Русский Север в Первую Мировую. А, были ли там немецкие лодки? (Часть 1)

261 прочитал

До этого мы рассказывали о первой серии "норвежцев", серии деревянных катеров-истребителей из 6 единиц "нелегельно" построенных в Норвегии для России при небезвозмездном посредничестве консула этой страны Н.Классен Смита (и торгового дома, принадлежавшему ему же).

Карьера этих катеров-истретителей (охотников за подводными лодками) прошла, в основном, на севере. Испытания первых шести катеров 1й серии
начались 1 июля и продолжались до 22 августа 1916 г. 25 августа из Крисании в Александровск-на-Мурмане (ныне Полярный) было направлено три катера 1-й серии на морском лихтере «Camilla», а к 11 ноября 1916 года были доставлены еще три катера. С тех пор катера попарно начали нести вахту у входа в русские воды в поисках немецких подводных лодок.

А, были ли те самые, немецкие подводные лодки?

Объективно говоря, были, но в этой теме очень много "мутной" информации. Кто-то пишет о том, что была немецкая база в Варяжском фьорде (Варангер фьорд). Кто-то пишет, что британцы потом обнаружили немецкую базу в проливе Маточкн шар.

Например:

Адмирал Рейхард Карл Фридрих фон Шеер, приняв командование флотом, сознавал, что архипелаг Новая Земля практически безлюден. А находится он всего в 100 милях от Горла Белого моря. В то время как до Лофотенских островов, где англичане предполагали существование тайной базы германских подлодок, было в два раза дальше. Так что даже молодой офицер-подводник способен сравнить успешность длительных переходов в штормовых условиях и столь же длительного ожидания появления вражеского транспорта или конвоя в тех же штормовых условиях с короткими рейдами к русскому побережью, перемежаемыми отдыхом в береговых условиях, где-нибудь на берегу пролива Маточкин Шар. И такую базу немцы создали. Это стало очевидно через четверть века, когда в пролив пришли английские эсминцы и десантные корабли с отрадами коммандос на борту. Десантники нашли и уничтожили - на берегу не только топливные резервуары и заводы по производству рыбьего жира. Тогда же обнаружили и пещеру где предположительной отстаивались между нападениями на конвои кайзеровские субмарины и отдыхали экипажи подводников.

Если говорить объективно, то до войны немецкие промысловики шастали в наших водах, как у себя дома, и, совершенно не факт, что база подводных лодок в районе пролива Маточкин Шар (особенно учитывая чаны для вытапливания жира). Впрочем, база в Варангер фьорде до войны тоже служила немецким промысловикам.

К середине октября 1916 года у северной оконечности Скандинавского полуострова, в Баренцевом море но не у Горла Белого моря действовали U28, U43, U46, U48, U54, U56, сведенные в 3-ю флотилию германских подводных лодок. Субмарины были оснащены 105-мм орудием, имели надводное водоизмещение 720 тонн, дальность плавания 4840 миль на экономичном ходу в 8 узлов. Для обеспечения их действий, действительно, на норвежском побережье были сделаны 2 тайника с топливом и снабжением. Лодки, действительно отстаивались в Варангер фьорде (один из тайников был в этом районе, второй на Лафонтенских островах). Откуда это известно? Американцы когда-то вывезли немецкие документы в свой архив, и среди них оказались и документы по Первой Мировой. Второй источник: это те документы, которыми в 60-е годы поделились англичане с американским архивом НАРА (в фотокопиях). Третий источник: это документы из голландских архивов, которыми голландцы точно так же поделились с американцами в виде фотокопиях, и среди них оказались и немецкие трофейные документы того периода. Работа далеко не завершена, но, кое-каие данные уже получилось выловить.

До того, как осенью 1916 года была произведена отправка "традиционных" подводных лодок, в июле 1916 года адмирал Рейхард фон Шеер направил к мурманскому берегу два больших подводных минных заградителя U-75 и U-76 с 36 минами на борту у каждого, имеющие дальность плавания в 7,880 миль. С них и начнем. (некоторые обзывают их "тип Черная вдова"). Немцы, которые начали строить подводные лодки достаточно поздно, по сравнению с другими странами, внезапно оказались на передовых позициях.

Лодки этого типа были заказаны в январе 1915 г ( на 4 лодки U-71-74) и в марте 1915 г ( U-75-80). С декабря 1915 г по март 1916 г все 10 лодок были сданы флоту. Немецкие подводные минные заградители имели водоизмещение 755/832 тонн, мощность двигателей Даймлера составляла 2 × 900 лошадей. Подводный ход обеспечивали два 800 сильных электродвигателя. Надводных ход 10 узлов, подводный 8 узлов.

До этого мы рассказывали о первой серии "норвежцев", серии деревянных катеров-истребителей из 6 единиц "нелегельно" построенных в Норвегии для России при небезвозмездном посредничестве консула этой...
До этого мы рассказывали о первой серии "норвежцев", серии деревянных катеров-истребителей из 6 единиц "нелегельно" построенных в Норвегии для России при небезвозмездном посредничестве консула этой...-2
До этого мы рассказывали о первой серии "норвежцев", серии деревянных катеров-истребителей из 6 единиц "нелегельно" построенных в Норвегии для России при небезвозмездном посредничестве консула этой...-3

Мины размещались в прочном корпусе, и ставились через специальные трубы с крышками в корме. Удифферентовка лодок при минопостановке велась вручную. В заказе на эти лодки оговаривалось, что эти лодки должны были ставить мины на удалённых коммуникациях после чего должны в дальних районах и топить суда в основном артиллерией , чем обусловлено специфичное торпедное вооружение: 1 носовой и 1 кормовой палубные торпедные аппараты с 4 торпедами причём 2 из них сразу размещались в аппаратах. Основным оружием для рейдерства было 10,5 см орудие. Откровенно говоря, я не очень представляю, как "норвежцы" их... (очень скромным) вооружением могли бороться с немцами, но ...

U-75 под командованием капитан-лейтенанта Фрица Шмоллинга по некоторым данным имела не 10,5, а 8,8-см орудие (вопрос требует уточнения).Ее первый боевой поход начался из Гельголанда 24 мая 1916 года. Но шла она не на север.

29 мая выставила минное заграждение из 36 мин западнее Оркнейских островов. Боевой поход завершился в Гельголанде 3 июня. Второй рейс начался 23 июля 1916 года, когда лодка вышла для "работы" в Баренцевом море. 4 августа выставила минное заграждение из 36 мин. Обстреляла огнем орудия парусник, который (вроде бы как затонул). Поход завершился в Гельголанде 17 августа.

Слудующий выход 16 ноября 1916 года. В надводном положении остановила и захватила как приз шведский транспорт "Reserv" тоннажом 1700 брт. 23 ноября расстреляла в надводном положении транспорт, который затонул (с этими "победами" мы разберемся позже). Выход завершился 30 ноября 1916 года.
После возвращения из боевого похода лодка стала в ремонт.

Четвертый боевой поход начался опять из Гельголанда 28 марта 1917 года. Опять Баренцево море. 9 апреля лодка выставила минное заграждение (18 мин) В этот же день из подводного положения прицельно выпустила 1 торпеду по транспорту не установленного тоннажа с дистанции 200 метров. Наблюдались попадание торпеды и гибель транспорта. 10 апреля выставила минное заграждение 18 мин. Боевой поход завершился в Гельголанде 22 апреля.

Следующий, пятый рейс- Атлантика. Она нас интересует меньше. 6,7 и 8 июня лодка выставила минные заграждения. 11 июня из надводного положения атаковала артогнём транспорт не установленного тоннажа. Попаданий нет. Боевой поход завершился в Гельголанде 18 июня.

Шестой боевой поход начался из Гельголанда 5 августа 1917 года. Лодка шла в район Шетландских и Гебридских островов. 12 августа выставила минные заграждения. 16 августа из подводного положения прицельно выпустила 1 торпеду по транспорту не установленного тоннажа с дистанции 250 метров. Наблюдались попадание торпеды и гибель транспорта. В тот же день выставила минное заграждение. 19 августа из надводного положения атаковала артогнём барк в 1037 тонн. После попаданий снарядов барк затонул. Боевой поход завершился в Гельголанде 25 августа.

Седьмой боевой поход начался из Гельголанда 9 октября 1917 года. Лодка пошла патрулировать в Северном море. 17 октября встретила конвой и пыталась его атаковать, но сама была найдена его охранением и атакована. 19 октября выставила минное заграждение. Боевой поход завершился в Гельголанде 25 октября.

Восьмой боевой поход начался из Гельголанда 12 декабря 1917 года. Но это опять не север. 13 декабря 1917 года подорвалась на мине и затонула.

Фактические результаты мы разберем позже, а пока смотрим вторую лодку. Ее "трудовая биография" намного короче.

U-76 в 1-й свой боевой поход вышла из базы в Гельголанде 26 июля 1916 года (вообще, правильнее Хельголланд, но у нас так принято писать). Но первый ее вояж бы не "северным". Лодка ушла "работать" в район Британских островов. 30 июля она выставила минное заграждение из 36 мин и вернулась на ту же базу, (на остров Хельголланд площадью всего 1 кв. км). Остров весьма интересный В 1890 году между Германской империей и Великобританией было подписано так называемое Гельголандско-занзибарское соглашение, с помощью которого две державы урегулировали свои интересы в Африке. Согласно договору, острова в Северном море отошли Германии в качестве компенсации за переданные британцам колониальные территории. На этих островах кайзер и оборудовал базу. 18 апреля 1947 г. на острове Гельголланд в Северном море якобы для уничтожения военной базы подводного флота 3-го рейха англичане провели подземный взрыв, но... (это отдельная история). Так или иначе, боевой поход завершился в Гельголанде 2 августа.

Второй боевой поход начался из Гельголанда 17 сентября 1916 года. Лодка направилась в Баренцевом море. 2 октября выставила минное заграждение из 16 мин. 3 октября выставила минное заграждение из 20 мин. Боевой поход завершился в Гельголанде 18 октября.

Третий боевой поход начался из Гельголанда 9 января 1917 года. Лодка опять направилась в Баренцево море. 22 января обнаружила конвой и пыталась атаковать его, но сама была обнаружена его охранением и атакована артиллерийским огнём. До погружения лодка успела получить попадания нескольких снарядов, а затем была протаранена посыльным судном "Колгуев" находившимся в охранении конвоя. В результате преследования лодка получила тяжёлые повреждения, из-за чего начала возвращение в базу. 27 января 1917 года на лодке вышли из строя повреждённые дизельные двигатели, после чего лодка подняла сигнал бедствия. Лодка лишилась возможности заряжать аккумуляторную батарею, а её энергия была нужна чтобы откачивать воду поступающую в повреждённый прочный корпус подводной лодки. Запаса аккумуляторной батареи хватило, чтобы дождаться подхода норвежского рыболовного траулера, который снял с подводной лодки весь экипаж. После этого подводная лодка "U-76" затонула (последний ее журнал, естественно, утерян с лодкой).

В общем, разбирая документы, можно прийти к выводу, что немецкие подводные заградители к нашим водам подходили (и в них заходили). Насколько эффективными оказались эти походы?

Смотрим в следующей статье.