Найти тему
304 подписчика

ONE DEEP RIVER. МАРК НОПФЛЕР И ЕГО ДЕСЯТЫЙ СОЛЬНЫЙ АЛЬБОМ

One Deep River. Десятый сольный альбом Марка Нопфлера. Фото из открытых источников в Интернете
One Deep River. Десятый сольный альбом Марка Нопфлера. Фото из открытых источников в Интернете

Интересный факт: альбом Марка Нопфлера One Deep River, получивший название по одной из входящих в него композиций, вышел на лейбле EMI Records в День космонавтики, 12 апреля, но, конечно, не это показалось мне заслуживающим внимания, а то, что он как-то сразу оказался доступным для покупки в Москве, и вот это само по себе странно с учетом современных реалий, когда музыкальные альбомы (я говорю исключительно о зарубежных официальных релизах) приходится ждать месяцами. Я купил свой 25 апреля – издание deluxe. 12 композиций и 5 бонус-треков.

Интересно также и то, что на него уже появились рецензии, и таковых, как я понял, немало. Честно признаюсь, что я не читал их, а потому хотел бы поделиться исключительно своими мыслями и соображениями после первого прослушивания альбома и повторного знакомства с ним на следующий день.

Само собой разумеется, что, говоря об уроженце Ньюкасла Марке Нопфлере, трудно, если вообще такое возможно, не оглядываться назад, не вспоминать DIRE STRAITS – группу, которая выпустила всего шесть студийных альбомов (но каких!), и не проводить параллели даже спустя столько лет.

Марк Нопфлер на берегу той самой реки. Фото из открытых источников в Интернете
Марк Нопфлер на берегу той самой реки. Фото из открытых источников в Интернете

Мне кажется, что само время способствовало успеху DIRE STRAITS, хотя нужно отдать должное всем тем музыкантам, которые оказались в группе с Марком за период ее совсем недолгого в целом активного существования с 1977 по 1991 год (с перерывами). Официально Нопфлер распустил коллектив в 1995 году, хотя последний студийный альбом был выпущен 9 сентября 1991 года, последний концерт состоялся в испанской Сарагосе 9 октября 1992 года, а последний альбом под названием Live at the BBC с концертными записями раннего периода творчества DIRE STRAITS вышел 26 июня 1995 года.

Не все было просто и в музыкальном плане, и даже в человеческом, когда в 1980 году возникшие разногласия между братьями привели к уходу из группы ритм-гитариста Дэвида Нопфлера. Однако на качестве материала это не отразилось. Быть может, последний студийный альбом, On Every Street, увидевший свет после воссоединения DIRE STRAITS, мне лично казался чуть менее интересным по сравнению с пятью предыдущими главным образом из-за композиций, которые составили вторую сторону альбома. Возможно, многие сочтут это странным, но абсолютно лучшим альбомом группы, вопреки расхожему мнению, я не считаю Brothers in Arms. Мне все же чуть ближе Making Movies и Love Over Gold (до сих пор не могу выбрать лучший при всей их несхожести), как бы в подтверждение своего вывода о том, что многие рок-группы выходили на пик своего творчества именно на третьем-четвертом студийном альбоме.

Марк Нопфлер в годы триумфа DIRE STRAITS. Фото из открытых источников в Интернете
Марк Нопфлер в годы триумфа DIRE STRAITS. Фото из открытых источников в Интернете

Впрочем, если писать даже кратко о DIRE STRAITS, то можно уйти далеко за горизонт и уже не вернуться к Марку Нопфлеру и его только что вышедшему альбому.

Взгляд Марк Нопфлера. Фото из открытых источников в Интернете
Взгляд Марк Нопфлера. Фото из открытых источников в Интернете

В общем и целом, если говорить о музыке и вокале, то для меня лично это твердая девятка по десятибалльной шкале. Музыка очень даже узнаваема с учетом современных реалий и возраста самого Нопфлера, но это идет только в актив. Неторопливое звучание инструментов (где, образно говоря, роль первой скрипки ожидаемо отводится гитаре Нопфлера), которые, подобно реке, журчат и способствуют расслаблению, настраивая на позитив и думы о приятном, а также вызывают определенную меланхолию и навевают грусть. Отчетливо прослеживаются мотивы кантри и блюза с вкраплениями чисто английской составляющей под названием паб-рок. Порой я слышу что-то от Боба Дилана, CREEDENCE CLEARWATER REVIVAL и FLEETWOOD MAC, но над всем этим царит Марк Нопфлер со своей гитарой. И еще один интересный факт: не изменилась ни манера его пения-повествования, ни сам тембр голоса. Пожалуй, с возрастом голос стал мягче, но он так же легко узнаваем, как и много лет назад, счет которых идет на десятилетия.

Понятно, что от композиций альбома трудно было ожидать той зашкаливающей энергетики, того набирающего обороты темпа и тех очаровательных быстрых проигрышей, которые присутствуют в Sultans of Swing, той резкой смены ритма, которая заложена в Tunnel of Love, той удивительной свободной широты звучания, которая открывается в эпической Telegraph Road, или той выверенной гармонии, которая заложена в Brothers in Arms (и поэтому тоже не десятка), но звучит (или журчит) альбом действительно классно! Спокойно, расслабленно и как-то умиротворенно. И потом Марк Нопфлер никогда не стремился быть настоящим рокером. Просто не ставил перед собой такой задачи. Ни тогда, ни тем более теперь. Да и возраст все-таки дает о себе знать: 74!

Неразлучная гитара. Фото из открытых источников в Интернете
Неразлучная гитара. Фото из открытых источников в Интернете

Всего лишь личное мнение. О том, как я услышал альбом Марка Нопфлера. Беспристрастное, но, безусловно, не бесспорное. Еще раз хочется повторить, что все мы слушаем и слышим музыку по-своему, и это нормально. Здесь не может быть единения во вкусах и оценках.

Былое и думы. Фото из открытых источников в Интернете
Былое и думы. Фото из открытых источников в Интернете

Быть может, в этом альбоме мне все же не хватило именно энергетики, но это, опять же, с оглядкой на DIRE STRAITS, и от этого никуда не уйти. Есть гитара Марка Нопфлера и все остальное. Не зря говорят, что все гениальное просто. Это именно тот случай.

В компании с еще одним "джордимэном", легендарным Брайаном Джонсоном. Фото из открытых источников в Интернете
В компании с еще одним "джордимэном", легендарным Брайаном Джонсоном. Фото из открытых источников в Интернете

Мне кажется, что Марк Нопфлер прекрасно чувствует себя в том времени, в котором он живет сегодня, и в той стихии, в которой творит. И поэтому тоже он никогда не стремился реанимировать DIRE STRAITS сам и не рассматривал такие предложения со стороны. К тому же не зря говорят, что в одну реку нельзя войти дважды. Самодостаточный автор и музыкант, он, вне всякого сомнения, имеет право на самостоятельное плавание. И в данном случае плавание по «одной глубокой реке», как мне кажется, служит этому подтверждением.

Вне студии и сцены. Фото из открытых источников в Интернете
Вне студии и сцены. Фото из открытых источников в Интернете

И последнее, о чем я часто вспоминаю и говорю. О музыке действительно трудно писать. В определенной степени это несправедливо по отношению к тем, кто ее создает. Звуки нельзя передать словами. Они предназначены для того, чтобы их слушать, пусть даже они и вызывают разную реакцию и оценку. И это в полной степени применимо к последнему на текущий момент альбому Марка Нопфлера с воспоминаниями о Тайне – реке его детства, фотографию которой на фоне удивительно красивого вечернего неба музыкант разместил на лицевой стороне нового альбома.

И все-таки с гитарой! Фото из открытых источников в Интернете
И все-таки с гитарой! Фото из открытых источников в Интернете

Статья и содержащийся в ней материал (текст, фотографии и клипы) носят исключительно познавательный характер. Автор не использовал, не использует и не будет использовать их ни в рекламных, ни в коммерческих целях (монетизация не активирована).

# Марк Нопфлер # Dire Straits # рок-музыка # музыканты # рассказы #