"Что угодно, или 12 ночь" У. Шекспира: как создавался спектакль

В апреле 2024 года весь театральный мир отметил 460 лет со дня рождения великого драматурга и поэта, автора удивительных произведений, которые до сих пор не сходят со сцены. В репертуаре Нового драматического театра, конечно, тоже есть спектакль по пьесе Шекспира — комедия "Что угодно, или 12 ночь", одна из самых любимых — и зрителями, и исполнителями.

"Что угодно, или 12 ночь"в МНДТ, режиссёр-постановщик В. Долгачёв
"Что угодно, или 12 ночь"в МНДТ, режиссёр-постановщик В. Долгачёв

Мы решили побеседовать с некоторыми артистами, занятыми в спектакле, и попросили рассказать о том, что для них шекспировская драматургия; каково мужчинам играть женские роли, и с каким настроением они выходят на сцену сегодня, когда с момента премьеры прошло уже много лет. Открывает нашу серию публикаций —

Алексей Спирин (ассистент режиссёра, шут Фесте)

Для меня Шекспир — оставим за скобками громкие слова о "величайшем" и "бессмертном" — это прежде всего очень близкий и понятный, как мне кажется, драматург. Мне интересно читать любую его пьесу. Они все, как правило, остросюжетные, а я очень люблю увлекательные, захватывающие истории. Однако «12 ночь» нагромождена многоступенчатыми витиеватыми фразами, которые на первый взгляд нелегко расшифровать. Но благодаря работе над спектаклем, и в частности, режиссёру-постановщику {Вячеславу Васильевичу Долгачёву — Прим.} мне открылся один секрет. В отличие, скажем, от Чехова, где персонажи зачастую говорят одно, а думают совсем другое, у Шекспира герои произносят то, что думают и чувствуют. Более того, фраза рождается не заранее, а именно в процессе произнесения. Мне поначалу это было непривычно, и даже как-то... сложно понять. Почти каждое слово в реплике является смысловым. Но именно этот ключ сделал для меня шекспировский текст ясным и понятным.

Алексей Спирин - шут Фесте
Алексей Спирин - шут Фесте

Шут Фесте... сейчас, пожалуй, уже похож на меня, потому что я присвоил этого персонажа. Но решать его, разумеется, можно по-разному. У нас он сторонний наблюдатель, многое повидавший, житейски мудрый человек. Он не боится сказать правду в глаза, но при этом разумен, и понимает, кому и в каких обстоятельствах эта правда нужна, а кому нет. Это не шут в "Короле Лире", он другой — без крайностей. Он изучает жизнь с большим интересом, каждый раз удивляясь всё новым и новым её поворотам.

Мечтал ли я играть именно эту роль, когда речь зашла о постановке "Двенадцатой ночи" — нет. Я вообще никогда не мечтаю о конкретных ролях, и когда меня спрашивают: "Что бы ты хотел сыграть?" — не знаю, что отвечать. Всё, что дают сыграть, становится любимым. Кстати, в этом спектакле я изначально должен был играть сэра Эндрю Эгьючика, но в связи с некоторыми обстоятельствами меня распределили на Фесте. Я влетел на роль недели за две до выпуска! Правда, будучи ассистентом режиссёра, я знал материал и понимал задачу. До этой работы у меня было только одно соприкосновение с Шекспиром — в юности играл Ромео...

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля

Когда мы узнали, что нас ждёт стилизация под старый английский театр, и все роли будут играть мужчины... многие напряглись (Смеётся). Обычно, когда мужчина играет женщину, всё скатывается в какое-то пошлое кривлянье. Но в процессе работы Вячеслав Васильевич нам чётко объяснил, для чего выбран именно такой ход, и почему без него не обойтись. Это не просто эстетика, не просто отсылка к исторической театральной эпохе. Дело в том, что вся суть пьесы "Двенадцатая ночь, или Что угодно" (наш спектакль называется "Что угодно, или 12 ночь", и это тоже не случайно) в том, что каждый персонаж этой истории — это некое "я — не я". Истинное "я" скрыто за какой-то маской, которая у каждого своя. Виола переодевается в Цезарио, Оливия скрывается за фальшивым трауром, Мария прячется за добропорядочность, чтобы скрыть свои истинные желания... ну и так далее. И только двое в этом параде масок участия не принимают — шут Фесте и Мальволио. Хотя Фесте в каком-то смысле тоже носит маску, играя роль дурака... а вот Мальволио абсолютно прозрачен, он попал в ловушку и стал жертвой розыгрыша, поплатившись за своё отношение к другим людям.

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля

Также, на мой взгляд, мужчины должны были играть женщин для того, чтобы ярче выявить главную мысль спектакля. Что такое любовь? Что и кого мы на самом деле любим? Как разобраться, истинное ли это чувство — или подмена, иллюзия? Мы любим суть человека — или его внешность? В этой истории Оливия влюбляется в Виолу, переодетую в Цезарио, а в финале выходит замуж за её брата... это счастливый финал? и что он на самом деле означает? Герцог Орсино любит Оливию, но чувствует непреодолимую близость со своим слугой Цезарио, который на самом деле — переодетая девушка... но Орсино-то об этом не знает, и когда всё выясняется, он до последнего говорит ей "мой мальчик", но при этом "скоро предо мной предстанет... моя любовь". Собственно, это и есть главный вопрос — в кого он влюбился? В Цезарио или в Виолу, которую даже не видел? А Оливия вообще, получается, влюбилась в картинку. Когда содержание изменилось, а картинка осталась — она всё равно готова к браку... Когда играют мужчины, этот мотив приобретает выпуклость, особенную сценическую наглядность. Кого мы любим-то, господа?!

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля

При подготовке этого спектакля мы смотрели достаточно откровенные фильмы, которые не всеми даже были однозначно восприняты. Трудности репетиций заключались прежде всего в том, что, во-первых, надо было освоить действительно массу текста, а во-вторых, нашим мужчинам предстояло сыграть ЖЕНЩИН, и заставить зрителя увидеть на сцене ЖЕНЩИН, а не мужчин в платьях. Когда, например, Дима Светус, примерив на себя Марию, начал шагать по сцене своими семимильными сибирскими шагами... (Улыбается) было сложно. Очень непросто он шёл к той Марии, которую вы видите сейчас на сцене. Впрочем, как и Боря Шильманский, и Ваня Ефремов {Виолу теперь играет Артём Глухов — Прим.}

Сейчас я играю "Что угодно, или 12 ночь"... с радостью! Бывает, приходишь на спектакль уставший, не в настроении, но включаешься, надеваешь красный костюм с колокольчиками — и приходишь в нужный настрой. Кайф и удовольствие! Иногда случаются тяжёлые спектакли, когда нет контакта с залом. Редко, но такое тоже бывает — и погода не всегда солнечная, и публика не в том настроении, да и просто чувствуешь, что сегодня "не задалось"... Когда нет отклика от публики, тяжеловато. Но чаще всего зал подключается к нашей истории, начинает реагировать, смеяться — и тогда всё идёт легко, легко, легко...

Увидеть спектакль "Что угодно, или 12 ночь" можно на сцене Московского Нового драматического театра (ул. Проходчиков, д. 2)

Афиша и билеты