20,5K подписчиков

Речь Геббельса на собачьем: Советские артисты, которые вывели из себя руководство Рейха

Многие современные артисты выступают перед нашими бойцами и командирами в госпиталях, или прямо в прифронтовой полосе, с импровизированной сцены, сделанной из кузова грузовика. А то и просто так – безо всякой сцены. Так было и в Чечне, и в Афганистане, и в годы Великой Отечественной войны. Более того – были такие выступления и в Первую мировую.

Но особенный расцвет работы «фронтовых бригад», и особенно горячий отклик публики на их выступления – был, конечно же, во время Великой Отечественной. Популярнейшие артисты первой величины - Клавдия Шульженко, Леонид Утёсов, Павел Сурков, Лидия Русланова очень часто бывали прямо в прифронтовой полосе. И выступали они, без всякого преувеличения, перед теми, кто буквально накануне вышел из боя.

Позитивная энергия, которая транслировалась во время таких выступлений, была настолько мощной, что вызывала раздражение и беспокойство противника. Случалось, что концерт приходилось прервать и экстренно перенести в другое место из-за обстрела. Советские артисты были объявлены врагами Германии, которых пытались ликвидировать или захватить в плен.

Клавдия Шульженко
Клавдия Шульженко

Испытывали острое недовольство фашисты не зря. Актёр МХАТа Александр Остужев вспоминал, что никогда, даже после самых успешных спектаклей, он не испытывал такого душевного подъёма, такого триумфа, который приносили горячая встреча и восторженные аплодисменты солдат. И его коллеги, безусловно, согласны с этим.

Прямо позади окопов, или даже по телефону

Артисты выступали прямо в кузове полуторки с опущенными бортами, или прямо так, без сцены, где придётся. Аккомпанемент был самый простой - гитара или гармонь. Зачастую не было времени и возможности загримироваться как следует, или переодеться в концертные костюмы. А для связистов, которые не могли покинуть свои посты на дежурстве, концерт часто транслировался по телефону.

Но скромные полевые цветы и искреннее восхищение бойцов и командиров были для людей из фронтовых бригад милее роскошных букетов и оваций разодетой публики, в мирное время.

Фронтовые бригады существовали и раньше, но именно в Великую Отечественную эта традиция стала массовой. На передовую приезжали не только актёры и певцы, но и цирковые акробаты, фокусники, клоуны, дрессировщики. И даже кукольники!

Кукольный театр Сергея Образцова
Кукольный театр Сергея Образцова

Сергей Образцов: «Радовались, как дети»

Основатель знаменитого на весь мир кукольного театра Сергей Образцов вспоминал, что просто невероятной популярностью пользовался на фронте спектакль «Волшебная лампа Алладина». Его они сыграли в полевых условиях около сто раз. Отвлекаясь от суровых фронтовых будней, взрослые мужчины радовались, как дети, наблюдая за похождениями арабского воришки с его верным джинном. Старинная добрая сказка придавала бойцам сил и жизненной энергии.

Михаил Румянцев (Карандаш): наглядно о походе немцев на Москву

Знаменитый цирковой клоун Карандаш, он же Михаил Румянцев, выдумал на фронте новые комические репризы – актуальные, «на злобу дня». Например: прослушав суетливый лай своей дрессированной собачки Кляксы, клоун сообщает: «Речь министра пропаганды доктора Геббельса окончена».

Или – весь нарядный забирается в деревянный танк, а потом внезапно вываливается из него уже перебинтованным, и с костылём, под комментарий: «Так фрицы шли на Москву… а так – обратно».

Михаил Румянцев
Михаил Румянцев

Его коллега по цирку, известный наездник Михаил Туганов, по легенде, однажды даже подвиг совершил: вместе с товарищами, такими же джигитами-виртуозами, спрятался под брюхом коней, и вплотную подобрался к фашистским позициям. Немцы видели, что скачут просто кони без всадников, и были застигнуты врасплох неожиданной атакой.

«Золотые голоса» СССР

Разумеется, особый фурор производили те, кто нынче называются «звёздами эстрады и шоу-бизнеса»: Леонид Утёсов, Клавдия Шульженко, Лидия Русланова. Леонид Осипович возил с собой весь оркестр. Пел, свободно общался с бойцами, шутил и рассказывал анекдоты: он был не только прекрасным певцом, но и артистом разговорного жанра замечательным. На каждом концерте звучали его знаменитая «Раскинулось море широко» и бодрая победная песня воина-победителя: «Город весь прошли — и последней улицы название прочли». Она реально придавала бойцам сил и уверенности в себе.

Шульженко и Русланову всегда не отпускали со сцены, настойчиво вновь и вновь вызывая «на бис». Из знаменитых военачальников самым большим любителем и ценителем русской народной песни (а также песни «кабацкой», т.е. шансона) был маршал Жуков. Когда пели Шульженко или Русланова, он не проявлял особенных эмоций. Но надо было видеть его лицо: это было лицо человека, испытывающего искреннее наслаждение.

Леонид Утёсов
Леонид Утёсов

Лидия Русланова, можно сказать, вошла с нашими штурмующими войсками в Берлин, за что и получила орден Красной Звезды и неофициальный титул «гвардии певицы». Когда на берлинской улице вдруг началась перестрелка, Руслановой крикнули: «Пригнитесь!» А она, бравируя своим бесстрашием, ответила: «Нет уж, русская песня врагу не кланяется!» Прямо у не остывшего ещё от боёв Рейхстага она исполнила «Валенки» и прочие свои «хиты», и даже расписалась вместе с солдатами на колонне взятого гнезда Третьего Рейха.

Один боец, общаясь со знаменитой певицей, и стесняясь своего далеко не парадного внешнего вида, сказал: «Чумазые мы после боя. Но ты нас песней умыла, как мать умывает своих детей. Спасибо!»

Артисты щедро отдавали в Фонд Победы свои гонорары. Считается, что на гонорары Руслановой было сделано две батареи «Катюш». А Большой театр на свои деньги построил целую эскадрилью самолётов, названную «Советский артист».

Прощальный концерт фронтовых бригад, после которого они были расформированы, состоялся 14 мая у стен Рейхстага. Это было большое событие: артисты стремились попасть на него со всех фронтов. Некоторые даже смогли договориться, чтобы их доставили спецрейсами на боевых самолётах. А как же! Это ведь был праздник Победы!