16,7K подписчиков

"Рожденный с мертвецами". Роберт Силверберг о жизни, смерти и безвозвратности

152 прочитали

Приветствую!

Продолжаю рассказывать о лауреатах престижных НФ-премий прошлых лет. Сегодня речь пойдет о повести Роберта Силверберга «Рожденный с мертвецами», которая в 1974 году стала лауреатом «Небьюлы», в следующем году взяла еще и «Локус» и вошла в шорт-лист «Хьюго», проиграв в итоге «Песни о Лии» Джорджа Мартина (того самого, думаю, надо и об этой повести написать).

Отдельных иллюстраций к рускоязычным изданиям повести я не нашел, поэтому пусть будет эта к англоязычному (по-моему, это один из лучших иллюстраторов НФ Майкл Уэлан).
Отдельных иллюстраций к рускоязычным изданиям повести я не нашел, поэтому пусть будет эта к англоязычному (по-моему, это один из лучших иллюстраторов НФ Майкл Уэлан).

Это уже почти поздний Силверберг, автор «Хроник Маджипура» и «Вниз, в землю», глубокий, философский, лиричный. Современному невзыскательному читателю может показаться, что название намекает на очередной «зомби-апокалипсис»… и совершенно зря. Хотя если воспринимать книгу буквально, зомби в повести действительно есть. Точнее, не совсем зомби, а воскрешенные мертвые. Разница на первый взгляд чисто техническая, но это же не кто-нибудь, а Силверберг!

Сюжет достаточно прост и, в общем-то вечен (почти Орфей, но не совсем). У Хорхе Клейна умирает молодая жена, но согласно завещанию, ее воскрешают в «Холодном городе», месте, где живут воскрешенные мертвецы. Процесс этот непростой и воскрешают далеко не каждого — только тех, кто может себе это позволить и кто захочет. Силверберг не вдается в технические подробности процесса — они для повести не важны, потому пишет он о совсем другом: об одиночестве, об утраченной любви, о неспособности принять утрату, о безвозвратности ушедшего времени и перемен, происходящих с нами.

Если воспринимать повесть чисто сюжетно (кстати, что забавно: действие в ней происходит в 1993 году), то она не так уж увлекательна, и финал, в общем-то, можно угадать. Но тут важно не только ЧТО, но и КАК, в смысле — как описаны попытки главного героя если не вернуть, то хотя бы объясниться со своей бывшей женой, которую он все еще любит, не сознавая, что эта вокрешенная Сибилла, невзирая на внешнее сходство и сохранившуюся память, не имеет практически ничего общего с женщиной, когда разделившей с ним жизнь.

В этом главный момент сюжета: воскрешенные — не люди. У них другая жизнь, другая психология, другая мотивация (и вроде бы другая биология, во всяком случае частично, хотя и в эти детали Силверберг все-таки подробно не вдается). Смерть меняет все, как это и есть в нашей с вами жизни, и Силверберг в повести лишь чуть-чуть расширяет смысл этой фразы, от чего, как мне кажется, она становится даже еще трагичнее. И даже финал, который вроде бы внешне можно считать почти счастливым, при ближайшем рассмотрении оказывается очередным подтверждением: смерть меняет все, и обратного пути нет, даже если формально у героев и получилось смерть победить.

Однозначная рекомендация к прочтению всем любителям серьезной философской фантастики. Это вам не беготня с мачете и «калашом» сквозь толпы тупых зомбарей. Это Силверберг!

А в следующей статье я, пожалуй, действительно напишу про «Песнь о Лии», отличном произведении еще раннего космического «доэпопейного» Мартина, можно сказать, лампового и еще не коммерциализированного, так что оставайтесь на канале, будет интересно!