Найти тему

Что с нами происходит?

Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.
Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.

Нет, конечно, нельзя отрицать роль личности в истории, но определяющей всё же является позиция народа.

Так вот. Сегодня мы (в смысле российский народ) в основной своей массе согласен с тем что творит Цезарь. Поэтому речь не о нем, а о нас.

В 90-е годы произошел стремительный перенос ментальных детей в постмодернистский абсурд. Это и было на самом деле тем шоком, от последствий которого мы так и не можем избавиться.

Ни инфляция, ни безработица, а именно утверждение постмодерна как основы общественной жизни.

И самое ощутимое – крушение надежд на моральный и социальный прогресс, на свободу личности и общественное счастье, унаследованные нами от модернистов эпохи Просвещения.

Постмодерн утверждает, что эти надежды оказались полностью несостоятельны: в лучшем случае это пустые и бесполезные фантазии, в худшем — средства манипулирования массами.

«Все великие смыслы остались в прошлом, все великие цели – иллюзия»

Поток глумления и грязи изгадил всё, что и было позитивного в советском модерне – сам модерн. Многомиллионный народ в один момент лишился смысла существования.

Нет ничего странного, что он тут же вздернул руку в восторженном приветствии при появлении (абсолютно случайном причем) на вершине власти того, кто сказал, что он знает, что делать, как вернуть модерн.

Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.
Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.

И это цель благородная и отнюдь не утопическая, ибо постмодерн не есть движение вперед по пути социального прогресса – это соскальзывание в бок с этого пути. Другое дело, что подлинная цель не возвращение смысла, а бесконечная власть.

И что еще удачно легло в строку кремлёвским мудрецам – это тема народа-освободителя. Точнее, совпадение по форме этой темы, ассоциирующейся у нас с победой во второй мировой и темы народа-освободителя себя эпохи модерна – народа, победившего бездушную государственную бюрократию, жесткие рамки предрассудков, силы природы.

В силу своей подвижности и индивидуальности, модерн больше чем любой другой способ организации человеческого бытия есть следствие взаимодействия противоположностей.

Это как путь по узкой тропинке. Слева обрушение в бессмысленность постмодерна, справа – утрата собственной субъектности, свободы действия и мысли «во имя великой цели»

По непонятной причине первый вариант воспринимается людьми как катастрофа и вызывает ужас, при том что второй вариант (который и является подлинной катастрофой) - чувство «комфорта и защищенности», на первых порах как минимум.

Вот что пишет об этом один из главных исследователей модерна Маршалл Берман:

Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.
Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.
«И все же я сожалею, что не успел глубже исследовать одно модерное чувство. Я имею в виду широко распространенный, зачастую отчаянный страх перед свободой, которую модерность предоставляет каждому индивиду, и желание любыми способами от этой свободы сбежать (как метко выразился в 1941 году Эрих Фромм). Эта характерная модерная тьма впервые была подмечена Достоевским в его притче о Великом инквизиторе («Братья Карамазовы», 1881). «Или ты забыл, что спокойствие,— говорит Инквизитор,— и даже смерть человеку дороже свободного выбора в познании добра и зла? Нет ничего обольстительнее для человека, как свобода его совести, но нет ничего и мучительнее».

Страх. Вот что движет нами сегодня. Мы полетели в правый кювет и не хотим из него выбираться. Не хочу быть банальным и вспоминать тьму модерна 1922 – 1945, но туда же проваливаются и гораздо более в гражданском плане зрелые нации. Берман упоминает об одном таком периоде в истории США (мы, по происшествию лет, можем припомнить еще один)

"Я очень остро ощутил это чувство в начале 1981 года, когда Белый дом занял Рональд Рейган. Одной из самых влиятельных сил, приведших Рейгана к власти, было стремление уничтожить любые следы «светского гуманизма» и превратить США в теократическое полицейское государство. Остервенелая (и щедро финансируемая) воинственность этого устремления убедила множество людей, в том числе страстных противников этого движения, что именно так и выглядит будущее.
Американский народ сбили с толку, и он проголосовал за Рейгана.
Но он не готов был навечно сложить свои свободы у ног президента. Даже те американцы, которые считают себя глубоко религиозными, не поддержали в итоге теократический крестовый поход, который поставил бы всех их на колени"

Могу сказать, что американцам здорово повезло, что там имеются конкурентные выборы и конституция не просто так написана, а то шел бы сейчас 8-й обнуленный срок их «незаменимого».

Аналогичное мы наблюдали с Трампом. Почему в наших властных кругах так чают прихода Трампа? Не потому, что у них с ним одинаковые взгляды на Россию – а потому что одинаковые взгляды на Америку.

И вот он снова на сцене. В сентябре увидим, чем кончится.

Предостережение Бермана вполне так может стать прогнозом темного будущего:

«Фашистские режимы 1922–1945 годов могут оказаться всего лишь первой главой все еще набирающей обороты истории радикального авторитаризма. Многие деятели этого типа воспользуются современными технологиями, коммуникационными системами и техниками мобилизации масс, чтобы бороться с модерными свободами»

Удержать курс, пройти между Сциллой и Харибдой, отстоять права и свободы человеческой личности и при этом не дать захлопнуть книгу «больших нарративов», в которых «человечество выступает героем-освободителем» – вот задача для современного человека.

Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.
Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.
«Быть модерным (современным) — значит жить жизнью, полной парадоксов и противоречий. Это значит быть подавленным огромными бюрократическими организациями, которые властны контролировать, а зачастую и уничтожать любые сообщества, ценности, жизни; и в то же время это значит не колебаться в своей решимости противостоять этим силам, сражаться за изменение мира, за то, чтобы сделать его своим»