Читатель спрашивает:
Несколько раз уже писал об этом вкратце здесь.
По трем из четырех генеалогических линий – мой род с Дона. Меня всегда тянуло на Дон, даже когда я не знал об этом. На Дону – я дома. Мой род вспоен донской водой за несколько столетий.
Однодворцы (было такое воинское сословие) Прилепины и Востриковы (соответственно мои дедушка и бабушка по отцовской линии) – с донского притока – речки Воронеж. Все они из старинного села Каликино Добровского района, на этой притоке стоящего.
Там я научился плавать, в притоке Дона.
Триста лет назад – это было самое начало Дикого Поля. Там жили, скажем так, специфические люди – всегда с оружием, всегда в ожидании ногаев, татарвы, османов. Они не были крепостными, но и не были казаками – это такое «промежуточное» сословие.
Лесков и Бунин много писали про однодворцев: Бунин же с Ельца, это мой, можно сказать, «сосед».
А Лавлинские действительно с реки Иловли. Это тоже приток Дона.
У меня есть предок, сын боярский Иловлинский. От него идут мои Лавлинские.
Вообще же Лавлинские достаточно кучно живут на Дону – есть станицы, где почти одни Лавлинские. Как в моем родном Каликино, где сплошные Прилепины и Востриковы – и все дальняя или ближняя родня.
Ростовский поэт Леонард Иванович Лавлинский, знаменитый в советское время и посвятивший себя в основном казачьей теме (что понятно), – мой дальний родственник.
И только по одной линии – деда по матери Нисифорова – я не с Дона, а с земли рязанской. Это село Казинка Скопинского уезда. Тоже старинное село, и город старинный.
Однако и Рязанщина ещё в 17 веке была землей окраинной.
С нынешних рязанских, липецких, тамбовских, воронежских земель и уходили чаще всего в казаки.
Помню, как я был потрясен своим маленьким личным открытием – священник, крестивший Степана Разина, был из Скопина родом.
Я в скопинском роддоме родился.
А мои прадеды – однодворцы Прилепины – гоняли свои баржи по Дону одновременно с дедами Шолохова.
Всё близко.