1,2K подписчиков

Основные производители автомобилей в Китае

3,2K прочитали

В 2023 году Китай стал мировым лидером по экспорту автомобилей, опередив Японию. Во многом это произошло благодаря российскому рынку: после того как западные автоконцерны его покинули, более 60 % там заняли китайские бренды. В результате в России понятия «китайский автомобиль» и «иномарка» стали практически идентичными.

Chery Tiggo 8 (Фото: dongchedi.com)
Chery Tiggo 8 (Фото: dongchedi.com)

История китайских автомобилей

Фото: dongchedi.com
Фото: dongchedi.com

В 1902 году Юань Шикай, будущий президент Китая и в то время известный военачальник, привёз из Гонконга, который тогда контролировался англичанами, автомобиль и подарил его вдовствующей императрице Цыси. Этот автомобиль стал первым в Китае, хотя использовался скорее как выставочный экспонат во дворце.

После Синьхайской революции 1911–1912 годов, которая привела к краху империи и попыткам установить республиканскую форму правления, в некоторых регионах начался рост торговли и промышленности. В следующее десятилетие в Китае начали работать первые автомобильные заводы иностранных компаний, таких как Ford, General Motors и Mercedes-Benz.

Однако этот период закончился в 1937 году с началом японского вторжения. После Второй мировой войны и последующей гражданской войны автомобильная промышленность в Китае была полностью разрушена, и её пришлось создавать заново.

На начальном этапе помощь в восстановлении оказал Советский Союз. В 1953 году был основан Первый автомобильный завод КНР, который сейчас известен как FAW. Его создали по образцу московского предприятия ЗИЛ. Несколько лет спустя начал работу Второй автомобильный завод, который сегодня называется Dongfeng.

Сначала китайская автомобильная промышленность сосредоточилась на производстве грузовиков. Массовое производство легковых автомобилей началось только в 1980-х годах, а действительно значительных масштабов выпуск машин в Китае достиг только в 2000-х. В 2009 году Китай стал крупнейшим производителем автомобилей в мире и сохраняет это лидерство до сих пор.

У китайского автопрома есть две важные особенности. Во-первых, все автомобильные корпорации можно разделить на три типа:

  • FAW, Donfeng и Changan принадлежат государству и контролируются напрямую центральным правительством;
  • BAIC, Chery, JAC, GAC и SAIC также принадлежат государству, но находятся под управлением властей отдельных провинций;
  • Geely, Great Wall, BYD и Seres являются частными компаниями.

Вторая особенность китайского автопрома заключается в том, что иностранные концерны должны создавать совместные предприятия с местными корпорациями, где китайской стороне принадлежит не менее 50%. Исключением из этого правила является завод Tesla в Шанхае, который полностью принадлежит американской корпорации.

Какие китайские марки наиболее популярны в России

На начало 2024 года в России представлено несколько десятков китайских автомобильных брендов, однако лишь некоторые из них занимают ведущие позиции. Autonews.ru выделил шесть китайских автомобильных компаний, о которых следует знать.

Chery

Chery Tiggo 4 (Фото: Chery)
Chery Tiggo 4 (Фото: Chery)

В 2023 году в России было продано 120 026 автомобилей. Самой доступной моделью стал Chery Tiggo 4 стоимостью 2 120 000 рублей.

Chery, Omoda, Exeed и Jaecoo — известные бренды, предлагающие эту модель. Кроме того, в России представлены дочерние бренды Kaiyi и Jetour, независимые от Chery.

Chery был одним из первых китайских автопроизводителей, пришедших на российский рынок. Компания даже организовала несколько совместных производств для локальной сборки автомобилей, но теперь все Chery поставляются из Китая. Кроссоверы семейства Tiggo стали самыми популярными, а их история началась с копирования Toyota RAV4. Шасси для последнего поколения этих автомобилей было разработано совместно с Jaguar Land Rover.

С учётом дочерних брендов, особенно Omoda и Exeed, продажи Chery в России в 2023 году превысили 200 тысяч автомобилей. Это делает Chery ведущим китайским автопроизводителем в России. В самом Китае Chery не является самым крупным автоконцерном, хотя и небольшим его назвать нельзя. Например, по итогам 2022 года продажи Chery в Китае и остальном мире превысили 1,2 миллиона автомобилей. Лидером же стал концерн SAIC с результатом 2,7 миллиона автомобилей.

Haval

Haval Jolion (Фото: Haval)
Haval Jolion (Фото: Haval)

В 2023 году в России было продано 112 495 автомобилей. Самой доступной моделью стал Haval Jolion стоимостью 1 849 000 рублей.

Haval, Great Wall, Tank, Ora и Wey — известные бренды, предлагающие эту модель.

Бренд Haval принадлежит концерну Great Wall Motors, но именно он стал особенно популярным в России. Отчасти это объясняется разумной ценовой политикой, которая обеспечивается наличием местного производства в Туле.

Традиционно Great Wall популярен своими внедорожниками. Сейчас основу продаж делают всё же кроссоверы, но марка не отказывается от выпуска рамных машин. В 2023 году в России стартовало новое поколение таких автомобилей под брендом Tank.

Как и Chery, в Китае концерн Great Wall Motors не является лидером по продажам, хотя и входит в число крупнейших. В 2022 году он продал 1,07 млн машин.

Geely

Geely Emgrand (Фото: Geely)
Geely Emgrand (Фото: Geely)

В 2023 году в России было продано 94 613 автомобилей. Самой доступной моделью стал Geely Emgrand стоимостью 1 959 900 рублей.Geely представлена в России одноимённым брендом. Также в России присутствует дочерний бренд Livan, а серые дилеры активно ввозят электромобили Zeekr от концерна Geely.

Марка Geely выделяется среди других китайских автопроизводителей тем, что эта корпорация первой начала мировую экспансию с покупки иностранных автопроизводителей. В 2009 году Geely приобрела шведскую Volvo Cars, а в настоящий момент владеет также британской фирмой Lotus. Кроме того, Geely — один из крупных акционеров концерна Mercedes.

Всё это позволило Geely получить доступ к современным европейским технологиям и стать одним из лидеров среди китайских автоконцернов. В 2022 году продажи корпорации превысили 2,3 млн машин.

У Geely есть совместное предприятие в Белоруссии, откуда машины могут поставляться в Россию без уплаты таможенных пошлин. Пока там собирают кроссоверы Coolray первого поколения, но в 2024 году ожидается локализация седанов Emgrand.

Changan

Changan Alsvin (Фото: Андрей Любимов / РБК)
Changan Alsvin (Фото: Андрей Любимов / РБК)

В 2023 году в России было продано 48 269 автомобилей. Самой доступной моделью стал Changan Alsvin стоимостью 1 720 000 рублей.

Помимо бренда Changan, в России представлен суббренд Uni, а также серые дилеры предлагают электромобили Avatr.

Changan — компания, которая спорит за звание старейшего производителя Китая. Она была основана более 150 лет назад ещё в имперский период, но до второй половины XX века производила не автомобили, а в основном оружие.

В настоящий момент Changan — один из самых массовых автомобильных брендов из КНР. Это связано не столько с высокими общими продажами концерна, сколько с тем, что в отличие от конкурентов Changan не стремится к дроблению модельного ряда на множество отдельных марок.

До 2023 года в России бренд не был широко представлен, но в 2023 году на рынок вышло сразу несколько новых моделей, дилерская сеть стала расти, а продажи увеличились в 18,7 раз, что вывело бренд на четвёртое по популярности место среди китайских автопроизводителей. Во всём мире продажи концерна Changan в 2022 году составили 1,87 млн машин.

JAC

JAC JS3 (Фото: JAC)
JAC JS3 (Фото: JAC)

В 2023 году в России было продано 12 045 автомобилей. Самой доступной моделью стал JAC JS3 стоимостью 1 799 000 рублей.

JAC продаёт машины в России под собственным брендом, а также поставляет машинокомплекты для автомобилей «Москвич» и Sollers.

По китайским меркам JAC является относительно небольшим автопроизводителем. Его суммарные продажи за 2022 год составили около полумиллиона машин, что сравнимо, например, с планами Lada на 2024 год. Уступая лидерам китайского автопрома в объёмах, JAC предлагает партнёрам более гибкий подход. Так, в самом Китае компания продала своё электромобильное направление концерну Volkswagen, а в России стала главным партнёром для таких марок, как «Москвич» и Sollers.

Таким образом, если суммировать продажи готовых автомобилей JAC, а также поставленных машинокомплектов, то окажется, что в прошлом году этот концерн реализовал не 12 тыс. автомобилей, а вдвое больше и очевидно намерен увеличить свою долю в 2024 году.

FAW

FAW Bestune T55 (Фото: dongchedi.com)
FAW Bestune T55 (Фото: dongchedi.com)

В 2023 году в России было продано 5722 автомобиля. Самой доступной моделью стал FAW Bestune T55 стоимостью 2 411 000 рублей.

Помимо марки FAW, компания представлена в России премиальными автомобилями Hongqi.

FAW — старейший автопроизводитель Китая и второй по величине после шанхайского SAIC. Основная деятельность концерна — производство машин иностранных брендов на совместных предприятиях. Автомобилей собственных марок FAW продаёт не так много — в 2022 году их реализовали только 555 тысяч.

В России FAW интересен тем, что в 2023 году вывел на рынок свой премиальный бренд Hongqi, чьи автомобили призваны заменить ушедшие Mercedes, BMW и Audi. Кроме того, именно FAW в Китае выпускает бюджетные модели концерна Volkswagen под брендом Jetta, которые стали одними из лидеров по поставкам через параллельный импорт.

Машину какой китайской марки выбрать

Почти все представленные в России китайские автопроизводители выпускают автомобили уже несколько десятилетий и за последние годы обновили свои модельные ряды и модернизировали производства.

Главной проблемой на этом фоне может стать дефицит запчастей и специалистов по обслуживанию и ремонту. Поэтому выбор лучше делать в пользу тех брендов, которые уже давно присутствуют на рынке, имеют развитую дилерскую сеть и склады запчастей.