Что отличает великую живопись от просто хорошей?

19K прочитали

Всякий раз, когда мои работы оказывались неудачными, некрасивыми и не передавали свет, цвет, или просто были плохи по живописи, то причиной, как правило было то, что мне не хватало простых навыков точного, даже дисциплинированного ведения работы и передачи всех нюансов - тона, цвета, живописных касаний и контуров. Что это значит? И в чем же секрет великой живописи?

Приветствую всех на канале «художник Александр Одинцов». Здесь я публикую видео, статьи и ролики с обзором различных полезных и интересных вопросов, относящихся к искусству, живописи, рисунку, да и вообще к творчеству

Основы, основы и еще раз основы живописи

Давайте сегодня посмотрим на великую работу художника Ивана Николаевича Крамского под названием "Неизвестная", которую иногда ошибочно называют "Незнакомка" для того, чтобы попробовать проанализировать ее и понять на каких живописных принципах строится картина, что отличает великое от просто хорошего, а также для того, чтобы вдохновиться и быть более дисциплинированными в своей собственной живописи. Для анализа я постарался найти в интернете максимально качественную фотографию работы.

"Неизвестная", холст, масло, художник Иван Крамской, источник фото: Яндекс. Картинки
"Неизвестная", холст, масло, художник Иван Крамской, источник фото: Яндекс. Картинки

Итак, на мой взгляд, быть более сконцентрированным и дисциплинированным в живописи - это значит более жестко контролировать тональность, касания, а затем использовать теплохолодность для того, чтобы формировать живописный объем, позволяя простым и сближенным по тону и касаниям-граням, нюансам работать, создавая форму и объем.

"Неизвестная", фрагмент, холст, масло, художник Иван Крамской, источник фото: Яндекс. Картинки
"Неизвестная", фрагмент, холст, масло, художник Иван Крамской, источник фото: Яндекс. Картинки

Обратите внимание на удивительную способность Ивана Крамского контролировать тональность работы, как он улавливал и точно изображал самые светлые участки на лице (блик на правом глазе) и сохранял самый светлый свет только для этого места. Это значит, что он проявлял БОЛЬШУЮ СДЕРЖАННОСТЬ и не наносил такого же света абсолютно нигде на лице, даже в блике на левом глазе и на кончике носа и блике на губах.

"Неизвестная", фрагмент, холст, масло, художник Иван Крамской, источник фото: Яндекс. Картинки
"Неизвестная", фрагмент, холст, масло, художник Иван Крамской, источник фото: Яндекс. Картинки

Крамской использует четкую тональную иерархию в лице. Это хорошо видно, если при помощи графического редактора убрать цвет и сильно затемнить изображение. Посмотрите на тональную шкалу самых светлых частей лица.

"Неизвестная", фрагмент, холст, масло, художник Иван Крамской, обработка автора
"Неизвестная", фрагмент, холст, масло, художник Иван Крамской, обработка автора

Давайте также изучим "падающий свет", когда он идет от самой светлой части скулы и поворачивает вокруг сферы лица, и на то, как тон слегка темнеет, а цвет немного охлаждается, создавая поворот формы, при этом оставаясь в целом на свету. Очень тонкая регулировка тона нужна для сохранения единства и простоты освещенного участка, а также для придания ощущения поворота формы лица.

"Неизвестная", фрагмент, холст, масло, художник Иван Крамской, источник фото: Яндекс. Картинки
"Неизвестная", фрагмент, холст, масло, художник Иван Крамской, источник фото: Яндекс. Картинки

Точное управление тоном означает, что Крамской четко отделил свет от теней, не допуская, чтобы отраженный свет в тенях был таким же светлым, как любые тона в освещенной части лица. И наоборот, не допуская того, чтобы какие-либо темные акценты в световой части были такими же темными, как любой тон в теневой плоскости.

"Неизвестная", фрагмент, холст, масло, художник Иван Крамской, обработка автора
"Неизвестная", фрагмент, холст, масло, художник Иван Крамской, обработка автора

То же самое относится к резкости границ форм, касаниям, или если угодно краям. Крамской установил иерархический диапазон касаний, от самых острых, до самых мягких и строго его придерживался. Обратите внимание на несколько самых острых краев - периферический край слева на лице, острый край шляпки, волос, пальто и четкий акцент слева на носу. Все остальные касания и переходы между светом и тенью, а также вокруг форм находятся в подчинении у этих самых острых граней.

"Неизвестная", фрагмент, холст, масло, художник Иван Крамской, обработка автора
"Неизвестная", фрагмент, холст, масло, художник Иван Крамской, обработка автора

Интересно проследить виртуозное и нюансное цветовое решение работы. Крамской мастерски играет теплохолодностью. Например, самые светлые места на лице холодноватые-розоватые(1), далее идет игра с попеременной сменой красноватых цветов и зеленоватых, более холодных(3, 4, 5, 6) на щеках, на подбородке на участке примыкающем к границе света и тени используется фиолетоватый цвет(7), который слегка поддержан участками под бровями. В тени(8, 9) также идет попеременное сочетание зеленоватых и более красноватых цветов. И обратите внимание на то, что тон в тени внизу лица гораздо сильнее, чем тон в тени там где скула(10) - опять же иерархия тона. Получается великолепное цветовое решение. Также обращаю ваше внимание на то, что в самых темных местах на лице используется только теплый цвет(образец 11). Это крайне важно для правильного отображения теплохолодности в изображении человека и телесных оттенков.

Что же отличает великую живопись от просто хорошей?

Если говорить о технической стороне вопроса, великая живопись отличается от просто хорошей точностью и дисциплинированностью исполнения, а также красотой и гармонией составляющих ее компонентов. Художник, творец должен использовать максимально правильную пропорцию всех живописных элементов - тон, цвет и границы форм-краев-касаний. Также, очень важно определить иерархию работы в смысле тона, цвета и краев. Найти самый светлый тон, самый темный тон и самую резкую грань и строить от этого работу. И это я еще не говорю об эмоциональной составляющей творчества!

Итак, как же мы различаем, где самый яркий свет, самый темный тон и самая резкая граница формы? Только прищуриваясь и не отводя взгляда и сравнивая каждый переход с нашими ориентирами в иерархии тона и резкости краев. Давайте будем изучать шедевры и смотреть, чему мы можем научиться у великих мастеров, таких как Иван Николаевич Крамской и после, привнесем это вдохновение в нашу собственную работу!

Напишите в комментариях, что по вашему мнению отличает великую живопись от просто хорошей? Мне очень интересно прочитать ваше мнение.

Дорогие подписчики и гости канала! Я стараюсь делать полезный и интересный для вас контент, поэтому поддержите публикацию лайком и комментарием. Это очень важно, так как от вашей активности зависит продвижение материалов на Дзен!

Надеюсь данная статья была вам интересна. Спасибо, что дочитали до конца. Всем творческих успехов!