613,3K подписчиков

История первого героя СССР: за что Анатолий Ляпидевский удостоился высшей награды

За все время существования СССР звание Героя Советского Союза получили свыше 12 тысяч человек. Имена многих из них до сих пор на слуху — все-таки просто так эту награду никогда не давали. Но перечень всегда начинается с одних и тех же фамилий, входящих в так называемую «великолепную семерку». Но медаль «Золотая Звезда» с порядковым номером 1 была только одна. И досталась она свежеиспеченному выпускнику Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского полковник Анатолию Ляпидевскому.

    История первого героя СССР: за что Анатолий Ляпидевский удостоился высшей награды
История первого героя СССР: за что Анатолий Ляпидевский удостоился высшей награды

Высшая степень отличия СССР впервые была установлена Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года, тогда Герои Советского Союза получали просто звание, национальное уважение и любовь, а также ордена Ленина. Лишь спустя пять лет Указом Президиума Верховного Совета СССР был учрежден дополнительный знак отличия — медаль «Золотая Звезда», которую стали торжественно вручать всем Героям за особые заслуги перед государством и народом .

«Нет в моей биографии ни удивительных приключений, ни замечательных открытий. Тихая моя биография»

С этих слов первый Герой Советского Союза начал свои мемуары. Поверить им, мы, конечно, можем, но ведь люди всегда склонны к самокритике, поэтому лучше сформируем собственное мнение из рассказа.

Первый Герой СССР: биография

Анатолий Ляпидевский родился в небольшом селе в Краснодарском крае в многодетной семье священника — у него было семь сестер. В церкви, по словам Анатолия, отец работал скверно — бузил, частенько выпивал. Затем началась война, которая наложила отпечаток на жизни всех, в том числе и детей: по вечерам они играли в «войнушку», днем учились в школе, а в свободное время работали, чтобы хоть какую-то копеечку принести в дом. Так, маленький Толя успел поработать подручным в кузнице, учеником слесаря, мотористом, помощником шофера на маслобойном заводе.

В тот период около Ейска была организована авиабаза красных. Вот тогда Ляпидевский понял, что тоже хочет летать: «Мы, мальчишки, часто пешком отправлялись туда. Моторы, бензин, самолет зажгли мою душу. Я бегал за летчиками по пятам». Но спустя время авиабазу перенесли в другой город, вместо летчиков в станицу пришел отряд красноармейцев-матросов. Тогда Анатолий понял, что стать моряком — тоже вполне неплохая идея.

Окончив школу, будущий Герой СССР отправился в комсомольскую организацию маслобойного завода с просьбой дать ему направление на флот. Но в этом ему отказали, зато сделали встречное предложение: а в летчики пойдешь? Пойдет, конечно! И вот Ляпидевский по путевке отправился в Ленинград, где стал курсантом Военно-теоретической школы ВВС.

Всего за восемь месяцев новоиспеченный летчик прошел обучение в Ленинграде, после чего отправился учиться в Севастопольскую школу морских летчиков, где и познакомился с будущим коллегой по спасательной операции «Челюскина» Сигизмундом Леваневским — он был его учителем. Через некоторое время Анатолия перевели в только что открывшееся в Ейске летное училище, где теперь он занимается обучением курсантов.

   Wikipedia
Wikipedia

А в 1933 году Ляпидевский решил перейти в полярную авиацию, поскольку в те годы освоению Крайнего Севера уделялось особое внимание.

Гибель парохода «Челюскин»

13 февраля 1934 года радисты всего мира принимают тревожное сообщение: «"Челюскин" раздавлен. 100 человек высадились на лед». Пароход направлялся из Ленинграда в плавание сначала к берегам Мурманска, а затем до Владивостока с целью доказать, что по Северному морскому пути можно доставлять грузы. За несколько месяцев экспедиции все ее участники уже успели привыкнуть к дикому морозу, обжигающе ледяному ветру полярной ночи. Но в тот день случилось то, чего никто не мог ожидать: 104 человека, включая 10 женщин и двух маленьких детей, были вынуждены высадиться на льдину и ждать помощи — «Челюскин» оказался раздавлен льдами. Лед сначала пропорол левый борт парохода, из-за этого лопнули трубы паропровода. Через два часа судно оказалось под водой.

Сию же секунду отправиться на спасение заточенных на льдине людей было невозможно: началась сильнейшая пурга, из-за которой, как писал Ляпидевский, «чукчи глубоко зарылись в свои пологи и шкуры. Даже на собаках ехать нельзя — не то, что лететь. Так до 18-20-го числа».

18 февраля, наконец, небо стало ясным. Термометр показывал 19 градусов мороза. Участниками спасательной операции было решено назначить опытных летчиков: Василия Молокова, Маврикия Слепнева, Михаила Водопьянова, Ивана Доронина, а также парочку молодых ребят — Анатолия Ляпидевского и Николая Каманина. Они совершили 29 «холостых» полетов, прежде чем смогли наткнуться на лагерь, который разбили пассажиры «Челюскина» на одной из льдин посреди Чукотского моря.

«Двадцать девять раз пытались мы пробиться сквозь пургу и туманы в тяжелейших условиях Заполярья, и все безуспешно... Вылетали, брали курс, и каждый раз возвращались – стихия свирепствовала, мороз доходил до минус 40 градусов, а летали мы тогда без стеклянных колпаков над кабиной и даже без защитных очков, просто лицо оленьей шкурой обматывали и оставляли маленькие щелочки для глаз. Но от холода ничего не спасало»

С 5 марта по 13 апреля 1934 года летчики вывозили из лагеря на льдине всех челюскинцев, за что и получили звания Героев Советского Союза — первыми в истории.

   topwar.ru
topwar.ru

Отдельного постановления на каждого из них не было. Но в списке Героев он значил первым — возможно потому, что именно он первым эвакуировал со льдины всех женщин и детей.

Дальнейшая карьера Анатолия Ляпидевского

С 1935 по 1939 годы уже Герой Советского Союза учился в Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского. Уже на выпускном курсе он принял решение оставить штурвал и заняться самолетостроением. Стал работать в руководстве Центрального аэрогидродинамического института СССР, затем был назначен директором крупного авиазавода. В годы Великой Отечественной войны Ляпидевский служил на Карельском фронте начальником полевого ремонта 7-й воздушной армии. А в конце 1940-х он уже занял кресло замминистра авиапромышленности СССР. В общем, в карьере до поры до времени все у него складывалось отлично.

Переломным моментом в жизни добродушного и улыбчивого Анатолия Ляпидевского стала пятнадцатая годовщина присвоения ему высокого звания заставила мужчину на несколько месяцев отстраниться от всего мира. Накануне этой знаменательный даты журналисты окружили летчика с просьбами надеть парадную форму со всеми наградами и сделать несколько снимков, одну из которых вскоре поместили в журнале «Огонек». После этого Ляпидевскому поступает звонок от министра авиапрома СССР Михаила Хруничева. Он заявил, что приказом вышестоящих инстанций летчик был снят с должности. По какой причине — точно неизвестно, но бытует мнение, что снимок из журнала увидел Сталин, на что тот распорядился «приземлить героя» — мол слишком много почестей ему было дано за последние несколько лет.

Два месяца летчик не отвечал на звонки, полностью погрузился в себя и редко выходил на улицу. А затем собрался и решил полностью сменить свой род деятельности: до 1962 года он трудился в оборонной сфере, а после, уйдя в отставку по состоянию здоровья в чине генерал-майора ВВС, до конца своей жизни работал ведущим конструктором на фирме Артема Микояна.

Личная жизнь

Со своей женой Ириной Анатолий Ляпидевский познакомился еще до того, как отправился на крайний север. В 1932 году у него родилась дочь Александра, в 1937 — сын Роберт. В 2008 году Роберт Анатольевич дал большое интервью журналистам, в котором он раскрыл своего отца с той стороны, с которой его видела только семья:

Он был очень трогательный дед. Когда моя жена рожала первенца, я был на гастролях в Италии. Когда начались схватки, мои родители приехали в 6 утра и забрали ее в роддом. В 1977 году родился второй сын. Первый — Анатолий, второй — Василий. Имена давал сам: первому — в честь моего отца, второму — в честь их прадеда. Потом родилась моя племянница, дочка сестры, Ира, ее назвали в честь моей мамы. Отец всех внуков и внучек любил без памяти, мог часами гулять с ними, читать книги, рассказывать сказки»

В семье он видел отдушину, но посвятить ей всего себя он не мог — Анатолию просто необходимо было где-то работать, ему всегда хотелось туда, где интересно и невероятно сложно. Это желание его и сгубило.

Какое-от время Ляпидевский проработал в Министерстве среднего машиностроения в КБ, которое занималось разработкой и производством устройств, предназначенных для испытания водородного оружия. Тогда он получил дозу радиации, а вскоре врачи диагностировали у него лейкемию.

В начале 1983 года на похоронах своего товарища по спасательной операции челюскинцев Василия Молокова, Анатолий Ляпидевский простудился. Для человека с лейкемией даже небольшой насморк может оказаться смертельно опасным. И вот, организм знаменитого летчика не смог долго сопротивляться инфекции. 29 апреля 1983 года он ушел из жизни последним из «великолепной семерки» первых Героев СССР.