Найти в Дзене

Раздумья над... / Вер Либрова / «Аккомпаниаторша» / Нина Берберова

// Кого сама судьба однажды привела к произведениям Нины Берберовой сможет оценить утверждение - убегая, человек остается на месте. Для себя, в первую очередь, а потом уже и для будущих читателей. Не буду употреблять слово «персонаж» в контексте моего восприятия данных событий. Для меня это – реальные люди, а не фантазии автора. Так вот ««Аккомпаниаторша». Рассказы в изгнании». Девушка устроилась аккомпанировать достаточно известной певице, поглощённой искусством от всей её светлой души. Певица с открытым сердцем приняла девушку. А молодость… молодость проходит свой путь сердца: с рождения уязвлённый, раненый и уже непрощающий. Прямо, «чеховщина» какая-то – история “маленького” человека, домашняя рутина в относительно узком кругу, а мысли о великом, вернее о его недостижимости. Щемящее, трогательное, трагичное – это к Чехову, а у Берберовой – наблюдающее, страдающее, провоцирующее, уничтожающее, ожесточившееся, з а в и д у ю щ е е. Душа болит, когда завидует и факт этот простит

Стыд как исток...

// Кого сама судьба однажды привела к произведениям Нины Берберовой сможет оценить утверждение - убегая, человек остается на месте. Для себя, в первую очередь, а потом уже и для будущих читателей. Не буду употреблять слово «персонаж» в контексте моего восприятия данных событий. Для меня это – реальные люди, а не фантазии автора.

Так вот ««Аккомпаниаторша». Рассказы в изгнании». Девушка устроилась аккомпанировать достаточно известной певице, поглощённой искусством от всей её светлой души. Певица с открытым сердцем приняла девушку. А молодость… молодость проходит свой путь сердца: с рождения уязвлённый, раненый и уже непрощающий. Прямо, «чеховщина» какая-то – история “маленького” человека, домашняя рутина в относительно узком кругу, а мысли о великом, вернее о его недостижимости. Щемящее, трогательное, трагичное – это к Чехову, а у Берберовой – наблюдающее, страдающее, провоцирующее, уничтожающее, ожесточившееся, з а в и д у ю щ е е. Душа болит, когда завидует и факт этот простить не может ни себе ни другим. Казалось бы, духовная или душевная пустота не может ныть и болеть. Но, нет, бередит и царапает ещё как. Как сказали бы раньше – зависть провоцирует на гадкие помыслы и поступки. В данном случае помыслы – это одна история, а действия, топящие достоинство одной героини и гармоничное благополучие другой. Очень острая психологическая нота, пронизывающая твой внутренний слух, ментальный свет.

Пришла домой мама. Теперь ей было уже за пятьдесят. Она была седенькая, маленькая, как, впрочем, большинство мам, на руках у нее почему-то завелись веснушки. Я сама не знаю, что делалось со мной: мне было жаль её, жаль так, что хотелось лечь и плакать и не вставать, пока душу не выплачу. Я терялась при мысли об обидчике, войди он, я бы кинулась на него, выдавила бы ему глаза, искусала бы ему лицо. Но, кроме того, мне было стыдно. Я поняла, что мама моя — это мой позор, так же, как я — ее позор. И вся наша жизнь есть непоправимый стыд. / Аккомпаниаторша"

Мы переживаем за бедных, несчастных и униженных радости не видящих. А суть в том, что, так называемые богатые “наказали” бедных своим великодушием, своим благородством души и нравственностью, поэтикой в ужас приводящей…. И это правда такая. Мы порой даже не представляем, кого рядом с собой имеем. Чем богаты мы и в чём бедны? Кто идет с нами по жизни и судьбе? Друзья душевные, щедрые на любовь, или недоласканные, недолюбленные, недовлюблённые, обиженные невзрослеющие детские души, таЯщие нечто, жАлящее завуалированной энергией зависти и от этой боли, которая их жжёт и плавит изнутри… Недо…

Интересно мы, конкретно мы – такие многоликие, в такой ситуации какими бы стали? Что взрастили бы в себе? На многом можно сломаться, за многое зацепиться в своей жизни и спастись. Феноменальное сочетание в главной героине Сонечке: обострённая эмпатия, восприятие красоты, харизмы Марии Николаевны с одной стороны, граничит с неистовой потребностью уязвить с другой. Любовь и ненависть… совместны, когда идёт процесс изгнания души…

@Вер Либрова.

-3

«Аккомпаниаторша» — повесть Нины Берберовой, которая является одним из примеров прозы серебряного века. / Читать

///

Забронировать книгу на mos.ru