579 подписчиков

Знаменитая русская балерина итальянских кровей Аделина Джури. Часть 7

29 июля 1940 года, Москва. Письмо. Аделина Антоновна Джури – Анатолию Васильевичу Шатину: Дорогой Анатолий Васильевич!
29 июля 1940 года, Москва. Письмо. Аделина Антоновна Джури – Анатолию Васильевичу Шатину: Дорогой Анатолий Васильевич!-2
29 июля 1940 года, Москва. Письмо. Аделина Антоновна Джури – Анатолию Васильевичу Шатину: Дорогой Анатолий Васильевич!-3

29 июля 1940 года, Москва. Письмо. Аделина Антоновна Джури – Анатолию Васильевичу Шатину:

Дорогой Анатолий Васильевич!
В живописной рамке «Острова танца» 50 раз появляется ожившая картина, сошедшая со страниц Горького, согретая и одухотворённая живой формой.
Первое использование произведения великого пролетарского писателя М. Горького в хореографии явилось в Ваших руках высоким достижением правды и красоты. Поздравляя Вас в этот день, желаю дальнейшего роста Вашего свежего таланта, и много радости на Вашем пути, Вам, и всему Вашему коллективу. Аделина Джури.

Анатолий Васильевич Шатин – советский балетмейстер и балетный педагог. Один из организаторов балетной школы и театра балета «Остров танца» в ЦПКиО им. Горького (1933).

17 октября 1941 года, Москва. Приказ по Хореографическому Училищу при ГАБТ СССР:

В связи с распоряжением ГУУЗа Комитета по делам Искусств от 17 октября 1941 года о ликвидации Хореографического Училища при ГАБТ СССР с 15 октября 1941 года освободить от работы в Училище нижеследующих работников: 1. Преподавателей специальных дисциплин: Джури А. А.

12 октября 1943 года, Москва. Приказ по Хореографическому Училищу ГАБТ СССР: «Зачислить на работу в Училище Джури Аделину Антоновну на должность ассистента с 1-го сентября 1943 года с окладом 250 рублей в месяц».

Апрель 1944 года, Москва. Письмо. Аделина Антоновна Джури – Михаилу Михайловичу Кореневу:

Уважаемый Михаил Михайлович!
Так как дочь много работала по договорам, и в частности с кабинетом Шекспира, и всегда подавала счета, на всякий случай прилагаю счёт. Что касается моего экземпляра договора, т.к. я считаю неудобным ничего не иметь на руках, очень прошу Вас сообщить моей племяннице Тине Антоновне Джури К 3-18-48, когда будет юрист, и она приедет лично дать ему на подпись мой экземпляр. Тогда у меня хоть что-то будет на руках.
Иола Игнатьевна [Шаляпина] бывает у нас по воскресеньям... Заходите повидать её – она будет рада.

6 апреля 1944 года, Москва. Письмо. Софья Александровна Карзинкина – Зиновию Григорьевичу Дальцеву:

Уважаемый Зиновий Григорьевич!
Простите, что снова беспокою Вас, но Вы всегда так добры и любезны, что решаюсь опять обратиться к Вам. Я сделала работу-реферат для кабинета Шекспира – счёт уже передан в бухгалтерию, но сказали, что заплатят после 10-го. Так как в настоящую минуту мне очень нужны деньги, быть может, Вы будете столь любезны ускорить это дело. Сердечный привет. Уважающая Вас С. Карзинкина (дочь Джури).

Дальцев Зиновий Григорьевич – заместитель председателя Всероссийского театрального общества, театральный деятель, актёр.

27 июня 1944 года, Москва. Приказ № 61 Хореографического Училища при ГАБТ СССР:

В связи с распоряжением ГУУЗа Комитета по Делам Искусств от 17 октября 1941 года об эвакуации Хореографического Училища при ГАБТ СССР, с 15 октября 1941 года полагать в отпуске без сохранения содержания нижеследующих работников: I. Преподавателей специальных дисциплин: 7. Джури А.А.

31 июля 1945 года, Москва. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР:

Товарищ Джури Аделина Антоновна! За выдающиеся заслуги в области хореографического искусства Президиум Верховного Совета РСФСР Указом от 31 июля 1945 года присвоил Вам звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР Н. Шверник. Секретарь Президиума Верховного Совета РСФСР П. Бахмуров.

Из воспоминаний Аделины Джури:

Присвоение мне звания Заслуженного деятеля искусств радостно взволновало меня, как свидетельство того огромного внимания и заботы, которые наша Партия и Правительство оказывают работникам искусства. Хочется от всего сердца сказать спасибо.

За период работы педагогом в Московском хореографическом училище (1926 – 1947) Аделина Джури поставила более 40 хореографических номеров для учащихся. Вот некоторые из них: «Вальс» на музыку Г. Венявского, «Па де труа» на музыку итальянской народной песни «Моё солнце», «Сентиментальный вальс» и вальс «Ната» на музыку П. И. Чайковского, марш-галоп «Октябрьский ветерок» на музыку И. А. Левина, танец «Двенадцать часов» на музыку А. Понкьелли из оперы «Джоконда» и др.

Апрель 1947 года, Москва. Письмо. Софья Александровна Карзинкина – Зиновию Григорьевичу Дальцеву:

Уважаемый Зиновий Григорьевич!
Разрешите сообщить Вам некоторые данные о работе А. А. Джури за всю её трудовую жизнь. С 1891 по 1905 год она работала в качестве прима-балерины (вела 22 балета). В 1905 году по болезни ноги, после 2-х операций, принуждена была оставить сцену. В 1907 году начала педагогическую работу. До 1918 года давала частные уроки хореографии. С 1918 года начала работу в Советских учреждениях (рабочих клубах, студиях, школах и театрах). С 1926 по 1946 год была педагогом балета в Хореографическом училище Большого театра. Кроме того, с 1935 года, по момент эвакуации, состояла педагогом Школы сценического танца ЦПКО им. Горького. Дала 2 выпуска артистов. В 1926 году была присвоена персональная пенсия за личные заслуги в области балета. С 1925 по 1927 год состояла экспертом по балету при бирже труда от Мосгубрабиса. С 1930 по 1941 год была экспертом на Олимпиадах художественной самодеятельности. В Большом театре вела общественную работу с пионерами при организации пионеротряда. В 1945 году присвоено звание Заслуженного деятеля искусств.
Общий стаж работы – 52 года. Стаж педагогической работы – 39 лет, и стаж педагогической работы при Советской власти – 25 лет. 9 апреля 1947 года исполнилось 75 лет.

9 апреля 1947 года, Москва. Письмо. Аделина Антоновна Джури – Зиновию Григорьевичу Дальцеву:

Принося свою горячую благодарность Всероссийскому театральному обществу за сердечное приветствие в день моего 75-летия, разрешите, дорогой Зиновий Григорьевич, поблагодарить Вас, – внимательного, отзывчивого друга всей нашей артистической семьи, за Ваше доброе отношение, личное внимание и участие в отметке моей знаменательной даты и пожелать Вам здоровья, бодрости, радости. Заслуженный деятель искусств А. Джури.

9 апреля 1947 года, Москва. Письмо. Софья Александровна Карзинкина – Зиновию Григорьевичу Дальцеву:

Многоуважаемый Зиновий Григорьевич! Разрешите и мне, дочери А. А. Джури, поблагодарить за Вашу заботу и внимание ко дню 75-летия моей мамы, и за столь ценное ей ходатайство ВТО об увеличении ей персональной пенсии. Пользуюсь случаем, чтобы сказать Вам, что она давно мечтала о переводе ей персональной пенсии из пенсии республиканского в пенсию всесоюзного значения, что отразилось бы на размере пенсии, а этот случай – 75-летие, может быть исключительным и подходящим предлогом. Ещё раз сердечное спасибо и привет С. Джури-Карзинкина.

9 апреля 1947 года, Москва. Телеграмма. Аделина Антоновна Джури – Александре Александровне Яблочкиной:

Председателю Всероссийского театрального общества, Лауреату Сталинской премии, Народной артистке СССР А. А. Яблочкиной. Сердечно благодарю Вас, дорогая Александра Александровна – дух и сердце Всероссийского театрального общества – за внимание оказанное мне в день моего 75-летия и желаю Вам здоровья, радости и ещё долго украшать своим талантом русскую драматическую сцену. Заслуженный деятель искусств А. Джури.

10 апреля 1947 года, Москва. Телеграмма. Аделина Антоновна Джури – Александре Александровне Яблочкиной: «Тронута до глубины души исключительным вниманием ко мне Всероссийского театрального общества и его горячего доброго сердца Александры Александровны. А. Джури».

14 июня 1949 года, Москва. Письмо. Аделина Антоновна Джури – Зиновию Григорьевичу Дальцеву:

Многоуважаемый Зиновий Григорьевич!
Согласно Вашего совета прилагаю заявление. В этом году я в особенно затруднительном положении, так как ответа по вопросу о моей пенсии всё ещё нет, и отменена выплата персональным пенсионерам дополнительного 13-го месяца получаемого в прошлые годы. В надежде на Вас с искренним приветом А. Джури.

15 ноября 1949 года, Москва. Телеграмма. Аделина Антоновна Джури – Александре Александровне Яблочкиной:

Сердечно поздравляю дорогую Александру Александровну с днём рождения и славным юбилеем. Желаю много здоровья и от души благодарю за радость, которую Ваш светлый талант и большое отзывчивое сердце так щедро дарило людям. Низко кланяюсь Вам, слава и гордость Малого театра. Крепко обнимаю Вас, как дорогого любимого друга. Заслуженный деятель искусств Аделина Джури.

28 декабря 1950 года, Москва. Письмо. Софья Карзинкина и Аделина Джури – Сергею Николаевичу Дурылину:

Ярославская железная дорога, станция Болшево, Свободная улица, дом 12. Многоуважаемый Сергей Николаевич! Сердечно поздравляем Вас и Вашу супругу с наступающим Новым годом, и желаем много, много здоровья и радости. Ещё раз спасибо за Ваше чудесное, душевное письмо. Прислушиваясь к Вашим ценным советам, стараемся продвигать работу, но у мамы был грипп 2 раза, а теперь и я простужена. Это задержало работу, а также помешало нам воспользоваться любезным приглашением Вашей супруги приехать к Вам в Болшево. Как только поправимся, с Вашего разрешения, заедем к Вам. Сердечный привет. А. Джури. С. Карзинкина.

Дурылин Сергей Николаевич – священник, писатель, историк театра, литературовед, поэт, прозаик, мемуарист.

1951 год, Москва. Письмо. Аделина Антоновна Джури – Александру Васильевичу Солодовникову:

Уважаемый Александр Васильевич! 6-го января 1900 года, в день 75-летнего юбилея Большого театра, я танцевала с В. Д. Тихомировым в балете «Танцовщики по неволе» («Волшебная флейта»). В роли Мамаши выступил Василий Фёдорович Гельцер – отец Е. В. Гельцер… Я счастлива принадлежать к славной семье Большого театра, ставшего мне родным и любимым с самой юности, когда я отдала ему своё искусство, способствуя некоторому сдвигу вперёд, застывших тогда балетных форм, и видеть, как в наше светлое время, когда всё кругом растёт и процветает, артисты с любовью и энтузиазмом отдают своё творчество на благо социалистического искусства. Искренний привет. Заслуженный деятель искусств А. Джури.

2 февраля 1951 года, Москва. Письмо. Софья Карзинкина и Аделина Джури – Сергею Николаевичу Дурылину:

Многоуважаемый Сергей Николаевич! Как Ваше здоровье? Мы писали Вам перед Новым годом – не знаю, получили ли Вы наше письмо. Давно собирались навестить Вас в Болшеве, как любезно приглашала Ваша супруга, но обе неоднократно болели гриппом, а в последний раз, позвонив в Институт искусств, к нашему огорчению узнали, что Вы нездоровы! Очень хотели знать о Вашем здоровье, и были бы рады, если Ваша супруга, или Вы, чиркнёте нам о себе два слова. Мы часто, часто вспоминаем Вас и не можем забыть, с каким вниманием, теплом и душой Вы отнеслись к «Воспоминаниям». Кое-что делаем под руководством Ваших ценных указаний. От всей души желая Вам и супруге здоровья и всех благ, шлём искренний привет. А. Джури. С. Карзинкина.

25 марта 1951 года, Москва. Письмо. Софья Александровна Карзинкина – Сергею Николаевичу Дурылину:

Многоуважаемый Сергей Николаевич!
Простите, что до сих пор не написала Вам, как обещала, но на следующий день моей поездки к Вам у меня мама захворала глубоким бронхитом, от которого ещё не оправилась и сейчас. Я разрывалась между уходом за ней и выздоравливающей сестрой, работой и хозяйственными делами. В рецензии на «Раймонду» с участием мамы (бенефис 30.01.1900) в перечне приветствий сказано: «…изящная корзина цветов от М. Н. Ермоловой» («Московские ведомости», 31.01.1900 г.). От всей души благодарю Вас за внимание к нашей работе, ценные советы и указания, и за теплоту и радушие, встреченное у Вас 18 марта, но опять таки, прошу простить меня – я чувствую, что очень Вас утомила, и это мучает меня! Вы ведь ещё тогда не оправились от болезни, а я так много и утомительно «трещала». Так часто именно, когда не хочешь беспокоить – тут-то больше всего беспокоишь. Ирине Алексеевне мой сердечный привет и спасибо за уют и радушие. Мама просит передать Вам обоим горячий привет и пожелания здоровья и всего лучшего. Уважающая Вас С. Карзинкина.

21 мая 1951 года, Москва. Письмо. Аделина Антоновна Джури – Виктору Петровичу Ивингу (Иванову):

Уважаемый Виктор Петрович!
Так как я кончаю свои артистические воспоминания, хотелось бы познакомить Вас с ними и получить Ваши указания и советы. Хотела так же дать Вам о себе сведения, так как Вы, вероятно, забыли обо мне.
Получив хореографическое образование в Московском театральном училище Большого театра, я танцевала на сцене Большого театра, когда Л. Н. Гейтен кончала, – одновременно с Л. А. Рославлевой, с которой мы вместе учились у Мендеса. Я вела 22 балета («Эсмеральду», «Жизель», «Лебединое», «Раймонду» и др.). Документальные данные имеются в «Ежегоднике» за период с 1891 по 1902 год. В 75-летний юбилей здания Большого театра, я, с В. Д. Тихомировым, танцевала балет «Танцовщики по неволе» и участвовала в «Прологе Муз» в качестве Терпсихоры. Принадлежу артистической семье Большого театра, который очень дорог мне, и вошла в его историю. Обо всём этом я рассказываю в своих воспоминаниях, и, Ваши советы, были бы очень ценны мне. Не откажите в любезности, когда сможете уделить мне время. Позвонить мне Б 3-18-48. Буду очень признательна. Привет. Заслуженный деятель искусств. А. Джури.

Ивинг Виктор Петрович – советский театральный критик, педагог.

Подготовила Татьяна Андреева, методист Музея п. Малаховка (подразделение МУК "Музейно-выставочный комплекс" г.о. Люберцы)

Продолжение следует.

Другие публикации канала:

Малаховский экспериментальный завод (МЭЗ): чем славился на всю страну и чем важен для посёлка?
Музей п. Малаховка6 января 2021
Из истории русского театра XVII века
Музей п. Малаховка30 октября 2021