Бой у косы Обиточной, офицеры-кочегары, и лейтенанты командующие флотилиями. (Часть 1)

1,8K прочитали

Есть старый добрый анекдот, о том, как в Киеве родился мальчик с темным цветом кожи, и в автобусе к нему подошел украинец из глубинки. "Сынку, ти хто? " "Як хто? Хохол!" на что украинец сам себя спрашивает: "Якщо вiн хохол, то я ж тоді хто?!".

Примерно та же я ощущал себя после общения с одним (весьма маститым) доцентом и кандидатом наук. Внезапно выяснилось, что я не русский, как я предполагал ранее (и как когда-то было записано в моем паспорте), а национальность моя "совок", оказалось, что все настоящие русские эмигрировали, а "СССР-ии" остались только люди без роду и племени.

Самое забавное, что когда мы подняли биографию этого сторонника "правой идеологии" и "элитарности в обществе", выяснилось, что предки его занимались... "золотарным промыслом" за "чертой оседлости", имея одну лошадь и одну бочку. Перебрались они в стольный град С-Петербург только в начале ХХ века (когда черта сия стала малость... размытой). Но и в Петербурге предок его в "элитах" не состоял, а, был... (как бы так помягче выразиться) "шмаровозом". В общем, извозчиком он был, имея один шарабан (который ему помогла купить община). В общем, достаточно странная "элитарность".

Еще один мой знакомый, написавший себе "казачью" биографию, которой он очень гордился (он при Украине написал "справочник" по казакам- коллаборационистам). Потом, из архивных документов выяснилось, что казаками там и не пахло. В общем, ладно, понятно, что люди выдумывают себе свою "историю" (которая им больше нравится, чем реальные факты). Мне не понятно другое: откуда эта тяга ко всему "белому", и, главное, зачем?

Нет, я все отлично понимаю. В "лихие 90-е" в нашу историю бурно ворвались "эмигрантские" исторические "источники", начали публиковать всевозможные "потусторонние" мемуары, и... Нет, слова против не услышите, смотреть и изучать нужно все. (Такое ощущение, что все жили "в белой манишке" в эмиграции, и тут, резко на Родину хлынул поток "обиженных").

Меня тут чуть ли не "красным" окрестили. Да, иногда мне приходится показывать обратную сторону адептам эмигрантских мемуаров. Мемуары, они и в Африке мемуары, они весьма далеки от реальности, и их на историческую достоверность никто не проверял.

Есть еще один нюанс. Эмиграция после Гражданской войны, это 0,1% населения. Про "великий исход" поговорим потом (как положено, с цифрами, документами и.т.д.). Сейчас я не о том.

Ежели мы хотим построить крепкую "державу", подход к истории должен быть иным. История 99% населения нашей страны это и история Императорской России и история СССР. Другой истории у нас нет (и не будет). Она такая, как она есть. Ежели мы сочиним ее заново, ничего хорошего из этого не будет (это залог будущих общественных "катаклизмов"). Я не говорю о том, что в СССР было все прекрасно, просто наша история ничем не хуже истории других стран (а, в чем-то даже лучше). Те, кто плюет в "совок" (в сети это в основном, это наши "потусторонние небратья"), плюет в целом на историю нашей страны. Не нужно этого делать. А, в целом...

Ежели есть желание строить "великую державу", будьте добры откажитесь от своего мелкого глупого реваншизма. Он просто раскалывает общество. Есть страна, и у нее есть история, (другой у нас нет и не будет). Не нужно в эту историю вплетать эмигрантские бредни, не имеющие под собой исторического обоснования.

Попробуйте турку сказать что-то прохое про Мустафу Кемала (Он же Ататюрк). Не советую. А, ведь его фигура тоже была предметом нападок "западной цивилизации", его тоже считали "красным". У нас же на историческом "поле боя" творится вакханалия. Зачем?

Гражданская война это трагедия, случившаяся в нашей стране, вызванная объективными факторами. Просто так Гражданские войны не случаются. И в США Гражданская война была не случайна.

Что касается "нашей" Гражданской (в которой никто из ныне живущих не участвовал), то прошло уже более 100 лет. Сейчас, (спустя более чем 100 лет) занимать чью либо сторону в том давнем конфликте - либо признак скудоумия, либо попытка используя старые фетиши "раскачать" общество.

Бой у косы Обиточной весьма любим "красными" авторами. На самом деле глупо "болеть" и за офицеров и юнкеров, ставших кочегарами, и за "красных прапорщиков и мичманов", ставших командующими флотами (хотя иногда это бывает полезно, ибо "элиты" очень быстро становятся болотом). В общем, так...

12 сентября 1920 года было подписано советско-польское соглашение о перемирии. У "красных" высвободились силы, и они начали наступление на Крым.

Есть старый добрый анекдот, о том, как в Киеве родился мальчик с темным цветом кожи, и в автобусе к нему подошел украинец из глубинки. "Сынку, ти хто? " "Як хто? Хохол!
Есть старый добрый анекдот, о том, как в Киеве родился мальчик с темным цветом кожи, и в автобусе к нему подошел украинец из глубинки. "Сынку, ти хто? " "Як хто? Хохол!-2

Белые для поддержки своего приморского фланга направили флотилию в составе канонерок «Урал», «Салгир», «Джигит» и «Гайдамак», и катеров «Петерель» и «Дмитрий Герой». (Об этих кораблях мы уже рассказывали ранее). 14 сентября после полудня белые корабли обстреляли гавань Бердянска.

Гайдамак — ледокол многоцелевого назначения российского флота и Русской эскадры. Построен в 1898 году для Общества Николаевских лоцманов. Числился как спасательно-буксирный ледокол и был приписан к порту Николаев. С 1899 года работал в Днепро-Бугском лимане. Из-за низкой рентабельности в 1901 году продан Николаевскому торговому порту. Впоследствии вместе с крейсером «Генерал Корнилов» из Феодосии ушёл в Константинополь. После формирования в Константинополе Русской эскадры вместе с другими ледоколами вошёл в её 4-й отряд. 10 декабря 1920 года «Гайдамак» вместе со второй группой русских кораблей вышел из Константинополя в Бизерту. Участвовал в буксировке эскадренных миноносцев, для чего в середине января 1921 года вернулся в Константинополь. Продан турецкому судовладельцу для разделки на металл. Вооружэение 2 х 152-мм, 2 х 75-мм.
Гайдамак — ледокол многоцелевого назначения российского флота и Русской эскадры. Построен в 1898 году для Общества Николаевских лоцманов. Числился как спасательно-буксирный ледокол и был приписан к порту Николаев. С 1899 года работал в Днепро-Бугском лимане. Из-за низкой рентабельности в 1901 году продан Николаевскому торговому порту. Впоследствии вместе с крейсером «Генерал Корнилов» из Феодосии ушёл в Константинополь. После формирования в Константинополе Русской эскадры вместе с другими ледоколами вошёл в её 4-й отряд. 10 декабря 1920 года «Гайдамак» вместе со второй группой русских кораблей вышел из Константинополя в Бизерту. Участвовал в буксировке эскадренных миноносцев, для чего в середине января 1921 года вернулся в Константинополь. Продан турецкому судовладельцу для разделки на металл. Вооружэение 2 х 152-мм, 2 х 75-мм.
Есть старый добрый анекдот, о том, как в Киеве родился мальчик с темным цветом кожи, и в автобусе к нему подошел украинец из глубинки. "Сынку, ти хто? " "Як хто? Хохол!-4
Ледокол № 3, канонерская лодка «Джигит» — ледокол многоцелевого назначения российского флота и Русской эскадры. Во время Первой мировой призван в состав флота. Во время Гражданской войны в России вооружён и использовался как канонерская лодка. Участвовала в бою у Обиточной косы. В ноябре 1920 года в ходе Крымской эвакуации ушла в Константинополь и далее в Бизерту. Вооружение 	1 х 102-мм, 2 х 75-мм
Ледокол № 3, канонерская лодка «Джигит» — ледокол многоцелевого назначения российского флота и Русской эскадры. Во время Первой мировой призван в состав флота. Во время Гражданской войны в России вооружён и использовался как канонерская лодка. Участвовала в бою у Обиточной косы. В ноябре 1920 года в ходе Крымской эвакуации ушла в Константинополь и далее в Бизерту. Вооружение 1 х 102-мм, 2 х 75-мм
Есть старый добрый анекдот, о том, как в Киеве родился мальчик с темным цветом кожи, и в автобусе к нему подошел украинец из глубинки. "Сынку, ти хто? " "Як хто? Хохол!-6

В 10:30, через два часа после сообщения о появлении противника у Бердянска, командир "красного" Действующего отряда Азовского моря (так теперь называлась Азовская флотилия) вышел наперехват. Командовал отрядом бывший старший лейтенант царского флота Сергей Александрович Хвицкий 2-й , в годы Первой Мировой, награжденный орденом Святого Станислава 3-й степени, затем, Георгиевским оружием (Высочайшим приказом по Морскому ведомству № 910 от 01.12.1915 года).

В "красном" отряде числились канонерские лодки «Буденный», «Красная Звезда», «Знамя Социализма» и «Свобода». Их сопровождали сторожевые суда «Данай», «Пугачев» и «Пролетарий». Силы были примерно равны. "Знамя Социализма" (бывший ледокол №4) вел на буксире бывшую шаланду "Орна", которая стала канонеркой "Свобода".

"Свобода" (Проект "Simons 350т") Водоизмещение 500 т (по другим данным — 600 т), длина 42,6 м, ширина 8,5 м, осадка 2,9 м. Мощность машины 250 л.с., скорость 7 узлов, дальность хода 1000 миль. Вооружение — одно 152-мм орудие, одно 130-мм и одно 102-мм орудие, экипаж 42 человека. Потопленав годы Великой Отечественной  немецкой авиацией 10 апреля 1942 г. в порту Камыш-Бурун. После окончания войны поднята, разделана на металл в 1956 году.
"Свобода" (Проект "Simons 350т") Водоизмещение 500 т (по другим данным — 600 т), длина 42,6 м, ширина 8,5 м, осадка 2,9 м. Мощность машины 250 л.с., скорость 7 узлов, дальность хода 1000 миль. Вооружение — одно 152-мм орудие, одно 130-мм и одно 102-мм орудие, экипаж 42 человека. Потопленав годы Великой Отечественной немецкой авиацией 10 апреля 1942 г. в порту Камыш-Бурун. После окончания войны поднята, разделана на металл в 1956 году.
Ледокол №4 на разделке.  Портовый ледокол "Ледокол IV" был построен в 1906 г. на судоверфи "Ланге и сын" в Риге.  Он был заказан в начале 1905 г. Отделом торговых портов Главного управления торгового мореплавания и портов для азовского торгового порта Мариуполь. Однако из-за начавшейся в стране революции, закончить в срок постройку "ледокольного парохода" (так он именовался в договоре) не удалось. "Ледокол IV" пришел в Мариуполь летом 1907 г., продемонстрировав, между прочим, на переходе с Балтики на Черное море в штормовую погоду прекрасные мореходные качества. 
По архитектуре это было 1-палубное судно с непрерывной верхней палубой и полубаком. Посередине судна установлена большая 2-этажная рубка, а перед ней - единственная мачта. Большая и широкая труба выведена сквозь настил рубки. По длине корпус ледокола разделен 7 водонепроницаемыми переборками. В носу имелась 1 балластная цистерна на 25 т воды, в корме - 2-я на 40 т. Шпация в носовой части судна составляла 350, а в средней и кормовой частях - 450 мм. Учитывая необходимость ледокольных работ на азовском мелководье, наружную обшивку выполнили из избыточно прочных и толстых стальных листов: килевой пояс - до 21 мм, днище и скуловой пояс 11-19,5, борт ниже ватерлинии - 11-14-19,5, по ватерлинии и выше - 14-19,5, ширстрек - 11-13,5 мм. Силовая установка включала в себя паровую машину (компаунд) мощностью 1000-1260 л.с. и 2 цилиндрических горизонтальных трубчатых котла. 
"Ледокол IV" хорошо работал на Азове, ежегодно участвуя в зимних кампаниях и спасательных операциях. Призван по военно-судовой повинности 03.05.1915 г. и вошел в состав плавсредств Севастопольского военного порта. Участвовал в Первой мировой войне. 
16.12.1917 г. вошел в состав красного ЧФ. 1.05.1918 г. захвачен германскими оккупантами. 31.10.1918 г. возвращен Министерству транспорта и промышленности. В 1919 г. захвачен красными. 01.04.1919 г. поврежден артогнем вооруженного ледокольного буксира Добровольческой армии "Полезный" и выбросился на берег у Генического маяка. 
23.05.1920 г. поднят и 20.06.1920 г. вошел в состав Азовской флотилии в качестве канонерской лодки. Участвовал в гражданской войне. С 13.06.1920 г. по 13.06.1922 г. имел название "Знамя социализма". 
28.01.1921 г. вошел в состав Морских сил Черного моря. 13.06.1922 г. был разоружен, исключен из списков судов РККФ и возвращен Мариупольскому торговому порту.
22.07.1941 г. был мобилизован и 11.08.1941 г. вошел в состав Азовской флотилии Черноморского флота в качестве канонерской лодки.
Участвовал в обороне Геническа в сентябре 1941 г., Мариуполя в октябре 1941 г., Керчи в октябре 1941 г. и Темрюка в июле 1942 г., Керченско-Феодосийской 25.12.1941 - 2.01.1942 гг. десантной операции. 
02.07.1942 г. погиб от ударов германской бомбардировочной авиации в Темрюкском порту. 30.08.1942 г. был исключен из списков флота. 
01.03.1944 г. поднят АСО Азовской флотилии и возвращен Наркомату морского флота. В строй не вводился и 14.04.1956 г. ввиду невозможности восстановления передан заводу "Азовсталь" для разделки на металл.
Ледокол №4 на разделке. Портовый ледокол "Ледокол IV" был построен в 1906 г. на судоверфи "Ланге и сын" в Риге. Он был заказан в начале 1905 г. Отделом торговых портов Главного управления торгового мореплавания и портов для азовского торгового порта Мариуполь. Однако из-за начавшейся в стране революции, закончить в срок постройку "ледокольного парохода" (так он именовался в договоре) не удалось. "Ледокол IV" пришел в Мариуполь летом 1907 г., продемонстрировав, между прочим, на переходе с Балтики на Черное море в штормовую погоду прекрасные мореходные качества. По архитектуре это было 1-палубное судно с непрерывной верхней палубой и полубаком. Посередине судна установлена большая 2-этажная рубка, а перед ней - единственная мачта. Большая и широкая труба выведена сквозь настил рубки. По длине корпус ледокола разделен 7 водонепроницаемыми переборками. В носу имелась 1 балластная цистерна на 25 т воды, в корме - 2-я на 40 т. Шпация в носовой части судна составляла 350, а в средней и кормовой частях - 450 мм. Учитывая необходимость ледокольных работ на азовском мелководье, наружную обшивку выполнили из избыточно прочных и толстых стальных листов: килевой пояс - до 21 мм, днище и скуловой пояс 11-19,5, борт ниже ватерлинии - 11-14-19,5, по ватерлинии и выше - 14-19,5, ширстрек - 11-13,5 мм. Силовая установка включала в себя паровую машину (компаунд) мощностью 1000-1260 л.с. и 2 цилиндрических горизонтальных трубчатых котла. "Ледокол IV" хорошо работал на Азове, ежегодно участвуя в зимних кампаниях и спасательных операциях. Призван по военно-судовой повинности 03.05.1915 г. и вошел в состав плавсредств Севастопольского военного порта. Участвовал в Первой мировой войне. 16.12.1917 г. вошел в состав красного ЧФ. 1.05.1918 г. захвачен германскими оккупантами. 31.10.1918 г. возвращен Министерству транспорта и промышленности. В 1919 г. захвачен красными. 01.04.1919 г. поврежден артогнем вооруженного ледокольного буксира Добровольческой армии "Полезный" и выбросился на берег у Генического маяка. 23.05.1920 г. поднят и 20.06.1920 г. вошел в состав Азовской флотилии в качестве канонерской лодки. Участвовал в гражданской войне. С 13.06.1920 г. по 13.06.1922 г. имел название "Знамя социализма". 28.01.1921 г. вошел в состав Морских сил Черного моря. 13.06.1922 г. был разоружен, исключен из списков судов РККФ и возвращен Мариупольскому торговому порту. 22.07.1941 г. был мобилизован и 11.08.1941 г. вошел в состав Азовской флотилии Черноморского флота в качестве канонерской лодки. Участвовал в обороне Геническа в сентябре 1941 г., Мариуполя в октябре 1941 г., Керчи в октябре 1941 г. и Темрюка в июле 1942 г., Керченско-Феодосийской 25.12.1941 - 2.01.1942 гг. десантной операции. 02.07.1942 г. погиб от ударов германской бомбардировочной авиации в Темрюкском порту. 30.08.1942 г. был исключен из списков флота. 01.03.1944 г. поднят АСО Азовской флотилии и возвращен Наркомату морского флота. В строй не вводился и 14.04.1956 г. ввиду невозможности восстановления передан заводу "Азовсталь" для разделки на металл.
Водоизмещение: 750 т. Размеры: длина - 45,72 м, ширина - 12,04 м, осадка - 4,86 м.
Скорость полного хода: 10 узлов.
Дальность плавания: - миль.
Силовая установка: котломашинная, 1260 л.с.
Вооружение: 2х1 76,2-мм орудия, 2х1 7,62-мм пулемёта (с 1942 г.: 6х1 12.7-мм пулемётов и 4х1 7,62-мм пулемета).
Экипаж: 48 чел.
Водоизмещение: 750 т. Размеры: длина - 45,72 м, ширина - 12,04 м, осадка - 4,86 м. Скорость полного хода: 10 узлов. Дальность плавания: - миль. Силовая установка: котломашинная, 1260 л.с. Вооружение: 2х1 76,2-мм орудия, 2х1 7,62-мм пулемёта (с 1942 г.: 6х1 12.7-мм пулемётов и 4х1 7,62-мм пулемета). Экипаж: 48 чел.

Когда отряд "красного" Наморси Хвицкого в 19:45 подошел к Бердянску, белых кораблей здесь уже не было – пост наблюдения на Бердянской косе сообщил, что они ушли на запад. Хвицкий решил продолжить погоню, ориентируясь на дымы.

Ночью красный отряд обогнул длинную Обиточную косу и в рассветных сумерках обнаружил за ней стоящие на якорях корабли – это были «Салгир» и «Джигит», а также катера «Петерель» и «Дмитрий Герой». 15 сентября в 6:40 с дистанции в 40 каб корабли Хвицкого открыли огонь, но попаданий не имели. Из-за низкого качества старых запальных трубок французского производства темп стрельбы был очень низким.

На «Красной Звезде» из строя вышли оба орудия (130-мм и 102-мм), которые были установлены не стационарно, а на деревянных основаниях

О том, что произошло потом рассказ будет в следующей статье.