Не пора ли внести "Поправки"?

Ох уж эти "Поправки"... Не знаю я что писать, да и надо ли. Но что-нибудь вам сейчас соберу из своих мыслей. Вот если сразу вы зададите мне вопрос: понравился роман? - я вам не отвечу.

Ох уж эти "Поправки"... Не знаю я что писать, да и надо ли. Но что-нибудь вам сейчас соберу из своих мыслей.

Вот если сразу вы зададите мне вопрос: понравился роман? - я вам не отвечу. Эта книга ввела меня в некий летаргический ступор. С одной стороны я попала под магию судеб героев и желала скорее узнать, чем дело кончится. А с другой стороны я попала в патриотический до мозга костей страниц роман. Американский роман. И мне это не понравилось.

Выражение своего мнения

Мне тут в последнее время стали прилетать гневные комментарий от людей, которые недовольны моим мнением. И при этом это не здравая критика, а какой-то непонятный вспыльчивый набор букв, где отсутствует элементарная логика и грамотность.

Конечно, ведя канал, я понимала, что рано или поздно мне достанется за открытые мысли. И вроде стараешься писать всё обтекаемо и беречь людей. А в итоге прилетает тебе красивая простыня с красными чернилами...

Я к чему:

Если вы, дорогие попавшие сюда люди, не готовы принимать чужое мнение и относитесь к критике любой книги крайне болезненно, то пройдите мимо. Просто идите лесом. Ибо здесь царим я и моя картина видения этого мира.

Агрессивненько, да? Но я, честно, не возьму в толк, истеричных особ, которые начинают запрещать мне думать по-своему и навязывают своё мнение через комментарии в интернете (facepalm).

Спасибо просто тем, кто меня читает всегда и говорит о противоположном мнении спокойно и без наездов.

А у вам встречались странные комментарии в отношений ваших публикаций?

Извините за лирику, очень захотелось высказаться именно здесь и сейчас. (Влияние Франзена, что ли?)))

Перехожу к сути.

О чем "Поправки"?

Я, наверное, вас напугала, что сейчас будет что-то резко негативное по отношению к роману. Но на самом деле нет. В целом, у меня есть только одна большая придирка, да и то очень личного характера. Об этом позже.

В центре романа семья Ламберт. Двое пожилых родителей и трое их взрослых детей.

Мать семейства - Инид. Принципиальная старушка 75-ти лет, с больным бедром и большой потребностью выглядеть в глазах соседей образцово-показательной хозяйкой.

Отец семейства - Альфред. Бывший когда-то серьезным, строгим, местами деспотичным отцом к старости страдает Паркинсоном и деменцией. Вокруг его нынешнего состояния крутится весь роман.

Старший сын - Гари (с одной -р-, это не ошибка). Успешный банкир и единственный из детей Ламбертов, кто имеет собственную семью. Кажется идеальным человеком до поры, до времени.

Жена Гари - Кэролайн. Женщина, ненавидящая свекровь, до такой степени, что...Эм, об этом тоже попозже.

Дети Гари и Кэролайн - их трое, все мальчики, в возрасте от 9 до 13 лет.

Второй сын - Чип. Неудачливый профессор, сценарист и просто странный человек.

Младшая дочь - Дениз. Разведенка, но зато с громадным поварским талантом.

Инид понимает, что с Альфредом совсем плохо, поэтому мечтает собрать детей на Последнее Рождество. Навязчивая идея матери завязывает определенный клубок событий, апогей которых придётся как раз на Рождество.

Впечатления и мысли (солянка соляная)

1. Не стоит по аннотации к книге представлять себе комедии с Робертом де Ниро в главной роли. Это не тот прикол, когда ненавидящие друг друга родственники решили собраться за одним столом, помучили друг друга и помирились наконец. "Поправки" полностью на минорных нотах. И тема старости и смерти здесь прошита об обложки до обложки.

2. Не стоит думать, что о болезни и мучениях сказано обтекаемо и нежно. О, Боже, нет. Франзен во всех подробностях описывает галлюцинации Альфреда. Несколько довольно длинных эпизодов посвящены его разговорам с фекалиями. Альфред видит их живыми и говорящими (так вот кто придумал смайлик в наших смартфонах!), ругается с ними и мочится под себя. Автор показывает немощность старика настолько без прикрас, что тошно читать. И, признаюсь, эти диалоги с какашками я прошла по диагонали. В моей семье был опыт человека с деменцией. И это больно и сложно. Читать про такое, когда ты сам прошёл через это - сыпать соль на раны. Большую часть книги я жила воспоминаниями (и отнюдь не светлыми). И это самое моё большое недовольство романом. Я хочу читать о чистом, а грязи и в жизни не мало. Поэтому вы все знаете, что мой выбор всегда склоняется в сторону фэнтези и сказки. И хотя подобная литература учит меня чему-то на подсознании, но удовольствия она не приносит.

3. Не стоит думать, что здесь не говорят об интиме. Оооо, ещё как говорят. Да во всех подробностях. Прочитала в некоторых отзывах, что люди хотели помыться после таких сцен. Вполне возможно. Я стойко сносила все сношения (говорю же сегодня одна солянка в словах ☺), но на ветке Дениз, где она достаточно подробно любит жену своего босса, я еле сдерживалась, чтобы не пойти помыться. (И тут все защитники лес*иянок яростно могут напасть на меня). Я люблю погружаться в персонажей, проникаться ими. Но с Дениз у меня возник затык. Я вроде как прониклась к ней, но вот эта мерзкая история с Рейчел вывела меня из себя. И дело даже не в интиме, а в том, как Дениз отнеслась к женщине, пожертвовавшей ради неё семьёй. По-свински так. Для меня очень отталкивающе.

4. Не стоит читать, если вы не разбирайтесь в железнодорожном деле и работе американских бирж. Я шучу, конечно. Но это близко к приколу про наших классиков, когда описания или монологи расписаны на n-ое кол-во страниц. Да, наверное, американцам круто читать про то, что так беспокоило их нацию в 90-е годы прошлого столетия. Но мне, сидящей за тридевять земель за океаном, глубоко параллельно на это. У нас в 90-е своих крахов хватало. Вообще страна рухнула. А у них тут железные дороги разорились. Ах, кака проблема! Понятно, что для каждого его проблема - самая масштабная проблема во Вселенной. Но разговоры об инновационных лекарствах, банкротствах и ж/д я пролистывала опять же по диагонали. Не моё.

5. Франзен - патриот своей страны. И высказывает он очень многие вещи через призму видения своих героев. Якобы они так видят, так чувствуют. Хорошая такая маскировка для собственных мыслей писателя. Знает он Америку, нрав её жителей досконально. Позавидуешь такой эрудиции в самых разных областях. Ум писателя просачивается через все реплики и действия персонажей. Нет каких-то простых проступков, каждый ведёт к чему-то. Поэтому его и признали классиком американской литературы (должен же был когда-то и у них появиться свой Толстой).

6. Психологические портреты героев на "ура". Ну тут глупо придираться. Каждый человек, изобретенный Франзеном, прописан глубоко, имеет свои отрицательные и положительные черты характера. За каждым из героев следишь пристально, не можешь оторваться от их судеб.

7. А приятны ли герои? Мне - нет. Пройдусь по ним по всем, попробую описать их так, как увидела сама.

Инид. Эта старуха порядком успела мне поднадоесть. И самое интересное, что надоела мне она не в своих главах, где повествование шло от её лица (тут я ещё умудрилась ей сочувствовать). А в тех, где на нее читатель смотрит глазами детей. Женщина, которая стремится показывать всем прекрасную идеальную семью, в натуре оказывается под стать своему муженьку, который строгачит детей по полной (деспот, тиран, абьюзер, говоря по-модному). Сцена, где маленький Чип не хочет есть печенку и вынужден из-за этого провести за столом весь вечер, а затем и ночь - треш для меня. Просто какие-то страхи перед руганью мужа, какие-то упрямства Инид, вынуждают ребёнка провести ночь в страданиях за столом из-за недоеденной порции! Зато потом Инид всё сваливает на мужа. Это же он плохой. Ненавижу таких женщин. Это ты выходила за него замуж, а не твои дети. Так и разбирайся с ним сама, а не заставляй страдать семью. Как итог, она с радостью избавляется в 75 лет от мужа (т.е. смиренно дожидается его кончины, простите, она же образцовая вдова) и наконец-то вдыхает полной грудью жизнь.

Знаю-знаю. Принципы людей тех лет, когда развод считался ещё позором и прочее-прочее. Я и не спорю, понимаю я где-то и поступки Инид, и её действия. Но не обязана я к ней расположиться, увольте. В реальности от таких тёток я бегу, как от огня. Хватило по опыту, плавали уже.

Альфред. Иронично, но именно главному тирану семьи я сочувствовала больше всего. Мужик был не понят никем, в том числе и сам собой. Тянул трудовую лямку, женился, воспитывал всех и каждого. Простой такой человек, разве что к старости съехал с катушек. И остался один. Ибо женушке он противен, дети далеко, внуки тем более. Про таких говорят "старый хрыч". Ворчит, брюзжит, противный. А я вот увидела в Альфреде человека, с которым вообще никто не пытался пойти на контакт. Дети, запуганные мамашей (в большей степени ею, я считаю), никогда не стремились к отцу. Да, получить одобрение, чтобы он ими гордился, они пытались. А вот узнать папу, как личность - нет. Для них Альфред скала, неприступная Джомолунгма. И лишь к концу его жизни в почти что сорокалетних детях начинает мигает огонёк осознания, что папа-то был не каменным, что у него тоже есть чувства. Для меня это про полное отсутствие эмпатии у людей. Ну да, он невыносимый был человек (хотя не увидела я за ним никаких жутко-жутких вещей) для своей семьи. Но что-то же должно было проявляться хорошее. Чипу бедному за столом Альфред помогал, Дениз от всяких мужиков защищал. И все это осталось слепым пятном. А жаль.

Гари. Сносный персонаж. Держался как мог на линий двух перекрестных огней - матери и жены, но все же психанул и в финале превратился в вонючку похлеще Альфреда. Начал устанавливать какие-то правила в отчем доме, когда это перестало вообще быть актуально. Прозевал многие жизненные моменты. Пошёл-таки на поводу у жены, и это сильно уронило его в моих глазах. Но из всех детей Ламбертов к нему у меня осталось все же больше положительных мыслей, чем к двум младшим. Гари делал хоть что-то.

Кэролайн. Этот ужас даже не хочу описывать. Что это за стерва? Сначала я думала, что Гари придирается к жене просто так. Докопался до неё по поводу больной спины. А оказалось, что докопался-то не зря. Такая бабёха оказалась, жесть просто. Я считаю огромным преступлением настраивать детей против их собственного отца, когда тебе это выгодно. То есть это даже не ситуация развода, когда летают горящие головешки между мамой и папой, а дети пригибаются как могут. Нет. Это обычная бытовая ситуация в семье Гари. Позвонила свекровь (Инид), зовёт на Рождество всю семью. Да, не любит Кэролайн свекровь, да не хочет ехать (но могла бы и потерпеть ради мужа разочек), но внуков настраивать так - отвратительно! Прямо на глазах у детей Кэролайн всячески обси...осуждает Инид, какая она противная, какая она мерзкая и как ужасно будет провести с ней Рождество. Она устраивает Гари самую настоящую войну в доме. И в итоге даже младший сын (который любит свою бабушку) меняет визит к старикам на цирковые представления и торговые центры. А Гари едет на Рождество один. Долго могу распинаться по поводу Кэролайн. Скажу в заключение: для меня самый мерзкий герой романа.

Чип. Чувак, которого я просто не поняла. Его шатает из стороны в сторону. То он крутой препод в университете, то он озабоченный сценарист, то он типа хакер в Литве. Главы Чипа были для меня самыми скучными. И его философские рассуждения я опять же читала краем глаза. Только под самый конец, на злополучном празднике Чип хоть как-то раскрылся и оказался вроде нормальным человеком.

Дениз. Надежды увидеть хоть одну спокойную женщину в "Поправках" оказались напрасными. Личные отношения Дениз с женой босса и её последующие развязные и неадекватные поступки начисто лишили героиню всякого шарма в моих глазах. Мне даже сказать про неё нечего, никаких интересных мыслей, кроме одной пошлой: как у нее язык не отвалился?

8. В отзывах пишут про необыкновенную любовь в семье Ламбертов. Где, простите, вы её увидели? Ну разве что на каком-то подсознательном уровне дети любят своих родителей. А в реальности они хоть как-то сочувствовали своим старикам, пока не стало совсем худо? Да плевать им было. На протяжении всей книги я так и чувствовала исходящий негатив от младших Ламбертов: да когда уже вы сдохнете (?), у нас будет меньше проблем. И в финале все стали свободны от гнёта отца (угу, шикарно, слов нет). Я бы назвала этот роман романом об отдельных личностях, которые носят одну фамилию, но никак не могу назвать это произведение семейной сагой. Сага для меня - это что-то более масштабное. А тут все крутится вокруг пяти людей с одной фамилией.

9. Много где прочитала, что "Поправки" самый слабый роман Франзена. Это было дебютное произведение, а дальше вроде как книги стали лучше. И несмотря на то, что у меня много вопросов к героям "Поправок" я все же намерена ознакомиться с другими книгами автора. Какой-то след и какие-то впечатления он в моей душе оставил.

Так что я не буду рекомендовать роман к прочтению, так как сама не определилась понравилось мне или нет. Вот что-то стабильно среднее между "да" и "нет".

Веселого не будет. Здесь будет больно, особенно, если был схожий жизненный опыт. Имейте это в виду, если захотите взяться за книгу.

А как вам "Поправки"? Кто читал, поделитесь мнением. Какой роман Франзена вас впечатлил больше?

Ваша Даша.