Найти тему
Галерея BazArt

ВРЕМЯ И ЕГО СВИТА

Бабушка жила в большом старом доме со скрипучими деревянными полами, беленой русской печкой, иконами в красном углу и розовой геранью на подоконнике. А еще в доме в самой большой и светлой комнате на стене весели часы, которые бабушка особенно любила. Это были ходики в деревянном корпусе с гирями в виде еловых шишек на длинных цепях. Часы были упрямы и капризны, все время требовали к себе внимания, и, чтобы они не остановились, бабушке приходилось перетягивать гири. И тогда часы шли, равномерно и точно, каждый час отбивая время. Этим боем они словно провожали в последний путь еще один час, который уже никогда не вернется, и напоминали, что Время не ждет, впрочем и не торопится.

Рысухин Ю.А. "Интерьер" 1976 г.
Рысухин Ю.А. "Интерьер" 1976 г.

Бабушка была магом и волшебником, потому что управляла не просто часовым механизмом. Девочка знала, что за этой простенькой дверцей с круглым стеклянным отверстием для циферблата с римскими цифрами обитает само Время. Оно живет там с тех самых пор, как часы появились в доме, методично отсчитывает секунды, минуты и часы, и сама жизнь, повинуясь этому счету, движется по циферблату вслед за бегущими стрелками. Часы имели громкий бой, который разносится по всему дому. Из-за этого гулкого звука на ночь часы останавливали, чтобы они никому не мешали спать. Девочка была уверена, что они обижались, точнее обижалось Время, и каждый раз просила у него прощения за эту вынужденную остановку. Впрочем, остановить Время все равно не получалось, оно продолжало бежать, только теперь тихо, без звука.

Анатольев Н.А. "Натюрморт с часами" 1939 г.
Анатольев Н.А. "Натюрморт с часами" 1939 г.

Бабушка Время сильно уважала, все время говорила, что его надо беречь и не тратить попусту. Еще она говорила, что Время не ждет, что оно дороже золота, и вообще это деньги, что Время – судья и лучший лекарь, при этом оно еще и не воробей, поэтому если его упустишь, то уже не поймаешь, а еще Время играло в некую игру, когда оно разбрасывало и собирало камни. Все это казалось Девочке очень странным, особенно про то, что Всему Свое Время. Но она верила бабушке, ведь бабушка была мудрой и много знала, а с Временем, в этом девочка не сомневалась, бабушка была знакома лично. К домику, где обитало Время, бабушка относилась бережно и с уважением, постоянно протирала пыль и следила, чтобы часы шли правильно. Но однажды ходики все же остановились, и как не перетягивали гири, не перебирали механизм, они все равно уже не пошли. Тогда бабушка сняла ходики со стены, завернула в льняной лоскут и поехала в город к часовщику….

Гюстав Леонард Йонге "Взгляни на время"
Гюстав Леонард Йонге "Взгляни на время"

«Время - самое неизвестное из всех неизвестных вещей», - говорил Аристотель. И был абсолютно прав. До сих пор ученые и философы не определились с тем, что есть время. Вроде бы все просто: прошлое, настоящее, будущее – это и есть время, и двигается оно все время в одном направлении, только вперед – из прошлого в будущее, и никогда наоборот. В философии и термодинамике это называется «стрелой времени».

Марк Шагал "Жонглер", 1943 г.
Марк Шагал "Жонглер", 1943 г.

Согласно классической механике время абсолютно, априорно и неизменно. На этом основаны все существующие в мире часы, которые ходят абсолютно синхронно, секунда в секунду. Если исправны, конечно. Кажется, это совершенно очевидно, ведь мы проводим этот опыт каждый день, хотим или не хотим. Загадочная сила времени заставляет нас все время находится в движении, перетекая из одного дня в другой. Однако, перешагнув из прошлого в настоящее, мы теряем это прошлое. Оно исчезает, время пожирает его беспощадно, оставляя следы только в памяти. А было ли это прошлое? Некоторые ученые полагают, что времени не существует, оно всего лишь плод работы нашего мозга, иллюзия. Но тогда и прошлое это тоже иллюзия, его тоже не существует. В статье о снах мы уже размышляли на тему иллюзорности всего происходящего и гипотезе симуляции. Эту статью можно прочитать здесь:

Однако, если это так, то почему мы не можем вернуться в иллюзию прошлого или даже будущего? Путешествия во времени всегда будоражили воображение ученых, им вторили писатели, фантазирующие на тему возможностей перемещения во времени. В рассказе Рэя Брэдбери «И грянул гром» герой, возвращаясь из путешествия в прошлое, в мезозойскую эру на сафари, обнаруживает, что мир, который он оставил, совершенно изменился. А все потому, что он случайно раздавил в прошлом бабочку. И вот уже все события полетели совершенно в другом направлении. Однако в этом случае и сознание, и память героя тоже должны были бы измениться, и в новом, изменившемся мире, его бы ничего не удивило.

Антонио Переда-и-Сальгадо "Натюрморт с часами" 1652 г.
Антонио Переда-и-Сальгадо "Натюрморт с часами" 1652 г.

Наличие машины времени позволило бы людям менять собственную судьбу, причем неоднократно, при этом меняя судьбы и других людей тоже, и даже целых народов. Абсолютный хаос был бы обеспечен. Вселенная просто не может нам этого позволить, поэтому сделала "стрелу времени" прямой и однонаправленной. А вот Фитцджеральд в рассказе «Странная история Бенджамина Баттона» проводит совершенно другой литературный эксперимент – он заставляет своего героя жить во времени, которое движется в обратном направлении по сравнению с другими людьми – из будущего в прошлое.

Кушнарёв Ф.Г "Часы" 1927 г.
Кушнарёв Ф.Г "Часы" 1927 г.

Термодинамика утверждает, что и то и другое невозможно. Время необратимо, повернуть его вспять невозможно, упавший с дерева осенью листок уже никогда не вернется в своем обличии на ветку. Но он пройдет процесс кардинальных изменений и обновления, превратится удобрение, и однажды, вновь появится на дереве, но уже совершенно другим. Линейность времени неизменна.

Сальвадор Дали "Постоянство памяти" 1931 г.
Сальвадор Дали "Постоянство памяти" 1931 г.

Однако Эйнштейн своей теорий относительности дал нам надежду на путешествия во времени. Эйнштейн установил, что течение времени может замедляться или ускоряться, все зависит от того, где находится наблюдатель. Например, если он вдруг окажется около массивной черной дыры с сильными гравитационными полями, то время сильно замедлиться из-за искривления пространства-времени. Однако около черной дыры пока еще никто не оказывался, только если в кино. А вот физик Джозеф Хафели и астроном Ричард Китинг в 1971 году, дважды облетев на самолете вокруг света с 4 комплектами суперточных цезиевых атомных часов, обнаружили, что такие же часы, оставленные на земле в Военно-морской обсерватории США шли быстрее. Значит все-таки время не равномерно? На сегодняшний день существует множество теорий, согласно которым путешествовать во времени тоже возможно, например теория «кротовых нор». Вот только на практике пока никто не воплотил.

. Антонио де Переда "Сон рыцаря"
. Антонио де Переда "Сон рыцаря"

Однако, куда интереснее собственное восприятие времени. Довольно часто без всяких экспериментов мы наблюдаем, как время либо тянется, как резина, когда мы, например, ждем в аэропорту вылета самолета, или просто несется вскачь, если мы встречаемся с хорошими друзьями, с которыми нам комфортно и приятно общаться. Почему так? Значит наш мозг способен регулировать скорость времени? А во сне мы и вовсе не замечаем, как пролетает время. По ощущениям – мгновенно. При этом во сне мы совершенно спокойно проживаем другие жизни, и даже легко путешествуем во времени, отправляясь в прошлое.

Рембрандт "Христос перед Пилатом и народом"
Рембрандт "Христос перед Пилатом и народом"

С возрастом многие люди начинаю жаловаться, что время катастрофически ускоряется. Жизнь пролетает, словно мы листаем страницы дневника. И чем дальше, тем быстрее. «Чем дольше живем мы, тем годы короче». Это действительно так. Ученые объясняют это (ох уж эти ученые, все-то им надо обязательно объяснить!) наличием в организме уровня дофамина. Дофамин - это один из нейромедиаторов, который производят эндокринные клетки головного мозга. Его еще называют гормоном удовольствия, поскольку он вбрасывается в кровь, когда человек испытывает радость, не важно от чего: вкусная еда, общение с любимой кошкой, хороший фильм. Так вот, ученые пришли к выводу, что чем выше уровень дофамина, тем время течет медленнее. А с возрастом его вырабатывается в организме все меньше, мозг менее активно реагирует на происходящие события и внешние раздражители, вот время и ускоряется. Оно как бы «съедается». Уже с 20 лет уровень дофамина начинает снижаться в организме, а течение жизни соответственно ускоряться.

Ганс Гольбейн "Послы"
Ганс Гольбейн "Послы"

Таким образом, время для каждого человека субъективно и течет по-разному. Не понятно только почему с возрастом не просто ускоряется время, его категорически не хватает. Вроде занимаешься теми же делами, но раньше все успевал, и вдруг не получается. Строишь планы на день, а к вечеру понимаешь, что опять не все запланированное сделал. А последнее время и молодежь жалуется, что время летит слишком быстро, не успел оглянуться, как год прошел. Так может все же Некто всемогущий как раз и регулирует время? Подкрутил немного ручку, и оно ускорилось или наоборот замедлилось. Вместе с секундами, минутами, днями, годами…

Эдвард Мунк "Автопортрет. Между часами и кроватью" 1943 г.
Эдвард Мунк "Автопортрет. Между часами и кроватью" 1943 г.

Время невозможно увидеть, потрогать, попробовать на вкус. И тем не менее оно есть, и это знают все. Чтобы хоть как-то его зафиксировать, люди стали делить время на секунды, минуты, часы, дни, недели, месяца, годы и т.д. Этим занимались уже древние шумеры. Основной единицей измерения времени на сегодняшний день является секунда. Это одна из семи основных единиц в Международной системе единиц (СИ) и одна из трёх основных единиц в системе СГС. А чтобы обуздать этого неуловимого коня, придать ему форму, люди придумали часы. Самыми древними часами являются солнечные. Механизм их прост и незатейлив, но достаточно точен. Точнее, никакого механизма там нет, только гномон и циферблат. А еще солнце. Без него часы работать не будут.

Солнечные часы на фасаде дома
Солнечные часы на фасаде дома

Водяные часы или клепсидра – ровесники солнечных, они представляют собой сосуд с крошечным отверстием на дне, из которого капля за каплей вытекает вода, а вместе с ней время. Их особенно любили древние римляне. В Китае и Японии предпочитали огненные часы, которые имеют множественные разновидности. Например в лампадных часах сжигалась специальная ароматическая масса, сделанная из анисового бадьяна, а свечные часы делали из обычной свечи, на которой нарезались интервалы, исчезающие по мере плавления свечи.

Томас Маккей "Солнечные часы"
Томас Маккей "Солнечные часы"

Песочные часы известны с 14 века. Это как правило 2 колбы, соединенные вместе узким горлышком и наполненные специально откалиброванным песком. Изображения первых песочных часов датируется 1338 годом, это фреска Амброджо Лоренцетти "Аллегория благого правления".

Амброджо Лоренцетти "Аллегория благого правления". Песочные часы держит вторая справа аллегорическая фигура
Амброджо Лоренцетти "Аллегория благого правления". Песочные часы держит вторая справа аллегорическая фигура

Примерно в это же время в Западной Европе появляются и механические часы. Преимущественно на фасадах церквей или ратушах. Первое изображение механических часов к тому же личных можно увидеть на картине 1560 г. Масо да Сан Фриано «Портрет Козимо Медичи».

Масо да Сан Фриано "Портрет Козимо Медичи" 1560 г.
Масо да Сан Фриано "Портрет Козимо Медичи" 1560 г.

На Руси первые механические часы появились в 1404 году. Их установили на фасаде Московского Кремля по заказу Василия I Дмитриевича, великого князя Московского и Владимирского. Сделал их афонский монах Лазарь. Стоили часы более полутораста рублей – около тридцати фунтов серебра, что было невиданно дорого. Вместо цифр на циферблате располагались буквы. В 1436 году подобные часы установили в Новгороде, а в 1477 году - в Пскове. Со временем часы становились все компактнее, пока не оказались настолько крошечными, что их стали носить на запястье руки. При этом очень точными.

"Старик с часами" неизвестный художник 18 век
"Старик с часами" неизвестный художник 18 век

Деятели культуры тоже не отставали в своем собственном исследовании феномена времени. В отличии от ученых, они могли позволить себе гораздо больше. Писатели фантазировали, свободно экспериментируя с понятием времени. Композиторы пытались передать его бег, они музыкально отображали повторяемость времен года, нотами описывали ритм времени: «Времена года» Вивальди, Йозеф Гайдн «Симфония №101 «Часы», Георгий Свиридов «Время, вперед!», Сергей Сергеевич Прокофьев «Полночь» из балета «Золушка», Пьяццолла «Времена года в Буэнос-Айресе». Не отставали и художники. Неуловимое и невидимое время они изображали при помощи символов таких, как, например, часы. Для художника время глубоко философично, в нем зашифровано послание вечности, которая предупреждает о быстротечности и мимолетности всех мировых процессов, включая саму жизнь. Часы на картинах художников всегда символичны, особенно это касается живописи ванитас.

Якоб де Гейн "Суета сует" 1603 г. ванитас
Якоб де Гейн "Суета сует" 1603 г. ванитас

Они могут указывать на финальный аккорд, если в верхней колбе уже не осталось песка. Или же давать надежду, намекая, что еще что-то можно исправить. Стрелки, бегущие по кругу на циферблате механических часов, напоминают о цикличности и закономерности, и в то же время бесконечности этого процесса. О мимолетности напоминают и изображения времен года. В этом мире нет ничего вечного, и свежий бутон розы, усыпанный каплями росы, однажды превратится в бурые сухие лепестки, лежащие на земле.

Мария ван Остервейк "Натюрморт" 1668 г.
Мария ван Остервейк "Натюрморт" 1668 г.

Время – это самое ценное, что мы имеем. Нам дали его совершенно бесплатно, хотя мы об этом не просили. Может быть, без времени нам было бы гораздо проще. Мы бы могли часами лежать на диване, совершенно не беспокоясь, что теряем время. Время это хлыст, оно подгоняет нас и не дает расслабиться. Потеряв минуту, мы можем упустить возможности, которые изменят всю нашу дальнейшую жизнь. Время управляет нами и руководит. Оно беспощадно. Ему не жаль нашей молодости и упущенных возможностей, оно равнодушно взирает на наши тревоги и беды, и не разделяет наших радостей. Оно постоянно бежит, затягивая нас в свой водоворот и увлекая вперед. Для каждого оно нарисовала свои собственные часы, которые однажды остановятся. И только время будет по-прежнему лететь вперед, отсчитывая годы, столетия, тысячелетия...

Часовых дел Мастер долго разглядывал механизм через монокуляр, что-то бурчал себе под нос, разговаривая сам с собой, пока не вынес вердикт – часы починить нельзя, они остановились навсегда. Бабушка очень расстроилась, завернула ходики обратно в лоскут и отнесла домой. Выбрасывать часы бабушка отказалась наотрез. Тогда папа девочки придумал им применение: неисправный механизм удалил и убрал на чердак, а из деревянного корпуса сделал ящик для лекарств, вставил внутрь две небольшие стеклянные полочки, на которых бабушка расставила пузырьки с йодом, зеленкой, нашатырем, положила коробочки с таблетками и пластинки пластыря. Этот странный ящик с гирями повесили на стену, но теперь уже около входной двери, чтобы удобно было брать лекарства в случае необходимости. Вместо Времени в деревянном корпусе поселились Болезни.

Ян Ван Эйк "Святой Иероним в своей келье"
Ян Ван Эйк "Святой Иероним в своей келье"

Но девочка была уверена, что Время так и продолжало обитать в этом ящике. Оно никуда не делось, оно сидело там между пузырьков и таблеток и наблюдало за ними, время от времени, посмеиваясь. Иногда вдруг резко ускорялось, переходило на бег, именно тогда, когда так хотелось притормозить его и заставить идти медленно, медленно; или вдруг наоборот, текло неспешно и лениво, вопреки настойчивым просьбам поторопиться. Оно мстило всем за то, что его дом разорили, подселили жильцов, а себе купили новые часы.

Вскоре после этого бабушки не стало. Старый дом разобрали, часы вместе с корпусом и гирями в виде еловых шишек упаковали в коробку и убрали в чулан в новом доме в самый дальний угол, и вскоре девочка о них забыла. И только Время никуда не делось, оно продолжало существовать и без бабушки, перебралось в новый дом и почему-то с каждым годом стало ускоряться, бежать все быстрее и быстрее, словно боясь куда-то опоздать. Девочка не заметила, как выросла, вышла замуж, родила детей и однажды сама стала бабушкой. Про часы она давно забыла. За ее долгую жизнь на стене появлялись разные ходики, сменяя друг друга, из каких-то выскакивала кукушка, другие были серьезные и строгие, а потом и вовсе превратились в маленький будильник с электронными цифрами, который стоял на тумбочке рядом с кроватью. И вот однажды состарившаяся девочка убиралась в чулане, и вдруг взгляд ее упал на помятую картонную коробку, перевязанную потертой джутовой веревкой. Пожилая дама страшно удивилась, она хоть и выросла и стала бабушкой, но при этом оставалась в душе любопытной девочкой. Развязав веревку, она открыла коробку и достала старые часы. Сначала Время замерло, но лишь на несколько секунд. А затем впорхнуло в свой старый дом и вдруг стремительно полетело, только вопреки законам физики не вперед, а назад. Стрелки бешено крутились в обратном направлении, годы мелькали перед глазами как кадры в ускоренной съёмке, и вот девочка оказалась в старом доме со скрипучими деревянными полами, беленой русской печкой, иконами в красном углу и розовой геранью на подоконнике, а рядом стояла бабушка, которая аккуратно перетягивала гири, запуская на новый виток саму ЖИЗНЬ.

Джеральд Мерфи "Часы" 1925 г.
Джеральд Мерфи "Часы" 1925 г.