Школа – один из наиболее важных социальных институтов, не теряющий свою актуальность в любой исторический период в любом обществе. Школа не только социализирует и формирует будущую личность, но и дает индивиду наиболее ключевые, необходимые для жизни в современном обществе навыки. Однако действительно ли человек, покидающий застенки родной школы, готов ко взрослой жизни, сформирован как личность и способен выбрать ту профессию, которой всерьез посвятит себя в будущем?
Что из себя представляет современная школа? Во – первых, необходимо сказать о педагогическом составе обычной провинциальной школы. Как правило, в наш век учить детей в школы идут те, кто сам в школьные годы не отличался отличной успеваемостью. Все отлично знают, что, на данный момент, для поступления в ВУЗ необходимо сдать Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ). На основании баллов, полученных на экзамене, молодой человек, как правило, не зная чего он хочет от жизни, подает документы на специальность, которая имеет наиболее низкий проходной балл. И как вы думаете, что это за специальность, на которую способен поступить бывший школьник, набравший не самые высокие баллы на экзамене? Совершенно верно! Педагогика. То есть бывший школьник, который сам кое – как сдал экзамены, идет в педагогику – обучать будущие поколения. Стоит ли говорить о том, что в период обучения в ВУЗе его мотивация к учебе ничуть не повысилась и он точно так же, как и в школе, кое – как сдав экзамены, получает диплом и отправляется, имея поверхностные знания, учить детей уму - разуму. Безусловно, есть люди, которые хорошо учились в школе и всегда горели желанием передавать свои знания будущим поколениям в полном объеме. Однако, на основании проходных баллов в большинстве провинциальных вузов на педагогику, мы можем сделать вывод, что это – лишь исключение из правил.
Во – вторых, скажем о мотивации самих школьников к обучению. Очевидно, что современный учитель не ставит перед собой задачу замотивировать учеников. Он лишь выполняет свою основную функцию – провести урок. Для него не имеет значения – получит ли школьник знания или уйдет ни с чем. Он лишь отрабатывает поставленные ему часы. Грубо говоря, выполняет свою работу. Никто не спорит, что на учителей возлагается куча обязанностей помимо проведения уроков: бумажная волокита, проведение родительских собраний, классное руководство и т.д. Однако, разве школа не существует именно для того, чтобы формировать личность, давать ей базовые знания и навыки? Разве школа – это не второй дом, как говорят учителя, наказывая школьника за плохое поведение? Дом, который необходим нам всем, ведь родители не могут дать нам все нужные знания в полном объеме, а даже если и могут, то проводят большую часть времени на работе, чтобы дать ребенку все, что ему так необходимо для нормального существования. Но давайте вернемся к теме, затронутой в абзаце. Необходимо заинтересовывать учеников в самом процессе обучения: активно внедрять современные технологии в образовательную деятельность, искать наиболее подходящие для класса форматы преподнесения информации, индивидуально рассматривать каждого ученика, замечая его слабые и сильные стороны, не возвышать одних на другими, лишь потому что кто – то не усваивает информацию, преподносимую учителем монотонным пересказом учебника. Каждый человек индивидуален: имеет свои слабости и свои превосходства над другими. Один хорош в точных науках, другой в гуманитарных. И один, и другой чувствуют себя комфортно, находясь в пределах своей стихии: математике, физике или истории и обществознании. Таким образом, необходимо выявлять интересы и способности учеников к предметам, выстраивать учебный процесс так, чтобы каждый получал удовлетворение от предмета, не унижая учеников прилюдно за неспособность к какой – либо науке.
Последнее, о чем стоит сказать, это, конечно же, профориентация. Выше мы уже поднимали вопрос о необходимости выявления слабых и сильных сторон отдельных учеников, о необходимости подстраиваться под каждого из них. Рассмотрим данный вопрос на конкретном примере. Условно, Иван с ранних классов проявляет интерес к гуманитарным наукам: истории, обществознанию, языкам. Все свое свободное время он посвящает изучению источников по обозначенным выше предметам, усердно готовится, участвует в школьных олимпиадах. У него уже есть понимание, чем именно он хочет заниматься в дальнейшем, какие экзамены сдавать. Однако он совсем не разбирается в точных науках, но вынужден посвящать большую часть своего времени именно им, так как таким образом устроена программа. Он бы мог добиться колоссального успеха в своей стезе, но он тратит время, пытаясь вникнуть в дисциплины, которые, как он уже уверен, не будут фигурировать в его будущей профессии. Так почему же нельзя замечать рвения отдельных учеников к определенным дисциплинам и формировать программу обучения на основе их предпочтений, чтобы, выходя из школы, они уже знали большую часть того, что им предстоит проходить в университете. Это сократит время обучения как в самой школе, так и в университете. Условно, 2 года выделяется на младшую школу, на получение самых базовых знаний. Далее, ученик проходит профориентационный тест, который и будет служить для выявления слабых и сильных сторон формирующейся личности. На протяжении 4 – 5 лет он усердно изучает науки, к которым у него были выявлены способности, не впитывая в себя, а, чаще всего, просто пропуская мимо ушей, тонны ненужной информации. Ведь каждый понимает, что ученик, который пытается изучить каждую из преподаваемых в школах дисциплин, в итоге получает обрывочные знания, совершенно не понимая, где именно их применить, в связи с чем оказывается на перепутье при выборе специальности, поступая в университет. 10 – 11 классы в нынешнее время являются ни более чем подготовкой к ЕГЭ. Каждый делает выбор какой именно набор предметов он будет сдавать для поступления в желанный университет, напрочь забывая о других дисциплинах, приходя в школу, лишь потому что так надо.
Подводя итог всего выше сказанного, я хочу кратко ответить на заданные вопросы в самом начале статьи. Безусловно, сегодня школа не выполняет тех священных функций, которые на нее возложены. Она не только не дает индивиду необходимых для будущей жизни знаний и навыков, но и не формирует саму личность как таковую, из – за чего многие оказываются на перепутье при выборе специальности, а, что еще хуже, поступив, понимают: «это не мое» и отчисляются, все также в дальнейшем пытаясь найти себя. Школа сегодня – все такой же важный социальный институт, который, к сожалению, использует архаичные методы обучения и социализации, выпуская в общество «пустых» людей. И виноват в этом отнюдь не ЕГЭ...