Есть старый добрый анекдот, о том, как в Киеве родился мальчик с темным цветом кожи, и в автобусе к нему подошел украинец из глубинки. "Сынку, ти хто? " "Як хто? Хохол!" на что украинец сам себя спрашивает: "Якщо вiн хохол, то я ж тоді хто?!".
Примерно та же я ощущал себя после общения с одним (весьма маститым) доцентом и кандидатом наук. Внезапно выяснилось, что я не русский, как я предполагал ранее (и как когда-то было записано в моем паспорте), а национальность моя "совок", оказалось, что все настоящие русские эмигрировали, а "СССР-ии" остались только люди без роду и племени.
Самое забавное, что когда мы подняли биографию этого сторонника "правой идеологии" и "элитарности в обществе", выяснилось, что предки его занимались... "золотарным промыслом" за "чертой оседлости", имея одну лошадь и одну бочку. Перебрались они в стольный град С-Петербург только в начале ХХ века (когда черта сия стала малость... размытой). Но и в Петербурге предок его в "элитах" не состоял, а, был... (как бы так помягче выразиться) "шмаровозом". В общем, извозчиком он был, имея один шарабан (который ему помогла купить община). В общем, достаточно странная "элитарность".
Еще один мой знакомый, написавший себе "казачью" биографию, которой он очень гордился (он при Украине написал "справочник" по казакам- коллаборационистам). Потом, из архивных документов выяснилось, что казаками там и не пахло. В общем, ладно, понятно, что люди выдумывают себе свою "историю" (которая им больше нравится, чем реальные факты). Мне не понятно другое: откуда эта тяга ко всему "белому", и, главное, зачем?
Нет, я все отлично понимаю. В "лихие 90-е" в нашу историю бурно ворвались "эмигрантские" исторические "источники", начали публиковать всевозможные "потусторонние" мемуары, и... Нет, слова против не услышите, смотреть и изучать нужно все. (Такое ощущение, что все жили "в белой манишке" в эмиграции, и тут, резко на Родину хлынул поток "обиженных").
Меня тут чуть ли не "красным" окрестили. Да, иногда мне приходится показывать обратную сторону адептам эмигрантских мемуаров. Мемуары, они и в Африке мемуары, они весьма далеки от реальности, и их на историческую достоверность никто не проверял.
Есть еще один нюанс. Эмиграция после Гражданской войны, это 0,1% населения. Про "великий исход" поговорим потом (как положено, с цифрами, документами и.т.д.). Сейчас я не о том.
Ежели мы хотим построить крепкую "державу", подход к истории должен быть иным. История 99% населения нашей страны это и история Императорской России и история СССР. Другой истории у нас нет (и не будет). Она такая, как она есть. Ежели мы сочиним ее заново, ничего хорошего из этого не будет (это залог будущих общественных "катаклизмов"). Я не говорю о том, что в СССР было все прекрасно, просто наша история ничем не хуже истории других стран (а, в чем-то даже лучше). Те, кто плюет в "совок" (в сети это в основном, это наши "потусторонние небратья"), плюет в целом на историю нашей страны. Не нужно этого делать. А, в целом...
Ежели есть желание строить "великую державу", будьте добры откажитесь от своего мелкого глупого реваншизма. Он просто раскалывает общество. Есть страна, и у нее есть история, (другой у нас нет и не будет). Не нужно в эту историю вплетать эмигрантские бредни, не имеющие под собой исторического обоснования.
Попробуйте турку сказать что-то прохое про Мустафу Кемала (Он же Ататюрк). Не советую. А, ведь его фигура тоже была предметом нападок "западной цивилизации", его тоже считали "красным". У нас же на историческом "поле боя" творится вакханалия. Зачем?
Гражданская война это трагедия, случившаяся в нашей стране, вызванная объективными факторами. Просто так Гражданские войны не случаются. И в США Гражданская война была не случайна.
Что касается "нашей" Гражданской (в которой никто из ныне живущих не участвовал), то прошло уже более 100 лет. Сейчас, (спустя более чем 100 лет) занимать чью либо сторону в том давнем конфликте - либо признак скудоумия, либо попытка используя старые фетиши "раскачать" общество.
Бой у косы Обиточной весьма любим "красными" авторами. На самом деле глупо "болеть" и за офицеров и юнкеров, ставших кочегарами, и за "красных прапорщиков и мичманов", ставших командующими флотами (хотя иногда это бывает полезно, ибо "элиты" очень быстро становятся болотом). В общем, так...
12 сентября 1920 года было подписано советско-польское соглашение о перемирии. У "красных" высвободились силы, и они начали наступление на Крым.
Белые для поддержки своего приморского фланга направили флотилию в составе канонерок «Урал», «Салгир», «Джигит» и «Гайдамак», и катеров «Петерель» и «Дмитрий Герой». (Об этих кораблях мы уже рассказывали ранее). 14 сентября после полудня белые корабли обстреляли гавань Бердянска.
В 10:30, через два часа после сообщения о появлении противника у Бердянска, командир "красного" Действующего отряда Азовского моря (так теперь называлась Азовская флотилия) вышел наперехват. Командовал отрядом бывший старший лейтенант царского флота Сергей Александрович Хвицкий 2-й , в годы Первой Мировой, награжденный орденом Святого Станислава 3-й степени, затем, Георгиевским оружием (Высочайшим приказом по Морскому ведомству № 910 от 01.12.1915 года).
В "красном" отряде числились канонерские лодки «Буденный», «Красная Звезда», «Знамя Социализма» и «Свобода». Их сопровождали сторожевые суда «Данай», «Пугачев» и «Пролетарий». Силы были примерно равны. "Знамя Социализма" (бывший ледокол №4) вел на буксире бывшую шаланду "Орна", которая стала канонеркой "Свобода".
Когда отряд "красного" Наморси Хвицкого в 19:45 подошел к Бердянску, белых кораблей здесь уже не было – пост наблюдения на Бердянской косе сообщил, что они ушли на запад. Хвицкий решил продолжить погоню, ориентируясь на дымы.
Ночью красный отряд обогнул длинную Обиточную косу и в рассветных сумерках обнаружил за ней стоящие на якорях корабли – это были «Салгир» и «Джигит», а также катера «Петерель» и «Дмитрий Герой». 15 сентября в 6:40 с дистанции в 40 каб корабли Хвицкого открыли огонь, но попаданий не имели. Из-за низкого качества старых запальных трубок французского производства темп стрельбы был очень низким.
На «Красной Звезде» из строя вышли оба орудия (130-мм и 102-мм), которые были установлены не стационарно, а на деревянных основаниях
О том, что произошло потом рассказ будет в следующей статье.