Оценка величия пилотов Формулы-1 на протяжении поколений - это минное поле, состоящее из оговорок, звездочек и исключений. Но взглянув на статистику побед, станет чуть легче.
Проблемы, с которыми Макс Ферстаппен столкнулся в ходе кампании из 22 гонок прошлого сезона, сильно отличаются от тех, с которыми Хуан Мануэль Фанхио столкнулся в начале чемпионата мира, и все же невозможно не задаться вопросом, кто победил бы в поединке один на один.
Льюис Хэмилтон, возможно, выиграл большинство гонок Формулы-1, но прошлых чемпионов нельзя сбрасывать со счетов.
Итак, вот 10 лучших пилотов Формулы-1 на основе их коэффициента побед в Гран-при…
[Данные верны по состоянию на май 2024 года]
10: Стирлинг Мосс – 24.24%
Тот факт, что Стирлинг Мосс, одна из величайших фигур автоспорта, никогда не праздновал победу в чемпионате мира, становится еще более ошеломляющим, если учесть, что он выиграл четверть из 66 Гран-при, в которых участвовал.
За 10-летнюю карьеру в Формуле-1, выступая за такие команды, как Mercedes, Maserati и Lotus, Мосс четыре раза заканчивал сезон на втором месте, завоевав еще четыре бронзовые медали.
Британская икона, скончавшаяся в возрасте 90 лет в 2020 году, сражалась с такими легендами, как Хуан Мануэль Фанхио и Джек Брэбхэм. Его часто считают величайшим гонщиком, который никогда не выигрывал титул, и это справедливо.
9: Айртон Сенна – 25,47%
Величие и трагедию Айртона Сенны, любимца Бразилии и вдохновителя бесчисленных звезд Формулы-1 прошлого, настоящего и будущего, невозможно передать статистикой.
Трехкратный чемпион мира одержал 41 победу за замечательную 10-летнюю карьеру и, без сомнения, одержал бы еще много побед, если бы не его трагическая авария со смертельным исходом на Гран-при Сан-Марино 1994 года.
При скорости более победы в каждой четвертой гонке Сенна, несомненно, закончил бы свою карьеру вместе с Льюисом Хэмилтоном и Михаэлем Шумахером в тройке лучших пилотов. Бразилец занимает пятое место, несмотря на то, что в календаре чемпионата в его эпоху было меньше гонок.
8: Ален Прост – 25,63%
Непримиримый соперник Сенны едва превосходит его по проценту побед. Иконы Формулы-1 часто оказывались слишком близко, чтобы чувствовать себя комфортно на трассе, и все равно попадали в учебники истории.
51 победа при 199 стартах, одержанная Простом, принесла ему четыре титула чемпиона мира.
Сражения Проста и Сенны были незабываемыми: два столкновения в финальных раундах между двумя бескомпромиссными легендами решили исход двух чемпионатов мира.
7: Джеки Стюарт – 27.27%
Как и Прост, Джеки Стюарт ушёл из Формулы–1 с чемпионским титулом, решив завершить карьеру на самом пике в возрасте 34 года.
Стюарт назвал экстремальные риски, связанные с карьерой в Формуле-1 в 1960-х и 70-х годах, причиной ухода на пенсию и успешно лоббировал важные улучшения безопасности после окончания карьеры.
Несмотря на осознание рисков, "Летучий шотландец" пилотировал эти машины смерти своей эпохи, выиграв три чемпионата за пять лет, завершив свою карьеру с 27 победами в 99 гонках как выдающийся талант своего поколения.
6: Михаэль Шумахер – 29.64%
Михаэль Шумахер не был сосредоточен на статистике, когда вернулся в Формулу-1 после трехлетнего перерыва в 2010 году.
Но без 58 Гран-при без побед, которые он провел за Mercedes во время своего возвращения, процент побед Шумахера составил бы ошеломляющие 36,55 процента.
Шумахер уже одержал 19 побед в Формуле-1 и два титула с Benetton до своего перехода в Ferrari. Культовое партнерство немца со Scuderia принесло пять титулов чемпиона мира, переписав учебники истории своего времени.
Шумахер снова завершил карьеру в 2012 году, за год до несчастного случая на лыжах. Текущее состояние его здоровья является строго охраняемым секретом, и с тех пор его не видели на публике.
5: Макс Ферстаппен – 30,36%
Макс Ферстаппен, быстро поднявшийся на вершину всех статистических таблиц лидеров Формулы-1, начал бить рекорды с тех пор, как впервые сел за руль в возрасте всего 17 лет.
Ферстаппен не попал бы в этот список, если бы не подавляющее доминирование в кампании 2022 года, когда он одержал победы в 15 из 22 туров, почти удвоив свое количество побед за предыдущие пять сезонов вместе взятых.
Команда Red Bull одержала рекордную серию из 10 побед подряд в сезоне Формулы-1 2023 года. После завоевания третьего титула чемпиона мира и готовится к еще одному титулу в 2024 году, а победа в Саудовской Аравии дает ему лучший процент побед в общем зачете, чем у Шумахера.
4: Льюис Хэмилтон – 30,47%
Беспрецедентное доминирование Mercedes в эпоху гибридов безжалостно возглавлял Льюис Хэмилтон, который не оставлял камня на камне, одерживая победу за победой.
Звезда, родившаяся в Стивенейдже, впервые за всю свою карьеру в Формуле-1 не смог выиграть Гран-при в 2022 году, хотя делал это каждый год с момента своего невероятного прорыва в McLaren в 2007 году.
Побив рекорд Шумахера на Гран-при в 2020 году, а позже став первым человеком, преодолев барьер в 100 побед, Хэмилтон не намерен останавливаться на достигнутом со 103 победами.
К завершению сезона 2023 года у него было третье место по количеству стартов в истории Формулы-1. Хотя Mercedes должен в ближайшее время предоставить Хэмилтону конкурентоспособную машину, иначе он начнет опускаться в рейтинге.
3: Джим Кларк – 34,72%
Несмотря на успех Хэмилтона, устанавливающий стандарты, он не является первым британцем в этом списке. Эта честь принадлежит Джиму Кларку, еще одному невероятно быстрому гонщику, ушедшего слишком рано.
Кларк, занимающий третье место в списке за все время, с показателем побед 34,72%, дает молодым поколениям представление о темпе двукратного чемпиона мира из Шотландии.
Кларк провел девять сезонов в Формуле-1 с Team Lotus и одержал 25 побед всего в 72 стартах – выиграв семь из 10 гонок сезона 1963 года на пути к своему первому титулу, который он завоевал два года спустя.
Кларк побеждал в Гран-при семь сезонов подряд, с 1962 года вплоть до своей смерти в 1968 году за рулем болида Формулы-2 на Хоккенхаймринге. Ему было всего 32 года.
2: Альберто Аскари – 40.63%
Сезон 1952 года был всего лишь третьей кампанией Формулы-1. Альберто Аскари, который участвовал в самом первом Гран-при Монако, выступал за Ferrari как двукратный победитель гонок и должным образом провел один из самых доминирующих сезонов в истории Формулы-1.
Он не проявил себя на старте сезона в Швейцарии и выбыл из Indy 500. Затем он выиграл все шесть оставшихся раундов.
Его сезон 1953 года был столь же впечатляющим, обогнав Хуана Мануэля Фанхио в борьбе за славу.
Аскари выступал всего за три полных сезона Формулы-1 до своей трагической гибели в Монце в 1955 году, но потрясающий рекорд в 13 побед в 32 стартах, 10 из которых закончились сходом, подтверждает, что имя иконы Ferrari принадлежит к числу великих.
1: Хуан Мануэль Фанхио – 47,06%
Вышеупомянутый Джеки Стюарт входит в число великих гонщиков Формулы-1 прошлых лет, которые утверждают, что Хуан Мануэль Фанхио, а не Хэмилтон или Шумахер, является величайшим за все время.
С коэффициентом побед, равным почти каждой второй победе на Гран-при, трудно спорить. Победить Фанхио было очень так сложно.
Пятикратный чемпион мира и дважды занявший второе место в период с 1950 по 1958 год, Фанхио одержал 24 победы в 52 стартах, монополизировав первое десятилетие Формулы-1.