Найти тему

Самые пронзительные картины Великой Отечественной войны

Художники показали трагизм войны и подвиги людей через призму личной драмы. Представляем 3 лучших (по нашему мнению) картины российских и 3 – белорусских художников

Палитра времени

Россия

У подножия Мавзолея

Художники показали трагизм войны и подвиги людей через призму личной драмы.

На картине «Триумф победившей Родины» Михаила Хмелько (1949 год) - Парад Победы, который прошел 24 июня 1945 года. В центре сюжета - низложение фашистских знамен к подножию Мавзолея. Вполне узнаваемы и главные герои - Иван Конев, Василий Чуйков, Николай Кузнецов, Леонид Говоров и другие полководцы.

Рассказывают, что когда Иосиф Сталин по сложившейся традиции в одном из залов Кремля просматривал картины, представленные к самой престижной в то время Сталинской премии, то возле полотна «Триумф победившей Родины» задержался дольше, чем у других. А затем, уже после окончания просмотра, вернулся к этой работе и утвердительно произнёс: «Представить к первой степени». И правда, все смотрится очень монументально!

Севастополь в руинах

Художники показали трагизм войны и подвиги людей через призму личной драмы.-2

Александр Дейнека создал в 1942 году не реалистичное изображение осады Севастополя в том же 1942 году, а символическое, где показал столкновение двух непримиримых сил: безликой темной массы захватчиков против советских рыцарей - моряков в ослепительно-белой форме. Работа называется «Оборона Севастополя».

Сам художник бывал на фронте не раз - привозил картины и эскизы. Но именно эту создал по фотографии разрушенного немцами Севастополя. Он очень любил яркий южный город, часто ездил туда до войны, писал виды и его жителей. И вспоминал: «Я этот город любил за его веселых людей, море, лодки, самолеты. И вот воочию представил, как все взлетает на воздух».

Чтобы придать работе объемности и реализма, живописец лепил фигуры своих героев из пластилина, а матроса с гранатами на переднем плане написал с натуры. Интересно, что Дейнеке позировала знакомая спортсменка, ведь все мужчины с подходящим телосложением были на фронте.

Невероятная одноклассница

Художники показали трагизм войны и подвиги людей через призму личной драмы.-3

Во время Сталинградской битвы медсестра Наталья Качуевская спасла двадцать раненых красноармейцев в одиночку, сражаясь с наступающими войсками противника. Оказавшись в окружении захватчиков, она взорвала себя и врага последней гранатой. Портрет кисти Ирины Балдиной, который называется «Героиня Сталинградской битвы Наташа Качуевская» (1984), - дань памяти её подвигу.

В 1997 году смелую девушку удостоили званием Героя России посмертно. Награду дочери получила её 98 летняя мать. Чтобы увековечить память о двадцатилетней героине, именем Наташи Качуевской назвали улицы в нескольких городах РФ, а также одну из планет. Художница писала свою героиню частично по памяти: она была её одноклассницей.

Беларусь

Освобождённый Минск

Художники показали трагизм войны и подвиги людей через призму личной драмы.-4

На картине «Минск. 3-го июля 1944 года» Валентин Волков показал один из самых эмоциональных моментов в истории Беларуси – освобождение столицы от нацистских оккупантов.

К работе над сюжетом художник приступил, когда земля была еще изранена после разрывов снарядов – в 1945-м. Из дивизии, расположенной в Уручье, солдатам давали увольнительные, чтобы они позировали мастеру. А гражданских Валентин Волков писал с жителей улиц, соседствовавших с его мастерской. На картине угадывается центр города - начало улицы Ленина на фоне площади Свободы, где видны костел Пресвятой Девы Марии и башня бывшего коллегиума иезуитов. Над огромным полотном (2,7х5 метров) мастер трудился около десяти лет.

Важна каждая деталь

Художники показали трагизм войны и подвиги людей через призму личной драмы.-5

Пепельница с дымящейся сигаретой, печатная машинка с заправленным в каретку белым листом бумаги, часы, снятые с запястья и аккуратно положенные на стол. Коробок спичек, скомканные черновики, гильза, где вместо цветов - ветка рябины с гроздью алых ягод, черно-белые фотографии, часть рукописи…

Особым акцентом, который обращает на себя внимание, выступает красный, словно кровавый пол. На картине Мая Данцига «О Великой Отечественной...» (1968) нет случайных деталей. Зритель как будто находится в рабочем кабинете мастера, и кажется, будто он вышел на минуту и вот-вот вернется.

Шрамы на полотне

Художники показали трагизм войны и подвиги людей через призму личной драмы.-6

Двадцатилетним юношей Михаил Савицкий воевал в составе 345-й стрелковой дивизии под Севастополем. В одном из боев попал в плен. Ему пришлось пройти круги ада в концлагерях Дюссельдорфа, Бухенвальда, Дахау.

Тема Великой Отечественной стала ключевой в творчестве художника. Один из самых трагичных циклов работ мастера - «Цифры на сердце», посвященный фашистским концлагерям. В работе «Партизанская мадонна» (1967) сакральный христианский лик матери с ребёнком предстаёт в образе партизанки.

Кристина ХИЛЬКО, Валентина СТЕПАНОВА

© "Союзное Вече", №19 2024

Вам по нраву материал — подпишись на наш канал 💗
Чтоб и дальше было так — не забудь поставить знак 👍

Подписывайтесь на нас в Telegram: https://t.me/souz_veche