126,8K подписчиков

Печальная история самого умного человека в истории

6,6K прочитали

В мире, который восхваляет гениев, история Уильяма Джеймса Сидиса разворачивается по-иному. Его IQ, оцененный в 250-300, затмевает даже приписываемые Эйнштейну 200. Превозносимый как самый яркий ум всех времен, его жизнь была сложной комбинацией непревзойденного интеллекта и глубокой изоляции.

Уильям Сидис.
Уильям Сидис.

Феноменальные начинания

Жизнь Уильяма Джеймса Сидиса началась под пристальным вниманием его родителей-иммигрантов из Украины, евреев Бориса и Сары Сидис.

Оба были замечательны по-своему, при этом Борис был известным психологом, а Сара — пионеркой, поступившей в медицинский колледж в то время, когда женщинам это было редкостью. Их блестящие способности заложили основу для одной из самых необычных ранних жизней в современной истории.

С раннего детства Уильям, которого ласково называли Билли, проявлял признаки исключительного ума. В шесть месяцев он уже знал алфавит, что даже сегодня вызывает удивление. К 18 месяцам он умел читать New York Times, что намекало на его будущие академические успехи. Это раннее развитие было не случайностью. Его родители твердо верили в потенциал раннего образования и приняли инновационный подход к развитию его интеллекта.

Обучение Билли было нестандартным. Его родители обращались с ним скорее как с маленьким взрослым, а не как с ребенком, считая, что раннее и серьезное интеллектуальное взаимодействие способствует его росту. Например, они рано научили его самостоятельно кушать, став перед ним еду и ложку и позволяя ему учиться на собственном опыте и экспериментировании. Этот метод был выражением их подхода к его образованию — понимание через естественное рассуждение, а не зубрежка.

Эта философия проникла в его изучение языков. К восьми годам Уильям не только свободно владел английским, но и овладел латынью, греческим, немецким, русским, ивритом, турецким, французским и армянским языками. Его лингвистические навыки также проявились в создании своего собственного языка, Vendergood, который основывался на его знаниях европейских языков. Это было не просто обучение ради обучения. Это было демонстрацией его глубокого понимания структур и принципов языка.

Его родители избегали традиционных сказок на ночь, предпочитая греческие мифы, которые в свою очередь помогали Уильяму узнавать о планетах и других аспектах мира. Его жизнь была полна постоянного обучения, каждый момент считался возможностью для интеллектуального развития. Он мало интересовался типичными детскими занятиями, такими как спорт или игры, предпочитая проводить время в более ученых занятиях. Этот акцент на образовании привел к замечательному академическому ускорению. Уильям закончил начальную школу менее чем за год и среднюю школу всего за шесть недель.

Скоро о его необычных способностях узнали СМИ. Когда он с удивительной скоростью продвигался в обучении, газеты часто описывали его как необычное явление. Его мать, однако, настаивала на том, что, несмотря на его интеллектуальные способности, Билли был обычным ребенком во всех других отношениях.

Однако эта нормальность часто омрачалась общественным интересом к его интеллекту, создавая фон для трудностей, с которыми он столкнется, вступив в стены Гарварда в возрасте 11 лет.

Умен не по годам

Вступление Уильяма Джеймса Сидиса в Гарвардский университет в возрасте 11 лет открыло новую главу в его уже замечательной жизни.

Его интеллектуальные способности заключались не только в изучении языков или запоминании фактов. Они включали глубокое понимание сложных концепций, особенно в математике и науке. Его время в Гарварде было периодом интенсивного академического исследования, но также временем возрастающих трудностей и изоляции.

В мире, который восхваляет гениев, история Уильяма Джеймса Сидиса разворачивается по-иному. Его IQ, оцененный в 250-300, затмевает даже приписываемые Эйнштейну 200.-2

В Гарварде Сидис был не просто студентом. Он был явлением. Его лекция в Гарвардском математическом клубе о четвертом измерении была явным доказательством его исключительного понимания сложных математических концепций.

Его способность понимать и обсуждать такие темы, как многомерные формы и пространства, которые многим трудно понять даже в зрелом возрасте, оставила значительное впечатление. Профессор Массачусетского технологического института, посетивший его лекцию, был настолько впечатлен, что предсказал Сидису стать великим астрономическим математиком. Однако путь Сидиса пошел другим путем.

Несмотря на свою академическую блестящесть, Уильяму было трудно вписаться в социальную ткань Гарварда. Его возраст отделял его от сверстников, а его интересы значительно отличались от обычных забот студентов колледжа. Его неинтерес к спорту или социальным мероприятиям в сочетании с его интеллектуальным превосходством затруднял формирование значимых связей с другими. Эта социальная изоляция смешивалась с изображением его в СМИ, которые часто изображали его как знающего все, что еще больше отдаляло его от сверстников.

Давление от такого внимания в таком юном возрасте начало сказываться. Уильям заболел вскоре после своей знаменитой лекции, событие, которое СМИ быстро сенсационно осветили. Сообщалось, что он пережил нервный срыв, слух, который преследовал его всю оставшуюся жизнь. Этот период отметил начало изменения отношения Уильяма к своим академическим устремлениям, особенно к математике, области, которую он впоследствии стал ненавидеть из-за связанных с ней давлений.

После краткого перерыва Сидис вернулся в Гарвард, но ущерб был нанесен. Его биограф Эми Уоллес описала его как "полного чудака" в глазах его однокурсников, отметив его отсутствие социальных манер и незаинтересованность в типичных колледжских мероприятиях. Эмоциональное и психологическое воздействие этой изоляции и бремя его гения были глубокими, влияя на его решения и формируя курс его жизни.

Бремя гения

Жизнь Уильяма Джеймса Сидиса после Гарварда была жестоким отступлением от траектории, которую можно было бы ожидать от такого выдающегося интеллекта.

Вызовы, с которыми он столкнулся, были глубоко личными и психологическими, коренясь в огромных интеллектуальных ожиданиях, возложенных на него с раннего возраста. История Сидиса, хотя и уникальна в своих деталях, отражает часто невидимую ношу, сопутствующую необычайному таланту.

После окончания Гарварда Сидис оказался в разладе с академическим миром, который он когда-то с легкостью ориентировал. Общественное внимание, которому он подвергался на протяжении своих ранних лет, оставило заметный след. СМИ, очарованные его интеллектуальным мастерством, часто изображали его в невыгодном свете. Такое интенсивное внимание и сопутствующее давление значительно способствовали его решению уйти из общественного поля зрения.

Ярлык "детского вундеркинда" и сопутствующие ожидания оказались двуострым мечом, предоставляя славу с одной стороны, но накладывая тяжелую психологическую ношу с другой.

Отношение Сидиса к математике, однажды источнику комфорта и достижений, превратилось в источник дистресса. Это изменение было эмблематичным для более широких изменений в его жизни. Молодой человек, который когда-то стоял перед академиками, обсуждая сложные теории, теперь стремился к жизни, далекой от этих академических похвал. Это изменение было необходимостью для его психического здоровья.

Его решение вести уединенную жизнь, как он упоминал после окончания учебы, было ответом на подавляющий характер его ранней славы. Сидис стремился к "совершенной жизни" вдали от толпы, явный контраст миру, который он обитал в Гарварде. Это желание уединения было средством справиться для человека, который провел формирующие годы под неумолимым взглядом публики и академического сообщества.

На пути к поиску более тихой жизни Сидис занял позиции, далекие от ожиданий, возложенных на кого-то с его интеллектуальным уровнем. Его выбор карьеры и образа жизни не был о занижении достижений, а о поиске пространства, где он мог бы существовать без давления, которое так доминировало в его юности.

Путь менее избитый

В 17 лет Сидис принял должность преподавателя математики в Институте Райса (ныне Университет Райса) в Хьюстоне. Однако его пребывание там было кратким. Сидис ушел через всего восемь месяцев.

Социальная динамика студенческой жизни, подобно той, что была в Гарварде, оказалась для него сложной. Его коллеги и студенты, зная о его феноменальном прошлом, часто испытывали трудности в личном общении с ним. Его переживания в Райсе отражали его время в Гарварде, укрепляя его стремление к более уединенной жизни.

В мире, который восхваляет гениев, история Уильяма Джеймса Сидиса разворачивается по-иному. Его IQ, оцененный в 250-300, затмевает даже приписываемые Эйнштейну 200.-3

Следующее академическое начинание Сидиса привело его в юридическую школу Гарварда в 1916 году. Однако, к удивлению многих, он бросил учебу в последнем семестре, не дойдя до получения степени магистра права. Причины его внезапного ухода остаются неясными, но это решение еще больше отдалило его от традиционного пути академического и профессионального успеха.

Его мать, Сара Сидис, была заметно расстроена этим решением, настолько, что даже придумала историю о том, что юридическая школа Гарварда закрылась из-за Первой мировой войны. Этот акт показывает борьбу семьи с примирением гениальности Уильяма с его необычными жизненными выборами.

Политически Сидис был страстным и откровенным. Его антивоенная позиция во время Первой мировой войны была смелым шагом, особенно учитывая патриотический пыл эпохи. Он даже попал в тюрьму за отказ зарегистрироваться на призыв, спасенный только перемирием в 1918 году.

Его политическая активность не ограничивалась этим. Сидис был арестован за участие в майском митинге в Бостоне, который перерос в насилие. Это событие, организованное социалистами, стало значимым моментом в его жизни, отражая его сильные убеждения и готовность бросить вызов общественным нормам.

Политические действия Сидиса контрастировали с капиталистической системой, которая помогла его родителям подняться из бедных иммигрантов до успешных членов американского общества. Его бунт против этой системы был проявлением его более широкой борьбы за поиск своего места в мире, который, казалось, противоречил его личным ценностям и интеллекту.

Жизнь Сидиса становилась серией парадоксов. Он был гением, который избегал внимания, учителем, который покинул академию, и сыном успешных иммигрантов, который бунтовал против той самой системы, которая дала его семье возможности.

Любовь, потери и изоляция

Личная жизнь Уильяма Джеймса Сидиса была такой же сложной и многогранной, как и его интеллектуальные начинания.

После того как его академические устремления отошли на второй план, Сидис столкнулся со сложностями личных отношений и своим внутренним миром. Одним из значимых эпизодов в его жизни стала встреча с Мартой Фоули, молодой женщиной, которую он встретил во время краткого заключения после майского митинга. Эта встреча стала одним из немногих случаев, когда Сидис позволил себе исследовать эмоциональную связь.

Несмотря на его ранее заявленное в Boston Herald намерение вести жизнь в целомудрии, гласившее, что "женщины его не привлекают", Сидис испытал чувства к Марте. Однако эти чувства оказались невзаимными, так как Марта заверила его, что их отношения не выйдут за рамки дружбы.

Эта неразделенная любовь оставила след в Сидисе, повлияв на его эмоциональное состояние и возможно, на траекторию его жизни. Марта впоследствии достигла известности сама по себе, став соучредителем литературного журнала Story. В своих мемуарах она кратко упомянула Сидиса, называя его "знаменитым и трагическим вундеркиндом, который был первым мальчиком, когда-либо ухаживавшим за мной".

В этот период Сидис также исследовал свои идеи утопического общества в своей работе "Гесперия". Эта работа, отражающая его взгляды на социальную организацию и управление, отличалась от его предыдущих академических писаний. В "Гесперии" он предложил общество, где гражданство было бы зависимо от прохождения теста на интеллект, а традиционные концепции брака и воспитания детей были бы радикально изменены. Эта работа была окном в ум Сидиса, раскрывая его мысли о том, как общество могло бы быть структурировано по-другому.

Жизнь Сидиса все больше характеризовалась изоляцией и отстранением от общественного внимания. Он занимался серией низкооплачиваемых работ, выбор которых казался прямым противоречием его интеллектуальным способностям. Эти работы, далекие от ожиданий, возложенных на кого-то с его академическим прошлым, отражали его стремление к более простой, тихой жизни. Его блестящий ум не был тем, что он стремился демонстрировать; вместо этого он выбрал скрыть его, переходя с работы на работу, когда его настоящая личность была обнаружена.

Отказ Сидиса от своего интеллектуального прошлого и стремление к более обыденной жизни не были признаками поражения, а сознательным выбором в пользу поиска мира и уединения. Этот этап его жизни был отмечен значительным переходом от публичного интеллектуализма к более интроспективному и частному существованию. Проходя этот тихий путь, Сидис продолжал бороться с сложностями своей идентичности, застряв между миром необычайного интеллекта и желанием незаметной жизни.

Забытый интеллектуал

В последней части своей жизни Уильям Джеймс Сидис внес вклад в науку, который, хотя и был значительным, в основном оставался незамеченным. В 1925 году он написал книгу под названием "Живое и неживое", в которой оспаривал второй закон термодинамики.

Этот закон утверждает, что вселенная неизбежно движется к состоянию энтропии или "тепловой смерти", где вся энергия равномерно распределена, не оставляя места для процессов, управляемых энергией. Сидис предположил возможность изменения этого направления, предполагая, что живые организмы могут использовать скрытый источник энергии для противодействия этому процессу.

Он использовал аналогию с мячом, катящимся вниз по ступенькам, объясняя, что при обратном воспроизведении кажется, будто невидимая сила толкает его вверх. Несмотря на интригующий характер его теории, она встретила равнодушие. Его книга не получила ни одного обзора в свое время.

Интеллектуальное путешествие Сидиса было отмечено постоянной борьбой между его исключительными умственными способностями и желанием нормальной жизни. После того как он оставил свои академические начинания, он занимал различные низкооплачиваемые должности, в том числе работал оператором на раннем механическом калькуляторе, называемом комптометром. Его решение работать на таких должностях было не из-за отсутствия возможностей. В нескольких случаях он отказывался от более высокооплачиваемых работ, которые требовали от него использования его интеллектуальных способностей.

Этот уклон от интеллектуально сложной работы был связан с его растущей неприязнью к математике и другим наукам, которые когда-то были его областями экспертизы. Биограф Сидиса отмечает, что занятие работой, связанной со сложными вычислениями, могло вызвать у него эмоциональные и физические заболевания.

Кроме того, Сидис испытывал трудности с основными навыками жизни. Он признался тете, что его никогда не учили завязывать шнурки, откровение, которое подчеркивало пробелы в его воспитании. Его привычки ухода за собой также были предметом обсуждения. Он редко брился и, как сообщается, испытывал трудности с личной гигиеной.

По мере ухудшения его здоровья Сидис поддерживал свою приватность, живя в скромной комнате в Бостоне. Он страдал от высокого кровяного давления и в конечном итоге скончался от церебрального кровоизлияния в 1944 году в возрасте 46 лет. Его смерть ознаменовала конец жизни, столь же сложной, сколько и выдающейся, жизни, которая, несмотря на свое раннее обещание, оставалась в основном непонятой и недооцененной.

Тени вундеркинда

Явление детских вундеркиндов часто захватывает воображение общественности. Однако истории Уильяма Джеймса Сидиса и других выдающихся талантов раскрывают темную сторону этой фасцинации. Эти люди часто сталкивались с огромным давлением со стороны общества и родителей, медийным вниманием и повышенными ожиданиями, которые в конечном итоге приводили к сложным жизням.

Один из ярких примеров — Норберт Винер, основатель кибернетики. Детский вундеркинд по математике, Винер окончил колледж в возрасте 14 лет. Однако его ранняя жизнь была наполнена давлением требовательного отца и социальной изоляцией из-за его возраста. Это неумолимое давление способствовало жизни, отмеченной эмоциональными трудностями, несмотря на его значительные вклады в математику и науку.

Бобби Фишер, шахматный гроссмейстер, — еще один пример вундеркинда, чья жизнь приняла бурный оборот. Фишер стал самым молодым шахматным чемпионом США в возрасте 14 лет и позднее стал чемпионом мира по шахматам. Тем не менее, его жизнь после чемпионата была омрачена эрратичным поведением, юридическими проблемами и уединением. Его гениальность в шахматах была неоспорима, но она обошлась ему в цену личных и социальных трудностей.

Эти истории, наряду с историей Сидиса, показывают повторяющийся узор. Огромный потенциал детских вундеркиндов часто сталкивается с реалиями высоких ожиданий, медийного внимания и общественного давления. Во многих случаях их интеллектуальные дары отделяют их от сверстников, приводя к изоляции и эмоциональным трудностям.

Рассказы этих одаренных людей служат предостерегающим примером о сложностях ранней славы и исключительного таланта. Они напоминают нам, что за восхищающими способностями детских вундеркиндов часто скрывается человеческая история борьбы, подчеркивая необходимость поддерживающей и понимающей среды, которая способствует как их интеллектуальному, так и эмоциональному росту.