Европейцы дожали канадцев и те нехотя разрешили сделать исключение из санкций. Нет, они свою ошибку, свой стратегический просчет не признали, а именно что «поступились», на время. Разрешили корпорации Airbus закупать титан у российской «ВСПМО-Ависма» на своей территории. У Airbus там куча заводов и вспомогательных предприятий, так что возить ценный металл надо. Но европейская корпорация продолжает гнуть свою линию на отказ от российского сырья в обозримом будущем.
В прошлом месяце в издании «Washington Post» вышла статья-жалоба о том, что Запад в лице США и ЕС никак не может избавиться от чрезвычайно выгодного для них бремени в виде закупок титана у России. Плачут, колются, но исправно отстегивают по 300 млн долларов в год за продукцию «ВСПМО-Ависма». Слезно обещают отказаться от использования российского титана, хотя бы в военной отрасли, а сами через третьи руки наращивают его запасы.
Титан, в отличие от редкоземельных элементов, вот ни разу не дефицитный ресурс. Но полная противоположность – очищенный и подготовленный к инструментальной обработке металл. Так-то месторождений титана в мире хватает, это и та же Канада, Китай, Норвегия, Австралия, плюс ЮАР, Вьетнам, Мозамбике, а еще Индия и несчастная соседняя страна. Кстати, одна из причин операции России – взять под контроль титановые и прочие полезные месторождения. Там навскидку несколько десятков триллионов долларов под землей лежат.
Если завтра Россия уйдет с мирового рынка титана, катастрофы не случится. Она произойдет через полгода-год, когда исчерпаются запасы качественного металла, и всем потребителям придется срочно менять планы, вносить правки в чертежи и перезаключать контракты. Потому что российский титан – это лучшее на планете сочетание цены и качества, причем второе гораздо важнее. Никто не заплатит за вывод полезного груза на орбиту на ракете, чьи элементы изготовлены не из титана с маркировкой «Made in Russia», потому что это риск.
Ракета или самолет из другого, не российского титана, тоже полетят и вполне успешно. Но с эксплуатационной точки зрения они другие, а потому и финансово оцениваются иначе. Проще говоря, все хотят покупать самый лучший титан и не переживать из-за результатов его использования. Это значит, что Россия запросто может запретить поставки в недружественные страны, но без тени смущения продавать свой титан им же через третьи руки с огромной наценкой. Купят, никуда не денутся, потому что та же Boeing уже который год так поступает.
Кажется, что России давно пора перестать держаться за репутацию надежного поставщика, который готов терпеть удары судьбы и нести убытки, лишь бы соблюдать договоренности. Надо как американцы, бить наотмашь и насквозь, рвать контракты и нарушать соглашения, перекраивать всю схему поставок каждый раз, когда это выгодно. И чего переживать? Все равно покупатели придут, смирятся и подстроятся, им же это нужно. Вот захотели в Вашингтоне и надавили на Чили с Аргентиной, чтобы те не продавали в Россию литий, причем себе в убыток. А мы почему так не можем?
В том-то и дело, что не можем. Потому что США контролируют и финансовый сектор, и мировую логистику, и системы связи, а самое главное – держат за горло правительства многих стран. Поэтому им для организации очередной авантюры достаточно пальцами щелкнуть, а вот России в случае потери стабильного и щедрого клиента придется с трудом и потерями времени и средств выстраивать какие-то новые цепочки продаж. Где на каждом шагу будут возникать новые сложности. Титан может стать новым оружием России, но не сейчас, а лишь в обозримой перспективе.