305,2K подписчиков

Генерала РККА расстреляли, и перед смертью он проклял Сталина! Но в архиве нашли настоящий протокол допроса: всё оказалось наоборот

11K прочитали

На начальном этапе Великой Отечественной войны 20-й армией последовательно командовали три генерал-лейтенанта: Лукин, Ершаков и Власов. Все они до этого назначения успели покомандовать другими армиями, успешно вывели свои части из окружения, но во время следующего попали в плен.

Лукин в октябре сорок первого. К этому времени он уже возглавлял 19-ую армию, приняв ее от назначенного командующим Западным фронтом Конева. В ноябре этого же года попадает в плен второй ее командир, Ершаков. Последним, в июле сорок второго оказался в плену Власов. На этом, собственно говоря, сходство биографий трех генералов и заканчивается. В плену они повели себя по-разному, по-разному сложились и их судьбы.

Власов выбрал путь предателя, пошел на сотрудничество с немцами, более того возглавил русскую освободительную армию (РОА). Последний раз попал в плен, теперь уже к советским частям в мае сорок пятого (при попытке сбежать к американцам). Его признали виновным в государственной измене и, по приговору Верховного суда, повесили в августе сорок шестого. История руководства этой армией так и осталась бы мрачной и очень неприятной, если бы не эти два человека.

На начальном этапе Великой Отечественной войны 20-й армией последовательно командовали три генерал-лейтенанта: Лукин, Ершаков и Власов.

Лукин и Ершаков от сотрудничества отказались. Лукин попал в плен тяжелораненым. Ему ампутировали ногу, рука так и осталась парализованной. Ему посчастливилось выжить. После освобождения он прошел более чем полугодовую проверку. Никаких фактов сотрудничества с врагом или разглашении военной тайны установлено не было. Лукина восстановили в рядах РККА, вернули звание и награды. Но по состоянию здоровья продолжать службу он уже не мог, уволен в отставку по болезни.

Тем не менее, факт пребывания в плену давал о себе знать довольно долго. В сталинское время он находился «под агентурным наблюдением». Хотя в «хрущёвскую оттепель» о нем заговорили как о человеке, проявившем несгибаемое мужество, не поддавшись ни угрозам, ни посулам, в шестьдесят шестом ходатайство трех маршалов (Тимошенко, Конева и Рокоссовского) о присвоении ему звания Героя Советского Союза было отклонено.

Несправедливость исправили только спустя почти четверть века после его смерти, в 1993-м году Указом Президента Российской Федерации он был удостоен этого звания посмертно.

Ершаков погиб в плену в июне сорок второго. Обстоятельства его смерти до сих пор не известны. По одной из версий не выдержал избиения лагерной охраной. Известно лишь то, что похоронили его в концлагере Хаммельбург с воинскими почестями. В отдельной могиле на лагерном кладбище, с троекратным залпом немецкого караула и в присутствии большого числа советских пленных офицеров в ранге до командармов (по некоторым данным, среди них был и Лукин).

Но, несмотря на его категорический отказ от сотрудничества, немецкая пропаганда все же воспользовалась его именем, причем уже после смерти.

Генерал-лейтенант Филипп Афанасьевич Ершаков. Фото в открытом доступе.
Генерал-лейтенант Филипп Афанасьевич Ершаков. Фото в открытом доступе.

Всего через месяц, в августе в Берлине выходит пропагандистская брошюра К.И. Альбрехта «Благодарность Сталина своим генералам». Пожалуй, стоит сказать пару слов про автора. Личность довольно мутная. Немецкий коммунист, десяток лет прожил в СССР, причем довольно неплохо, был высокопоставленным чиновником. В тридцать третьем обвинен в шпионаже в пользу Германии и приговорен к расстрелу. Но неожиданно помилован и выслан в Берлин. Очень похоже на какой-то равноценный обмен. Более того, «коммунист» в нацисткой Германии никаким преследованиям за убеждения не подвергается и вполне успешно трудится на ниве пропаганды.

В своей брошюре он рисует образ генерала Ершакова как ярого антисталиниста. Дескать, он чудом выжил во время сталинских репрессий, так как вождь его терпеть не мог. Окончательно ненависть к Сталину и его прихлебателям вроде Мехлиса у честного генерала сложилась после огромных потерь вверенных ему армий, которые гнали на верную смерть.

Попав в плен, он был впечатлен достижениями национал-социализма и понял, что в Германии нацистам действительно удалось построить «справедливый мир честного труда».

Более того, он считал, что следует немедленно заключить мир с Германией и совместно с ней выступить против настоящих врагов, Англии и Америки.

В этой же брошюре Альбрехт красочно описал сцену гибели генерала. Она вполне достойна стать сценарием эпического финала второсортного американского ура-патриотического блокбастера. Мужественный генерал, узнав, что на родине, за которую он отважно сражался Сталин объявил его трусом и предателем, подлежащим немедленной казни по возвращении из плена умирает от разрыва сердца. Трудно удержаться от цитирования:

"Старый генерал вскочил. Из груди его вырвался подавленный крик страданья. Все присутствующие были потрясены горькой участью Ершакова. Шатаясь, вышел седой боец из комнаты. А затем, в наступившей мёртвой тишине услыхали все присутствующие дикий потрясающий крик: «Сталин! Тысячу раз проклятый убийца! Это твоя благодарность за мою 30-летнюю службу партии! За то, что я слепо исполнял твои приказания! Вёл армию из боя в бой! Товарищи! Отомстите за честь нашей армии!» Затем ещё один страшный вопль, приглушённый стон и звук падения тяжёлого тела…"
Карточка военнопленного Ершакова. Фото в открытом доступе.
Карточка военнопленного Ершакова. Фото в открытом доступе.

На самом деле к реальности это не имеет ни малейшего отношения. Звучит смешно, но на форумах, даже сейчас в 21 веке, я встречал людей, который всерьез верили в данную версию. Ершаков воевал еще в Первую мировую войну, дослужился до подпрапорщика. В Красной армии с 1918-го, годом позже вступил и в ВКП(б).

В Гражданскую воевал достойно, об этом свидетельствуют два ордена Красного знамени и карьерный рост от комвзвода до командира полка. Потом высшие курсы, академия. В тридцать восьмом он уже командующий Уральским военным округом и член Военного совета при наркоме СССР. В сороковом становится генерал-лейтенантом. Какими-то притеснениями и репрессиями вроде не пахнет.

С начала войны командующий 22-й армией, сформированной из частей его округа. Участвовал в обороне Полоцка, сумел задержать продвижение немецких войск. В Великолукском сражении сумел освободить первый крупный город, выбив немцев из Великих Лук. Сумел вывести основные силы армии в июле из Невельского котла, а через месяц Великолуцкого котла окружения. Армия была доукомплектована и продолжила боевые оборонительные действия с другим командующим, а Ершаков принимает командование 20-й армией.

В октябре в ходе Вяземской оборонительной операции в котел попадают четыре армии, 20-ая практически полностью уничтожена. Попадает в плен и Ершаков. До самого последнего момента пытается вырваться из окружения и организовывает сопротивление. В журнале боевых действий 252-й пехотной дивизии вермахта появляется запись о его пленении с подтверждением действий генерала:

"Пленный в связи с этим говорит: "Если бы его не было, мы бы давно добровольно сдались в плен!"
Чтобы не было вопросов прикладываю протокол допроса генерала. Фото в открытом доступе. Оригинал пришлю на почту по запросу.
Чтобы не было вопросов прикладываю протокол допроса генерала. Фото в открытом доступе. Оригинал пришлю на почту по запросу.

Так что ни о каких пораженческих настроениях и желании прекратить бессмысленное сопротивление речи идти не может.

Попал он в концлагерь Хаммельбург. Похоже, что на него действительно возлагали надежды, так как он получил лагерный номер из серии, предназначенной для лиц, подлежащих отправке в лагерь Вульхайде. Туда попадали военнопленные которых использовали в пропагандистских сериях. Однако то, что его туда так и не отправили, подтверждает факт, что на сотрудничество он не пошел. Разумеется, Альбрехт представил генерала в выгодном для немецкой пропаганды свете, его брошюра предназначалась для распространения на оккупированных территориях.

Правду о том, что он действительно говорил в плену, проясняют протоколы допроса, сохранившиеся в архивах немецкого МИДа.

Действительно, особых верноподданнических чувств и фанатизма Ершаков не высказал. Он отметил, что к войне высшее руководство РККА было не готово и сослался на Жукова, который в начале сорок первого на совещании генштаба требовал не допустить начала войны, так как в армии не прошло перевооружение на новую технику.

Он категорически отверг возможность какого-либо перемирия после того, как немцы оккупировали Украину и подошли к Москве. Об этом, по его мнению, можно было еще рассуждать пока немцы стояли на Западной Двине. Теперь только война, причем даже взятие Москвы ничего не решит. Да, это будет сильнейшим моральным ударом, но сопротивление продолжится и из-за Урала. Человеческие ресурсы пока неисчерпаемы, а промышленность Урала, Сибири и Дальнего востока обеспечит и материальными.

Исключил он и возможность прекращения сопротивления в результате военного переворота и смещения Сталина. По его словам, после Тухачевского, с осуждением которого он полностью согласен и считает его предателем, нет ни одной значимой фигуры, способной пойти на заговор.

Из немецкой политики по отношению к народу он одобрил только Агрореформу. По его мнению, это более справедливое отношение к крестьянству, в Советском Союзе схема более неудачна, с коллективизацией допущены ошибки. Ни о какой поддержке Гитлера не было ни единого слова.

⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars

Памятник на могиле героя. Фото в открытом доступе.
Памятник на могиле героя. Фото в открытом доступе.

Все эти высказывания на откровенную ненависть к Советскому Союзу совершенно не тянут, и явно не то, что хотели бы услышать немецкие пропагандисты.

Ну и последнее. Никаких заявлений Сталина о признании его предателем и, тем более, приказов по этому поводу не существовало. Хотя в статье «Запомните героев! Подвиги уральцев на Великой войне» одного из Екатеринбургских сайтов опубликована следующая информация:

«… Филипп Ершаков был объявлен врагом народа, поскольку якобы появилась листовка под его подписью, о том, что надо сдаваться. Примечательно, что ее никто своими глазами так и не видел. Тем не менее, долгое время имя Ершакова было под запретом. Работникам музея было запрещено помещать фотографию Филиппа Ершакова, но музейным работникам удалось сохранить одну из них».

Но, скорее всего, это общее послевоенное отношение к тем, кто побывал в плену. Вспомните хотя бы Лукина и историю с его награждением. Во всяком случае, его семья и после его пленения жила так же в Свердловске на старой квартире и никаким поражениям в правах, тем более репрессиям не подвергалась. Если бы его признали предателем, такой вариант в те годы был невозможен.

Подводя итог следует признать, что генерал-лейтенант Филипп Афанасьевич Ершаков ничем себя не опорочил. В плену он вел себя очень достойно, ни совестью, ни Родиной не торговал, присяге не изменил и воинскую честь не опозорил. Вечная ему память, он заслуживает того, чтобы его подвиг не забывали.

Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Порадуйте меня лайком👍

А как Вы считаете, зачем немцы придумали этот миф без каких-либо доказательств?