579 подписчиков

Знаменитая русская балерина итальянских кровей Аделина Джури. Часть 6

В 1918 – 1925 годах Аделина Джури работала в различных рабочих клубах, студиях, школах и театрах. К сожалению, об этом известно не много.
В студии имени Ф. И.
В 1918 – 1925 годах Аделина Джури работала в различных рабочих клубах, студиях, школах и театрах. К сожалению, об этом известно не много.
В студии имени Ф. И.-2
В 1918 – 1925 годах Аделина Джури работала в различных рабочих клубах, студиях, школах и театрах. К сожалению, об этом известно не много.
В студии имени Ф. И.-3

В 1918 – 1925 годах Аделина Джури работала в различных рабочих клубах, студиях, школах и театрах. К сожалению, об этом известно не много.
В студии имени Ф. И. Шаляпина Аделина Джури работала по приглашению своей подруги, первой жены Шаляпина, – Иолы Торнаги. В ней также преподавала О. В. Газовская. В студии делали первые артистические шаги Ирина и Лидия Шаляпины, О. Н. Андровская, М. Ф. Астангов, Р. Н. Симонов, О. Н. Абдулов и другие. Преподавала Аделина Антоновна и в рабочей студии Рогожско-Симоновского района, а также в Театрально-художественных мастерских.

21 сентября 1921 года, Москва.

Директору Большого государственного театра Л. В. Собинову. Заявление: «Несмотря на всё моё громадное желание служить в Театральном училище, я всё же не считаю возможным принять участие в конкурсе для получения места преподавательницы, ибо считаю для себя крайне тяжёлым и неловким конкурировать с моими бывшими товарищами по сцене, оспаривая у них место. Подавая заявление о сохранении за мною места, я не могла предвидеть этого нового условия для поступления на службу. Аделина Джури.

21 июня 1924 года, Москва. Письмо. Аделина Антоновна Джури – Всеволоду Эмильевичу Мейерхольду:

Многоуважаемый товарищ!
Позвольте искренно поздравить Вас с большим успехом, который Ваши спектакли имели в Ленинграде! Простите, что я вновь принуждена просить Вас ускорить выдачу мне и моей аккомпаниаторше причитающегося нам гонорара за последний месяц, так как деньги нам очень нужны.
Извините за беспокойство. С почтением, Аделаида Джури.

27 октября 1924 года, Москва. Аделина Антоновна Джури – Коллективу
Государственного Академического Малого театра:

Прошу Академический Малый театр принять и моё самое сердечное поздравление со столетием его служения Талии и Мельпомене! Желаю ему столь же славного будущего и приношу глубочайшую благодарность за многие, многие часы высокохудожественных впечатлений! С огромным чувством, вспоминаю я, что имела счастье, один раз в жизни, – танцевать на его славной сцене! Да здравствует Малый театр и его артисты! Аделина Джури.

29 октября 1924 года, Москва. Письмо. Аделина Антоновна Джури – Алексею Александровичу Бахрушину:

Горячий привет и глубокая благодарность Вам, дорогой Алексей Александрович – истинному Другу театра и артистов, создателю «Настоящего Музея» – обиталища Муз! Богатейшие коллекции Музея, с такой любовью Вами собранные, отражая души великих деятелей театра и сцены – подлинных жрецов муз, – облегчают познание и изучение их гениального творчества. Аделина Джури.

5 января 1925 года, Москва. Письмо. Аделина Антоновна Джури и Александр Андреевич Карзинкин – Михаилу Михайловичу Кореневу:

Многоуважаемый и дорогой Михаил Михайлович! Аделина Антоновна просит меня сообщить Вам следующее: она уже говорила Вам, что классические танцы требуют долгой и трудной подготовки. Как бы не была талантлива драматическая артистка, без техники она не может исполнить классических па. С большим трудом отлучаясь из дома, она была в театре во вторник 30-го и в среду 31-го, а 2-го в пятницу показала несколько классических па Марусе Балабановой. При всём её усердии и желании исполнить классические па, она не может. Всеволод Эрастович хотел, чтобы она кружилась в танце прялки, – но у неё с непривычки кружится голова. Вы мне сразу, может быть, не говорили, но классические танцы требуют много подготовки, времени, терпения, упражнений и постоянства. Если бы Балабанова в прошлом году занималась со мною, то в этом году она была бы в состоянии исполнить что либо и из классических танцев, потому, что она способна, и могла бы исполнить то, что хотелось В. Э. – идея которого – постепенный переход от классических па на фокстрот и на танец Апашей – очень интересна. Фокстрот и танец Апашей Балабанова исполняет хорошо, ибо для них школы не нужно. Я очень желала бы, чтобы ученики прошлого года, более способные, занимались бы и в этом году, так как в прошлом году уроки начались лишь со 2-го февраля и они приходили не аккуратно. Надо следить, что б и в нынешнем году не повторилась того же самого. В этом году уроки начались 4-го декабря. Всего до сих пор было 4 урока и на каждый урок приходят новые ученики!.. Не откажите заинтересоваться этим, многоуважаемый Михаил Михайлович, и для пользы дела введите уроки в более правильное и регулярное русло. Я же постараюсь сделать всё от меня зависящее для общей пользы дела! Преданная Вам Аделина Джури.
Присоединяюсь к просьбе Аделины Антоновны и поздравляю Вас с Новым годом. Остаюсь Вам преданный А. Карзинкин.

Из воспоминаний Аделины Джури: «Я имела счастье присутствовать на двух юбилеях родного мне Большого театра – 75-летнем, когда я танцевала на сцене с В. Д. Тихомировым, и на 100-летнем, когда я, в качестве гостя, любовалась «Сильфидой».

С 1925 по 1927 год Джури состояла экспертом по балету при бирже труда от Мосгубрабиса. В 1926 года Аделина Джури начала преподавательскую работу в Хореографическом училище Большого театра.
В 1926 году Аделине Антоновне была присвоена персональная пенсия за личные заслуги в области балета. Информация об этом содержится в справке, составленной её дочерью Софьей Карзинкиной в 1947 году.

7 февраля 1926 год, Москва. Письмо. Аделина Антоновна Джури – Василию Дмитриевичу Тихомирову:

Дорогой Василий Дмитриевич!
Сердечно поздравляю Вас с Вашим артистическим праздником и с блестящей победой в области нашего дорогого Искусства! В постановке «Эсмеральды», Вы преодолели колоссальную трудность. С огромным талантом и тонким артистическим чутьём, Вы сумели сочетать запросы современного Искусства с требованиями классического балета, сохранив при этом, всю красоту классического рисунка в движениях масс на сцене и вдохнув в них жизнь! Мне радостно вспомнить то время, когда я вместе с Вами танцевала на дорогой нам сцене Большого театра! Искренно желаю Вам ещё многих таких же блестящих побед в будущем! Аделина Джури.

15 мая 1926 года, Москва. Письмо. Александр Андреевич Карзинкин – Александру Яковлевичу Головину:

Милый, родной мой Sandro!
Поздравляю с приездом! Непременно жажду и должен видеть Вас, мой дорогой, и Ваш прекрасный «Маскарад»!.. Приезжайте к нам, мы вспомним старину: Венецию, Рим, Париж и нашу молодость! Мы живём в старом доме в нижнем этаже, в квартире сестры: Покровский бульвар, дом 18, квартира 15. Ход со двора, в углу, направо – 3-й подъезд. Звонить 3 раза.
Непременно заезжайте к нам! Подумайте, ведь мы не виделись около 10 лет! Когда-то суждено встретиться!? Заезжайте, мой милый Sandro! Аделина («Куаноша») и Соня и все мы очень Вас об этом просим!! Телефон наш 2-12-69. Скажите, когда заедете, чтобы мы были дома…. Ждём Вас!
Крепко обнимаю Veccio Sandro.

Из этого письма А. А. Карзинкина А. Я. Головину становится понятно, что после революции 1917 года семью Карзинкиных «уплотнили», то есть переселили со второго этажа на первый, в квартиру Елены Андреевны Телешовой – сестры Александра Андреевича.

9 августа 1928 года, Москва. Письмо. Александр Андреевич Карзинкин –Александру Яковлевичу Головину: «Милый, дорогой Александр Яковлевич! Быстро несётся время. Подумайте, мы с Куаношей уже женаты 28 лет! Каково?!..»

1 сентября 1928 года, Москва. Телеграмма. Семья Карзинкиных – Александре Александровне Яблочкиной: «Сердечно поздравляем Вас, глубокоуважаемая Александра Александровна, с сорокалетием Вашего служения искусству. Слава Вам, славной представительнице, славной труппы, славного Малого театра. Аделина Джури. Соня и Александр Карзинкины».

26 февраля 1929 года, Москва. Письмо. Александр Андреевич Карзинкин –Александру Яковлевичу Головину:

Дорогой и милый мой Sandro! Вот какая у нас с Аделиной усердная просьба к Вам: наша Соня приедет с экскурсией в Ленинград 10 марта на 2–3 дня и ей очень бы хотелось попасть в Большой театр оперы и балета (б. Мариинский) на спектакль 10 марта. Нет ли возможности достать ей два пропуска (или в крайности даже один). Не откажите дорогой мой, если возможно, доставить ей это большое удовольствие! Мы будем от всей души Вам благодарны!..
Крепко Вас обнимаю мой дорогой. Желаю здоровья, здоровья и здоровья!
Любящий А. Карзинкин. Простите, дорогой, что беспокою Вас, но уж очень бы хотелось доставить Сонюше это большое удовольствие.

17 марта 1929 года, Москва. Письмо. Александр Андреевич Карзинкин –Александру Яковлевичу Головину:

Дорогой мой Сандро! Ещё раз спасибо Вам, мой милый за Ваше тёплое, дружеское письмо и за хлопоты для Сонюши, плодами которых ей, бедняжке, к сожалению, из-за этой проклятой инфлуэнцы, – не пришлось воспользоваться! Но что же поделаешь!?
Ваше письмо возбудило во мне целый рой приятнейших воспоминаний о нашей с Вами молодости и о встречах с «тётенькой» и племянницами в Венеции. Ведь эти воспоминания о 1-х встречах с Аделиной, для меня дороги, ибо это была заря нашей любви, о которой отрадно вспомнить…

В 1931 году семью Аделины Джури постигло страшное горе. Ушёл из жизни её горячо любимый муж – Александр Александрович Карзинкин, который был человеком исключительной скромности, делал добро и никогда не выпячивал себя. Успешная деятельность А.А. Карзинкина продолжалась вплоть до 1918 года, когда у него отобрали фабрику и другую недвижимость. Карзинкин не стал сопротивляться, но рабочие просили оставить его директором. Невзирая на советы друзей, Карзинкин не пожелал эмигрировать: «Как же я могу бросить фабрики? Ведь они там разорятся…» – «Но вас же арестуют!» Карзинкин загадочно улыбался: «Наши рабочие не дадут…». Художник Константин Коровин говорил, что «у Карзинкина на фабрике рабочие жили, как в Англии не живу».

В 1918 год Александр Андреевич стал сотрудником Государственного исторического музея, в должности хранителя нумизматического отдела.

А. А. Карзинкина арестовывали два раза. Оставшись без средств к существованию, он решил продавать свою уникальную нумизматическую коллекцию. В 1920 году сидел в Бутырской тюрьме, вместе с видным коллекционером Щукиным. Из тюрьмы он пишет: «Я нахожусь в интеллигентной компании, и вообще в прекрасных условиях…»

Второй раз А. А. Карзинкина арестовали в 1931 году по доносу соседа. Из тюрьмы он напишет: «… не чувствуя за собой вины, я твёрдо надеюсь на милосердие Божие, на то, что Он не оставит меня и мою семью и пошлёт нам силу духа, чтобы с твёрдостью и безропотно перенести это испытание…». Вскоре его, безнадёжно больного, выпустили. Он уйдёт из жизни 30 июля 1931 года от сердечного приступа, в возрасте 68 лет; похоронен на Покровском кладбище.

Стоит отметить, что всё семейство Карзинкиных, из поколения в поколение жертвовало деньги на церковное строительство, на приюты и богадельни, на больничные нужды и содержание бедняков. На протяжении более чем столетия состояли старостами московского храма «Трёх Святителей» на Кулишках, что в Трёхсвятительском переулке. Быть старостой – дело хлопотное, требующее больших расходов. Из своих капиталов они финансировали и вели хозяйственные, ремонтные и строительные работы. Александр Андреевич Карзинкин был старостой этого храма с 1880 года до 1920 года, когда приход был закрыт по распоряжению Советской власти.

После смерти мужа Аделаида Антоновна осталась с горячо любимой дочкой Соней, которая стала её опорой и помощницей.

Джури продолжила свою общественную и педагогическую деятельность. У неё был обширный круг друзей и знакомых, с которыми она постоянно общалась и вела переписку. С 1930 по 1941 год Аделина Джури была экспертом на Олимпиадах художественной самодеятельности.
В Большом театре вела общественную работу с пионерами при организации пионеротряда. С 1935 года по момент эвакуации состояла педагогом Школы сценического танца ЦПКиО им. Горького (балетный театр «Остров танца»). Дала 2 выпуска артистов.

В театре «Остров танца» Аделина Джури поставила хореографические номера: «Травиата» на музыку Дж. Верди, «Джульетта» на музыку Ш. Гуно, «Революционный этюд» на музыку Ф. Шопена. Преподавала в Студии им. Ф. И. Шаляпина.

27 мая 1937 года, Москва. Вечер из цикла «Встречи мастеров театра с молодёжью»: «АДЕЛИНА АНТОНОВНА ДЖУРИ. Дом актёра (ул. Горького, 42. Малый зал. Начало в 11 часов вечера. Вход по специальным приглашениям». Аделина Джури вспоминала: «Радостное впечатление осталось у меня от встречи с нашей чудесной советской театральной молодёжью».

15 января 1938 года, Москва. Список преподавателей специальных предметов Хореографического Училища Государственного ордена Ленина Академического Большого театра СССР: Джури Аделина Антоновна – преподаватель классики. Оклад 250 рублей.

1 сентября 1938 года, Москва. Телеграмма. Аделина Антоновна Джури – Александре Александровне Яблочкиной:

Многоуважаемая и дорогая Александра Александровна! Позвольте мне поздравить Вас в радостный день Вашего артистического праздника. В длинном ряде блестяще и тонко исполненных Вами ролей всегда видна была искренняя и беззаветная любовь к искусству, создание того, как много дали Вы людям светлых часов художественного наслаждения, должно осветить Вашу жизнь и дальнейший творческий путь. Крепко обнимаю Вас и желаю Вам ещё много лет плодотворной работы на любимом поприще. Бывшая балерина Большого театра Аделина Джури.

В 1938 году А. А. Яблочкина праздновала пятидесятилетие творческой деятельности.

Подготовила Татьяна Андреева, методист Музея п. Малаховка (подразделение МУК "Музейно-выставочный комплекс" г.о. Люберцы)

Продолжение следует.

Другие публикации канала:

Малаховка в советской литературе. «Дело “пёстрых”» Аркадия Адамова. Часть 3
Музей п. Малаховка3 февраля 2023