Как планировали высаживать десанты в царской России?

345 прочитали

Традиционно, когда заходит речь о планах Босфорской десантной операции, сразу вспоминают "Эльпидифоры" с "Болиндерами", но фокус в том, что эти плавсредства строились по программе 1915 года, и были заложены уже после начала войны и после того, как англичане высадились в Дарданеллах.

"Да, нет же! Паровая шхуна «Елпидифор» была построена в 1905 году!" Да все верно, зерновоз торговой компании «Е. Т. Парамонов и сыновья» с этим названием был построен на верфи Howaldtswerke в 1905 году, да он был мобилизован в 1914 году, да он послужил прототипом, но это паровая зерновозная шхуна. "Елпидифора" потом увели в Стамбул, продали за долги французам, те перепродали его греку. 6 апреля 1941 года судно получило повреждения в Пирее и легло на грунт. Но на том его биография не закончилась.

Немцы его подняли и использовали в качестве сетевого заградителя, но 19 октября 1944 года "Елпидифор" столкнулся с патрульным кораблем GP-10 и снова затонул.

В 1947 году его подняли, и шхуна ходила под греческим флагом, а затем под турецким флагами. 9 августа 1954 года судно снова затонуло на мелководье у мыса Сарайбурну. Через 3 года было поднято турками и снова ходило под турецким флагом, пока 65-летнее судно, сменившее несколько названий за годы службы, не было отправлено на слом в 1970 году.

Но, то "Елпидифоры" и "Болиндеры", это тема отдельная. А, как планировали высаживать десанты наши адмиралы? Ведь в 1912 году такая задача была поставлена перед ЧФ, и, даже батальон специальный сформировали.

Флаг батальона
Флаг батальона
Традиционно, когда заходит речь о планах Босфорской  десантной операции, сразу вспоминают "Эльпидифоры" с "Болиндерами", но фокус в том, что эти плавсредства строились по программе 1915 года, и были-2
Традиционно, когда заходит речь о планах Босфорской  десантной операции, сразу вспоминают "Эльпидифоры" с "Болиндерами", но фокус в том, что эти плавсредства строились по программе 1915 года, и были-3

В 1904 году, в Одессе, была так же сформирована новая постоянная часть морской пехоты – «Одесский морской батальон». Эта первая в России, в начале 20 – го века, постоянно действующая часть морской пехоты, была создана 4 (17) августа 1904 года, утверждением в этот день императором Николаем II - «Положения об Одесском морском батальоне». Спустя четыре дня 8 (21) августа 1904 года, это положение было введено в действие приказом военного министра под № 470. Согласно этому положению: «морской батальон назначается для службы при перевозке войск морем и для подготовки в мирное время в войсковых частях личного состава, технически ознакомленного с условиями и порядком производства этих перевозок». Батальон размещался в старых Самбийских казармах на ул. Канатная 23 (построенных еще в 1827 году).

Согласно штату, батальон состоял из двух рот: гребной и технической, учебной команды, школы машинистов, склада плавучих средств и технического имущества. Батальон был оснащен 36 катерами и 40 деревянными десантными баркасами. Ное сть нюанс. Несмотря на форму, похожую на морскую, Одесский морской батальон комплектовался и содержался военным, а не морским министерством, с 1910 года, считаясь понтонной частью Российской Императорской Армии.

История батальона - тема отдельного рассказа, нас же интересуют те десантные средства, которые были приданы батальону.

Высаживать десант можно по-разному. И десантно-высадочные средства могут быть разными. В 1912 году виделось, что десант будут перевозить суда, мобилизованные по судовой повинности на время войны, а высадка будет производиться как раз теми самыми катерами.

Заказ на разработку проекта и постройку первой серии из 6 катеров выдали фирме «Крейтон». Верфь ранее строила паровые 56-футовые "минные" катера для броненосного флота, потому проект этого катера и стал основой для проектирования. От прототипа новый катер отличался меньшими размерами. Форма носовой оконечности была изменена, чтобы обеспечить подход к мелководью. На палубе в носовой оконечности была предусмотрена сходня шириной 1 м, выдвигаемая вперёд и опускаемая на грунт при подходе катера к берегу. Сходня выдвигалась с помощью двух деревянных стрел и ручных лебёдок. Предусматривалась возможность его перевозки на борту обычных грузовых транспортов флота.

Серия катеров получила название "Тамань". Катера были деревянными, имели водоизмещение 6,8 тонны, (главные размерения 12,8х2,27х0,8 м), паровая машина имела мощность 40 л.с., скорость около 11 узлов.

К концу лета 1912 г. была построена серия из 6 ед. и уже в сентябре того же года командующий флотом решил испытать новые катера в «деле». 16 числа транспорт «Борго» приняв в Одессе на борт роту морских пехотинцев и 4 катера вышел в море. На каждом катере можно было разместить 12 человек десанта, но при высадке каждый катер буксировал по две шлюпки.

Катера успешно высадили "десант" на Одесский пляж, и по результатам этого эксперимента было принято решение о строительстве было принято решение об увеличении серии до 40 единиц. Хотя, если подходить объективно, высадка 80 человек за 3 часа, показатель... так себе. Тем не менее, 14 единиц построило Лазаревское Адмиралтейство (Севастополь), 20 единиц построила фирма «Беллино-Фендерих» (Одесса).

Транспорт "Борго" тоже интересный пароход. Это судно немецкой постройки (Киль, Норддойче А.Г. 1883 гг.). Бывшая "Этна", потом «Валезия». Он был приобретен в 1905 году. Водоизмещение 4630 тонн, размерения 91,9 х 11,4 х 7,3 метров. Паровая машина, 2 котла, 9 узлов. Он был оборудован, как десантный, в расчете на 300 пехотинцев или 100 кавалеристовс лошадьми или 15 орудий с упряжками и передками. В 1907 году пришел в Севастополь и вошел в состав Черноморского Флота.

(В сентябре 1915 г. зачислен в состав Балтийского флота. Участвовал в I мировой войне 1914-1918 гг., Ледовом переходе кораблей Балтийского флота весной 1918 г. С октября 1918 г. — в порту на долговременном хранении. В 1922 г. расконсервирован. С 26.03.1925 г. переименован в «Текстильщик». В 1928 г. продан тресту Рудметаллторг для разборки на металл).

Флот подошел к проблеме высадки более трезво и практично. По опыту этой высадки было принято решение спроектировать самоходные десантные баржи. Первыми, по настоящему, пригодными десантными средствами, которые начали строить до начала войны, стали баржи типа «Таврия».

Строили их завод "Наваль", завод Вадона в Херсоне и Лазаревское Адмиралтейство в Севастополе. К началу войны их было уже построено 47 единиц (всего их было 55). О них написано совсем мало, но по сути, это был "предок" "Боллиндера" (иногда в документах эти суда смешивают).

Первые 30 единиц имели водоизмещение 250 тонн, размерения 54,7x7,1x1,2 м. Они были оснащены паровой машиной мощностью 100 л.с., 2 котла, скорость 5-6 узлов. Предполагалось, что к месту десанта баржи пойдут на буксире, а потом, к берегу они пойдут своим ходом.

До войны их строили как коммерческие суда с фальшносами и надстройками. После начала войны эти баржи переоборудовали.

Вторая серия планировалась с "полудизелями" завода Лесснера, но из-за срыва поставок моторы получили только первые 7 единиц, остальные использовались как несамоходные баржи. По своим параметрам баржи второй серии были похожи (имели водоизмещение 255 тонн)

Так, что к десанту, (вроде бы как готовились), но почему-то оказались не готовы, и англичане высадились первыми.