Всякий раз, когда мои работы оказывались неудачными, некрасивыми и не передавали свет, цвет, или просто были плохи по живописи, то причиной, как правило было то, что мне не хватало простых навыков точного, даже дисциплинированного ведения работы и передачи всех нюансов - тона, цвета, живописных касаний и контуров. Что это значит? И в чем же секрет великой живописи?
Приветствую всех на канале «художник Александр Одинцов». Здесь я публикую видео, статьи и ролики с обзором различных полезных и интересных вопросов, относящихся к искусству, живописи, рисунку, да и вообще к творчеству
Основы, основы и еще раз основы живописи
Давайте сегодня посмотрим на великую работу художника Ивана Николаевича Крамского под названием "Неизвестная", которую иногда ошибочно называют "Незнакомка" для того, чтобы попробовать проанализировать ее и понять на каких живописных принципах строится картина, что отличает великое от просто хорошего, а также для того, чтобы вдохновиться и быть более дисциплинированными в своей собственной живописи. Для анализа я постарался найти в интернете максимально качественную фотографию работы.
Итак, на мой взгляд, быть более сконцентрированным и дисциплинированным в живописи - это значит более жестко контролировать тональность, касания, а затем использовать теплохолодность для того, чтобы формировать живописный объем, позволяя простым и сближенным по тону и касаниям-граням, нюансам работать, создавая форму и объем.
Обратите внимание на удивительную способность Ивана Крамского контролировать тональность работы, как он улавливал и точно изображал самые светлые участки на лице (блик на правом глазе) и сохранял самый светлый свет только для этого места. Это значит, что он проявлял БОЛЬШУЮ СДЕРЖАННОСТЬ и не наносил такого же света абсолютно нигде на лице, даже в блике на левом глазе и на кончике носа и блике на губах.
Крамской использует четкую тональную иерархию в лице. Это хорошо видно, если при помощи графического редактора убрать цвет и сильно затемнить изображение. Посмотрите на тональную шкалу самых светлых частей лица.
Давайте также изучим "падающий свет", когда он идет от самой светлой части скулы и поворачивает вокруг сферы лица, и на то, как тон слегка темнеет, а цвет немного охлаждается, создавая поворот формы, при этом оставаясь в целом на свету. Очень тонкая регулировка тона нужна для сохранения единства и простоты освещенного участка, а также для придания ощущения поворота формы лица.
Точное управление тоном означает, что Крамской четко отделил свет от теней, не допуская, чтобы отраженный свет в тенях был таким же светлым, как любые тона в освещенной части лица. И наоборот, не допуская того, чтобы какие-либо темные акценты в световой части были такими же темными, как любой тон в теневой плоскости.
То же самое относится к резкости границ форм, касаниям, или если угодно краям. Крамской установил иерархический диапазон касаний, от самых острых, до самых мягких и строго его придерживался. Обратите внимание на несколько самых острых краев - периферический край слева на лице, острый край шляпки, волос, пальто и четкий акцент слева на носу. Все остальные касания и переходы между светом и тенью, а также вокруг форм находятся в подчинении у этих самых острых граней.
Интересно проследить виртуозное и нюансное цветовое решение работы. Крамской мастерски играет теплохолодностью. Например, самые светлые места на лице холодноватые-розоватые(1), далее идет игра с попеременной сменой красноватых цветов и зеленоватых, более холодных(3, 4, 5, 6) на щеках, на подбородке на участке примыкающем к границе света и тени используется фиолетоватый цвет(7), который слегка поддержан участками под бровями. В тени(8, 9) также идет попеременное сочетание зеленоватых и более красноватых цветов. И обратите внимание на то, что тон в тени внизу лица гораздо сильнее, чем тон в тени там где скула(10) - опять же иерархия тона. Получается великолепное цветовое решение. Также обращаю ваше внимание на то, что в самых темных местах на лице используется только теплый цвет(образец 11). Это крайне важно для правильного отображения теплохолодности в изображении человека и телесных оттенков.
Что же отличает великую живопись от просто хорошей?
Если говорить о технической стороне вопроса, великая живопись отличается от просто хорошей точностью и дисциплинированностью исполнения, а также красотой и гармонией составляющих ее компонентов. Художник, творец должен использовать максимально правильную пропорцию всех живописных элементов - тон, цвет и границы форм-краев-касаний. Также, очень важно определить иерархию работы в смысле тона, цвета и краев. Найти самый светлый тон, самый темный тон и самую резкую грань и строить от этого работу. И это я еще не говорю об эмоциональной составляющей творчества!
Итак, как же мы различаем, где самый яркий свет, самый темный тон и самая резкая граница формы? Только прищуриваясь и не отводя взгляда и сравнивая каждый переход с нашими ориентирами в иерархии тона и резкости краев. Давайте будем изучать шедевры и смотреть, чему мы можем научиться у великих мастеров, таких как Иван Николаевич Крамской и после, привнесем это вдохновение в нашу собственную работу!
Напишите в комментариях, что по вашему мнению отличает великую живопись от просто хорошей? Мне очень интересно прочитать ваше мнение.
Дорогие подписчики и гости канала! Я стараюсь делать полезный и интересный для вас контент, поэтому поддержите публикацию лайком и комментарием. Это очень важно, так как от вашей активности зависит продвижение материалов на Дзен!
Надеюсь данная статья была вам интересна. Спасибо, что дочитали до конца. Всем творческих успехов!