование развивается в доме старухи, который изумляет молодую Самиру, но всё же заставляет почувствовать, что здесь что-то не так. Зловоние, странное поведение хозяйки дома, которое не совсем похоже на проявление деменции – всё это пугает медсестру, которая по личной инициативе всё же решает остаться и заботиться о миссис Малик, несмотря на жуткие предчувствия. Чем обернётся такое решение для Самиры, узнаете в конце.

Кадр из фильма "История о призраках", фильм первый
Кадр из фильма "История о призраках", фильм первый
После просмотра отметила очень тёмную и напряжённую атмосферу картины, несмотря на явное отсутствие современных и уже ставших каноном, скримеров. Примеряя на себя образ героинь, чувствовала, как язык немеет от ужаса и что-то покалывает в груди. История поистине жуткая, но несмотря на эффект ужаса, поднимает важные социальные темы: свободная любовь и её влияние на человека, а также важность здоровых отношений между родителями и их детьми.

Кадр из фильма "История о призраках", фильм второй
Кадр из фильма "История о призраках", фильм второй

2. Фильм №2, режиссёр Анураг Кашьяп

Перед нашими глазами предстают молодая беременная девушка Неха и её племянник Энш, чрезмерно любящий свою тётю и времяпровождение с ней. До чего может довести себя человек, страдающий от тягостных воспоминаний из детства, последствия которых остаются по сей день и проявляются весьма своеобразно – например, в коллекционировании и очеловечивании фарфоровых кукол или гиперзаботе о гнезде с птичьими яйцами, находящимися на чердаке. И не менее важный вопрос, что может натворить ребёнок, который то ли в силу возраста, то ли в силу вполне себе сформированного эгоизма, считает что-то важное для других тотальной угрозой для себя? Что в основе: сильнейшее сумасбродство или таинственные мистические силы, заложенные в чистом сосуде?

Кадр из фильма "История о призраках", фильм второй
Кадр из фильма "История о призраках", фильм второй
Эту короткометражку я так и не смогла понять окончательно. Видимо, дают зрителям выбрать наиболее подходящую ипостась, но факт останется фактом, что история ужасная и бесчеловечная, с какой стороны понимания не оценивать. Говоря о художественном, атмосфера поддерживалась безумная, выбор актёров на главные роли был очень удачным, они все полностью смогли понять характеры своих персонажей. Так же не могу не отметить попадание в "яблочко" с черно-белым форматом. Это решение можно добавить в копилку метафор истории, где в головах героев нет искренне ярких красок, лишь чёрное или белое. Страдательный выбор для тех, кто не хочет или не может выбирать

Кадр из фильма "История о призраках", фильм третий
Кадр из фильма "История о призраках", фильм третий

Фильм №3, режиссёр Дибакар Банерджи

Действие происходит в пустынном населённом пункте, куда приезжает главный герой для решения строительных вопросов. Находясь в поисках людей, мужчина находит лишь двух детей, стремящихся поскорее вернуться в свою обитель и укрыться от опасностей, кружащих вокруг. Мужчина в недоумении нежеланно следует указу детей вести себя тихо и не высовываться, т.к. в городе не осталось никого здравомыслящего, все «превратились» в неразумных и гневливых людоедов, ищущих очередной кусок свежей плоти. Но по прошествии первой ночи запертым в «бункере», главный герой решает, что дети фантазируют и пора бы уже кончать с этой абсурдной игрой потакания. Все трое покидают место безопасности и отправляются изучать покинутый, сгорающий дотла город. Вокруг действительно всё очень мрачно и кажется невозможным, но реальность такова: куча людей с пустыми глазами, большими клыками и неутолимой жаждой голода. К чему приведёт потеря проявления любых эмоций за исключением инстинктивных?

Кадр из фильма "История о призраках", фильм третий
Кадр из фильма "История о призраках", фильм третий
Лютейшая аллегория. Лента связана с нечистой на руку «политикой», способной на садизм даже в таком абстрактно-колоритном проявлении. И, кстати говоря, зрителю, как и главному герою даётся псевдовыбор: либо физические монстры с неутолимой жаждой к уничтожению живого и не похожего на них, либо те же монстры, но уже в костюмах, умеющие говорить, но обладающие такой же безнравственной тягой к разрушению любой ценой. Интересный подход к классической теме, которая никогда не изживёт себя

Кадр из фильма "История о призраках", фильм четвёртый
Кадр из фильма "История о призраках", фильм четвёртый

Фильм №4, режиссёр Каран Джохар (известный мне по потрясающим работам «И в печали, и в радости», «Меня зовут Кхан»)

Девушка Айра решает выйти замуж по договорённости за богатого красавца Дхрува, имеющего интересную странность: на постоянной основе общаться со своей бабушкой, умершей 20 лет назад. Поначалу Айра не придаёт никакого значения особенности своего жениха и пускается в омут, влюбляясь в него по-настоящему. После заключения брака Айра живёт в доме Дхрува и ежедневно наблюдает картину «общения» с любимой бабушкой, которое изрядно начинает ей надоедать. Она предлагает сменить место жительства, прикрываясь самостоятельной жизнью, далёкой от благ высокопоставленного семейства. Дхрув соглашается, но только, если бабушка одобрит. План Айры проваливается, и она срывается, заваливаясь в бабушкину комнату, которая по сей день остаётся святыней в доме, и приказывает ей не соваться в их жизнь и покинуть, наконец, этот мир (по-настоящему не веря в эффективность сказанного в воздух). Кто победит, мёртвая и кажущаяся выдумкой детского разума, бабушка или благоразумная Айра, не верящая в существование потустороннего?

Кадр из фильма "История о призраках", фильм четвёртый
Кадр из фильма "История о призраках", фильм четвёртый
Из всей антологии эта короткометражка оказалась самой молниеносной для восприятия. Вроде бы только начала смотреть, а уже финал. Задумка интересная, но быстро испепеляющая себя. Либо было серьёзное ограничение в бюджете и хронометраже, либо решили не раздувать из мухи слона и остаться на тропе короткого метра. История не столько страшная, сколько безумная и невежественная. Не могу сильно разглагольствовать, чтобы случайно не выдать вам спойлер, но финал меня просто убил. Вывод сделан лишь один: безнаказанность и экстравагантность в поведении богачей может не только ошеломить, но и уничтожить тех, кто в них не уверовал

Какие же выводы сделаем, друзья?

Несомненный плюс этой ленты для людей, не желающих тратить почти 2,5 часа времени на просмотр: можно выбрать любую историю из понравившихся и посмотреть конкретно её, привязки друг к другу у них нет никакой, поэтому тут вам карт-бланш, нет строгого «всё или ничего». Все истории хоть и не связаны, но пропитаны каким-то бесконечным ощущением "режущегося" живота, то от удивления, то от ужаса, то от несправедливости или злости.

Чтобы в Индии сняли такой реально толковый хоррор? Да это же настоящий нонсенс, увидеть привычно гиперэмоциональных и вечно пляшущих/поющих кривляк в картине, где практически нет ни одной песни или вентиляторного ветра или гиперболизированной всемогущности? Я предупреждала, что буду рассуждать специфически, от слов не отказываюсь, я ограничена в изучении развития жанра конкретно в этой стране. Но для меня «История о призраках» является не только смотрибельной, но и действительно достойной и интересной. Мне не было скучно, я не ждала современного подхода, но он был проявлен и временами на порядок выше, чем у каноничных фильмов, штампующихся ежегодно.

Человеку, который не является знатоком индийского кино, наверное, сложно воспринять потенциальную типичность повествования в непопулярном жанре.-10

Очень добротный индийский ужас, метафорично поднимающий важные темы, которые будут актуальны вне времени. Рекомендую.