29,2K подписчиков

#Азбука Возрождения. Буква М – Метлахская плитка

М – Метлахская плитка — штучный материал для настилки полов, имеющий вид плиток из обожженной прессованной глины, с окрашенным верхним слоем. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

М – Метлахская плитка — штучный материал для настилки полов, имеющий вид плиток из обожженной прессованной глины, с окрашенным верхним слоем. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.

Метлахская плитка появилась в городе Метлах (Mettlach) в Германии, где в середине XIX века было налажено первое крупномасштабное производство изделий из керамики.

Основная сфера, где метлахская плитка активно используется – это декоративная отделка общественных мест и больших частных домов. По эксплуатационным характеристикам плитка почти идентична прочному керамограниту, но по декоративным параметрам, значительно его превосходит. Она может смело похвастаться многообразием расцветок, узоров и форм. Благодаря этим достоинствам метлахская плитка преобразует пол в настоящее произведение искусства, которое сохраняет свою первоначальную красоту в течение многих десятков лет. Такую плитку мы можем видеть во многих значимых исторических местах Москвы, например, в Большом театре или Кёльнском соборе Германии.

На ВДНХ метлахскую плитку мы можем видеть на павильоне № 51 «Мясная промышленность» (бывший «Главмясо»).

М – Метлахская плитка — штучный материал для настилки полов, имеющий вид плиток из обожженной прессованной глины, с окрашенным верхним слоем. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.-2

Павильон №51 «Мясная промышленность»

• Дата постройки: 1954 год

• Архитектор: В.М.Лисицын, С.Г.Чернокай

• Статус: Объект культурного наследия федерального значения

1954-1958 гг. - «Главмясо».

В 1950 году обветшавший павильон мясной промышленности 1939 года снесен и в 1954 году построен новый павильон «Главмясо», авторами которого стали архитекторы В.М.Лисицын и С.Г.Чернокай, скульптор Н.А.Конгиссер (скульптура «Человек с быком»), художники В.В.Трофимов, Б.В.Щербаков. Каменное здание павильона построено ближе к береговой линии пруда, относительно старого павильона.

Экстерьер – новый павильон представлял собой кирпичное прямоугольное в плане сооружение. Оно получило строго симметричное объемное решение относительной центральной поперечной оси и оформление фасадов в ордерных формах с активным использованием скульптуры. Его объемно-пространственную композицию формировал основной прямоугольный корпус, центральная часть которого была выделена вертикальным объемом большей высоты, незначительно выдвинутым в сторону аллеи.

Главный фасад нового павильона получил строго симметричную композицию. Широкие гранитные ступени вели к главному входу, оформленному высоким портиком трехчетвертных колонн со скульптурами быков-атлантов в завершении, поддерживающими мощный антаблемент с рельефной надписью: «Министерство промышленности мясных и молочных продуктов СССР. ГЛАВМЯСО».

Павильон знаменит своей скульптурной группой над портиком: «Боец с быком», напоминающей о мифологическом подвиге Геракла – укрощении критского быка. Работник мясокомбината в спецодежде, немного откинувшись назад, придерживает на цепи громадного быка. Тот спокойно и пристально смотрит вниз, одна его нога приподнята, как будто он собирается спрыгнуть с карниза.

По сторонам здания на линии главного фасада были установлены бетонные скульптуры быков, которые были воссозданы и установлены на свои исторические места в 2023 году.

Все фасады имели одинаковое фактурно-колористическое решение: поверхности стен оштукатурены терразитом «под мелкую шубу» с добавлением охры, удачно сочетавшегося с лепным декором из белого цемента.

М – Метлахская плитка — штучный материал для настилки полов, имеющий вид плиток из обожженной прессованной глины, с окрашенным верхним слоем. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.-3

Интерьер – павильон имел четкое деление внутреннего пространства на два функциональных блока, разделенных внутренней продольной стеной. Один включал просторные и высокие залы для посетителей, устроенные со стороны главного фасада (двухэтажная часть здания). Второй блок объединял меньшие по габаритам подсобно-производственные и административные помещения, обращенные окнами во двор и расположенные в трех этажах.

Четвертый этаж -технический.

Центром внутреннего пространства павильона стал вводный зал, расположенный в центральном высоком объеме сразу же за главным входом. Его единое пространство, опоясанное в уровне второго этажа галереей-балконом, наполняли светом большие окна­ витражи главного фасада и остекленный купол. Арочные проемы в боковых стенах вели в демонстрационные залы, а парадная лестница -в закусочно-дегустационный и торговый залы второго этажа. На противоположной от входа стене располагалось большое панно работы художника Б. В. Щербакова.

М – Метлахская плитка — штучный материал для настилки полов, имеющий вид плиток из обожженной прессованной глины, с окрашенным верхним слоем. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.-4

Расположенный на втором этаже закусочно-дегустационный зал(ресторан) с буфетом был рассчитан на 50 посадочных мест. Главным элементом его убранства стала отделка из орехового дерева. Украшением интерьера являлись также огромные зеркала, лепные панно и росписи.

М – Метлахская плитка — штучный материал для настилки полов, имеющий вид плиток из обожженной прессованной глины, с окрашенным верхним слоем. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.-5

Между двумя величественными дверными проемами в зеркальном обрамлении, напротив окон, находился керамический фонтан со скульптурной группой поросят, выполненной по эскизу художника-анималиста В.В.Трофимова. Пол был выполнен из щитового паркета. Зал освещали три большие люстры с хрустальными подвесками, а также бронзовые бра.

Богатством отличался интерьер торгового зала. Использованный в отделке стен искусственный мрамор теплого охристо-розоватого оттенка эффектно сочетался с граненной керамической плиткой светло-голубого цвета, имитирующей «бриллиантовый» руст. В верхней части стен размещались уникальные керамические панно с изображением животных и птиц (коровы на водопое, отара овец на фоне гор, гуси на берегу реки, олени и пр.), исполненные В. В. Трофимовым. Полы были выложены из метлахских плиток по специальному рисунку «ковром». Убранство зала завершали, как и в дегустационном зале, потолочный карниз с лепниной и осветительные приборы, состоящие из двух люстр и бра.

М – Метлахская плитка — штучный материал для настилки полов, имеющий вид плиток из обожженной прессованной глины, с окрашенным верхним слоем. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.-6

1958 – по н/в- «Мясная промышленность»

В 1958 году, после преобразования ВСХВ в ВДНХ СССР, павильон получил новое название. В залах разместились дополнительные стенды, торговый зал переоборудовали под экспозицию с образцами готовой продукции, стеклянные перегородки в демонстрационных залах разобрали.

Ресторан долгое время продолжал функционировать в прежнем режиме.

В 1990-2000-х годах, в связи с упадком экономики страны павильон перестал работать по своему начальному предназначению. Площади сдавались в аренду, помещения приспособили под офисы.

В 2010-х годахпавильон практически не использовался. Одно время часть его помещений использовала администрация ВДНХ.

В 2023 году на объекте была завершена реставрация и в настоящее время в павильоне на выставке-форуме «Россия» свои достижения показывает Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

М – Метлахская плитка — штучный материал для настилки полов, имеющий вид плиток из обожженной прессованной глины, с окрашенным верхним слоем. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.-7