29,1K подписчиков

Искусство терраццо: секреты создания колоритных полов в павильонах ВДНХ

152 прочитали

«Чтобы порядочные граждане и те, кто трудится для них, не были одурачены людьми, которые не знают ремесла» (цель Братства (Скуолы) терраццьеров, Устав Братства, Венецианская Республика, 1586 г.)

Выставка достижений народного хозяйства в Москве представляет собой уникальную архитектурную коллекцию, воплощенную в отреставрированных исторических павильонах. Детали декора павильонов удивляют своей необычностью за счет интерпретации природных форм растений, силуэтов животных и советской символики.

Прогуливаясь по историческим павильонам ВДНХ, вы можете заметить необычно яркие поверхности полов с замысловатыми рисунками, выполненных в технике «терраццо». Эти минеральные напольные покрытия можно найти в зеленом портике павильона №26 «Транспорт СССР», на стилобатах павильонов: №15 «Поволжье», №66 «Узбекистан», №11 «Казахстан» и других.

Полы в технике терраццо павильон №66 «Узбекистан»,
Полы в технике терраццо павильон №66 «Узбекистан»,
Полы в технике терраццо павильон №11 «Казахстан»
Полы в технике терраццо павильон №11 «Казахстан»

Покрытия выглядят как монолитные плиты, в которые включены цветные звезды, цветы, ромбы и другие необычные орнаменты.

«Как же это сделано?» - нередко задаются вопросами гости выставки.

Технология создания полов терраццо, о которых пойдет речь, насчитывает более 400 лет истории. В конце XVI века в Венецианской республике терраццо широко применялись для создания интерьеров дворцов и церквей, а затем распространились и в другие страны Европы. В России первые полы в этой технике появились в XVIII - XIX вв. при строительстве дворцов в Санкт-Петербурге и Москве, а создавали их специально приглашенные итальянские мастера – терраццьеры по классической технологии.

В послевоенные годы XX века технология снова оказалась востребованной архитекторами. Полы в технике терраццо стали частью интерьеров зданий в стиле «сталинский ампир», для которого характерен сложный декор всех поверхностей.

В архиве Выставки сохранилась проектная документация строительства павильонов 1950-х годов. В то время на чертежах для обозначения полов терраццо использовалось наименование мозаичные полы. Конструкция полов была довольно простая: на уплотненный грунт последовательно укладывали слой бетонной подготовки (толщиной 150 мм), который служил основанием, затем слой цементного раствора 1:3 (толщиной 5 мм) и слой цемента с мраморной крошкой 1:2 (толщиной 15 мм).

Фрагмент плана из архива ВДНХ с рисунком пола лоджии павильона №26 «Земледелие» (совр. название «Транспорт СССР»), 1950 г.
Фрагмент плана из архива ВДНХ с рисунком пола лоджии павильона №26 «Земледелие» (совр. название «Транспорт СССР»), 1950 г.

Павильон № 26, где сегодня располагается экспозиция Музея Транспорта Москвы, был реконструирован к открытию Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1954 года. Монументальный и величественный, он стал основным павильоном растениеводческого раздела Выставки под названием «Земледелие». Согласно проектному заданию, павильон был призван показать исторический путь достижения и преобразование социалистического земледелия Советского Союза. Над оформлением павильона работали скульптор Л.М. Писаревский, лепщики братья Талановы, главный художник Г.Г. Савельев. Они создали на новом фасаде и в портике павильона неповторимый сказочный мир, насыщенный лепными орнаментами различных растений: зрелые подсолнухи, молодые дубы, виноградные лозы с крупными гроздьями, рябина, желуди, пшеница и овес.

Напольному покрытию портика было также уделено особое внимание, на сохранившихся чертежах можно увидеть затейливые орнаменты пола, которые были созданы с применением техники терраццо. В настоящее время покрытие полов на стилобатах и в портиках большинства павильонов полностью восстановлено и доступно для осмотра абсолютно бесплатно. На территории Выставки полы исторических павильонов в технике «терраццо» воссоздают по специальной методике, рекомендуемой при производстве работ по сохранению объектов культурного наследия.

Полы терраццо в лоджии павильона «Земледелие» (совр. название №26 «Транспорт СССР»), 2024
Полы терраццо в лоджии павильона «Земледелие» (совр. название №26 «Транспорт СССР»), 2024

Важной особенностью создания данного вида покрытий является то, что все работы по созданию мозаично-бетонного покрытия выполняются непосредственно на объекте.

Общая продолжительность работ по созданию высококачественных полов в технике терраццо составляет не менее одного месяца. Она требует высокой точности соблюдения технологии и индивидуального мастерства исполнителей.

Процесс создания включает несколько последовательных этапов:

Этап 1. Подготовка ровного, прочного и чистого основания из бетона. Этап занимает не менее 10 дней с учетом необходимости равномерного высыхания слоя в специальных условиях температуры и влажности.

Этап 2. Разметка поверхности подготовленного основания в соответствии с рисунком орнамента. Линии рисунка, как правило, наносят мелом с использованием инструмента или готовых шаблонов. Точно по намеченным линиям разметки прорезают швы, для установки в них декоративных разделительных полос.

Этап 3. Установка разделительных полос. Они могут быть выполнены из меди, мягкой латуни или стекла толщиной не менее 3 мм. Их устанавливают по границам покрытия в качестве ограничителей. Разделительные полосы являются не просто декоративными элементами, но и выполняют конструктивную роль, разделяя полотно на отдельные карты, фактически армируя верхний слой. Как следствие монолитный слой становится меньше подвержен деформации и образованию трещин.

Этап 4. Укладка мозаичного бетона. Мозаично-бетонная смесь приготавливается рядом с местом укладки в небольших количествах с соблюдением точной дозировки компонентов, после чего укладывается в незатвердевший состав адгезионной смеси, что обеспечивает требуемое сцепление декоративного напольного покрытия с основанием.

Этап 5. Шлифовка и полировка поверхности. Шлифовка всей поверхности мозаичного покрытия производится специальными абразивами и пропиткой грунтовочным составом на основе силиката калия. Этот этап необходим для снижения трещинообразования. После полного высыхания состава выполняется полировка поверхности мозаичного покрытия тонкозернистыми абразивами, которое после оставляют высыхать. Не менее чем через неделю наносится защитный состав, необходимый для сохранения природного цвета искусственного камня.

В Венеции художественное ремесло по созданию полов терраццо считалось видом прикладного искусства и даже находилось под государственным регулированием. Авторитет управляющего ремеслами государственного Советника по Искусствам (Inquisitor delle Arti) был равноценен власти Сената. Каждый ремесленный цех имел свою церковь и небесных покровителей.

Успешно дошедшие до наших дней, венецианские полы терраццо оказались не только красивы, но и вполне устойчивы для использования в климатических условиях Москвы.

А чтобы увидеть и оценить этот необычный вид ремесла своими глазами, приходите на ВДНХ!

Материал подготовлен Фроловой В.А., Департамент музейно-выставочной, образовательной и экскурсионной деятельности КП «ВДНХ», кандидат сельскохозяйственных наук, доцент.