Издание в бумаге, «толстые» журналы... Так ли это важно для авторов в наше время?

Произошёл в моём литературном окружении недавно странный инцидент. В прошлом году я участвовала в конкурсе «Северная звезда», организованном журналом «Север», и вошла в число его лауреатов. За лауреатство обещали публикацию в журнале в течение 2024 года. «Север» издание серьёзное, престижное, поэтому публикации я, конечно, обрадовалась.

Пока ещё моей подборки не было в журнале, но другая моя знакомая, Ольга Гусева, дождалась своего «звездного часа». Ей прислали электронную версию номера, в котором опубликовали её рассказ, и что же?

Ольга была неприятно поражена количеством правок, внесённых в текст не то, что без согласования с ней — даже без уведомления её о каких-либо правках!

Изменения, по мнению автора, сделали текст хуже, кроме того, в некоторых местах даже появились ошибки.

Я сама потом прочитала оригинал и исправленный текст. На мой взгляд, он действительно потерял некоторую самобытность.

Ему, похоже, пытались добавить «литературности», которая там в прямой речи и в мысленном потоке простых людей неуместна, а получилась вылущенность. Пропала эмоциональность, искренность, близость к читателю. В любом случае, конечно, хорошо, что этот текст попадет к читателю, потому что рассказ меня довёл до слёз... Даже с такими исправлениями основная мысль всё равно считывается, но автору, разумеется, неприятно такое обращение с текстом и с ней!

Когда Ольга попыталась выразить свое недоумение по поводу несогласованных правок, редактор, внесший их, ответил с достаточно явным пренебрежением к «начинающему автору» (действительно, раз публикаций в «крутых» журналах нет — то автор начинающий и нечего с ним церемониться!), что:

  • редакция не может себе позволить согласовывать каждую правку со всеми, иначе выпуск номера никогда бы не состоялся,
  • что правки она считает корректными,
  • что текст стал лучше,
  • что без этих правок текст был слаб,
  • а если бы вообще автор не была победителем конкурса, то и рассказ её на общей конкурсной основе к предлагаемым текстам до публикации бы вообще не дошёл. Вот так вот.

Очень это было мне поразительно и неприятно. Даже не сколько сам факт внесения несогласованных правок — бывает всякое, ну, торопились, ну, внесли правки (но зачем потом бычиться? почему просто не извиниться?..) — сколько такое пренебрежительное отношение к автору.

Я не удивляюсь уже такому потребительскому отношению к писателям в той среде книжно-блогерской, в которой я обитаю по своему жанру (фэнтези). Блогеры часто оказываются пресыщены сотрудничеством с авторами, редакторы издательств популярных серий в предложенных рукописях как в сору роются.

Но я была уверена, что в классических «толстых» журналах, художественных журналах, как-то сохранилось ещё то, условно «старое», достойное отношение к авторам. Было неприятно и грустно убедиться в обратном.

Это происшествие навело меня на рассуждения. Почему сейчас, когда настолько уже обыденной стала электронная книга и во многих конкурсах и премиях публикация книги на книжном интернет-ресурсе приравнивается к публикации в издательстве или журнале, всё равно сохраняется у многих (ну, у меня так точно), вот этот благоговейный трепет, это «КУ!» перед бумажным изданием?

Ведь если так посудить, почитание издательства, благоговение перед возможностью издать книгу в бумаге — ведь атавизм какой-то в наше время! Ушло уже такое огромное значение бумажной книги, с этим трудно спорить, а отношение к ней такое, старое, осталось. Оттого и издательства ходят гоголями. Хотя с этим «гогольством» они опоздали лет на пятьдесят. Это тогда можно было гнуть пальцы и заявлять: «Мы — единственный путь от автора к читателю!» Сейчас не единственный. И даже далеко не самый популярный.

У меня по-прежнему сидит какой-то божок внутри, которого я никак не могу вытравить, который говорит мне, что стоит мне опубликовать книгу в крупном издательстве типа Эксмо, АСТ, как всё в моей жизни резко изменится, и книгу будут читать сотни читателей.

А на самом-то деле бумажная книга мало что кардинально изменит... Точно так же, как и с электронной книгой, как и с книгой, изданной, как сейчас у меня, в издательстве «Руграм» — автору самому надо раскручиваться и заявлять о себе, платить за рекламу и заказывать отзывы. А иначе — не будет продаж и серию твою закроют (если цикл пишешь, например) и всё. Больше уже ничего не напечатают.

Поэтому у меня в последнее время всё чаще возникает ощущение, что мы бегаем за изданием бумажной книги в крупном издательстве как за валютой прошлого столетия — которая уже сейчас ценности не имеет.

Бегаем, бегаем, потом, наконец, вдруг получим эту валюту по счастливой случайности, думаем — ооо, всё, сейчас сяду, ножки свешу, как повалят читатели, как пойдут деньги!..
Но нет.
Очень у многих издавшихся авторов встречала посты о колоссальном выгорании. Об огромной усталости. Об «игре в одни ворота». Об отсутствии поддержки со стороны издательств.

Вот и думаю, может, перестать уже рваться в крупное издательство?..

На фото — моя книга, вышедшая в 2023 году в издательстве «Руграм»
На фото — моя книга, вышедшая в 2023 году в издательстве «Руграм»

А вот я стою у книжной полки с моей вышедшей в «Руграм» фэнтези «Под крылом дракона». Если вы любите эпические приключения, масштабные истории в духе Толкина и Льюиса с философским подтекстом, с прописанным путем саморазвития и становления героев — то эта книга для вас. Купить можно на Озоне, на Читай-городе, на WB, на Бук24.

Или прочитать электронную версию на Литрес.