Почему «Зло не существует» — не экологическая драма, а трагедия о потемках человеческих душ

25 апреля в прокат выходит новый фильм японца Рюсукэ Хамагути «Зло не существует», награжденный «Серебряным львом» Венецианского кинофестиваля 2023 года. Подробнее — в материале «Сноба».

   Здесь и далее кадры из фильма «Зло не существует»
Здесь и далее кадры из фильма «Зло не существует»

Одним абзацем

Титр с синим названием фильма «Зло не существует», где частица «не» окрашивается в красный, отражает основной мотив произведения: люди стремятся к добру и свету, но темная часть всегда будет в них жива. Экологический конфликт, развернувшийся вокруг постройки глэмпинга в горах, вскрывает устройство человеческого общества — жертвы своих собственных действий. Защищающие деревню от вредного строительства жители будто бы обрели счастье и гармонию, но режиссер Рюсукэ Хамагути показывает, что в глубине души они не счастливы, а лишь сбежали от вызовов жизни и боли куда подальше. В предыдущей картине Хамагути «Сядь за руль моей машины» от тяжелой травмы нельзя было избавиться — только принять и разделить ее с другими. В «Зло не существует» автор демонстрирует, что происходит с людьми, которые пытаются укрыться от самих себя. Их ждет бездонное чувство печали, которое может привести к саморазрушению и агрессии.

Подробно

Холодное солнце пробивается через мутное зимнее небо, его мягкой силы хватает, чтобы создать лунку посреди замерзшего горного озера. Неподалеку от водоема живет девочка Хана (Рэи Нисикава) с папой-лесником Такуми (Хитоси Омика): каждое утро он набирает из ручья воду и развозит ее жителям близлежащей деревни. Кристально чистая вода — одно из главных достояний поселения и камень преткновения в переговорах о строительстве глэмпинга. Промоутеры бизнеса по постройке лесного лагеря сообщают, что септик будет очищать 90% отходов, а остальные 10 якобы не сильно повлияют на экологию. На общей встрече Такуми вместе с соседями прямолинейно объясняет, как строительство испортит воду, уничтожит тонкую гармонию места, ставшего пристанищем для одиноких людей.

-2

Рюсукэ Хамагути стал мировой звездой после того, как его предыдущая картина «Сядь за руль моей машины» (2021) сначала получила приз за лучший сценарий на Каннском кинофестивале, а потом была награждена премией «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». В тончайшей драме Хамагути показал, как два одиноких незнакомца становятся самыми близкими людьми и и помогают друг другу пережить тяжелое чувство потери. «Зло не существует» также пропитано глубокой меланхолией, спрятанной за почти безэмоциональными лицами деревенских жителей.

В новой работе Хамагути усовершенствовал свой поэтический язык и сообщает все важное о героях почти без слов и жестов. Хотя основная сюжетная линия посвящена экологическим спорам о вреде кемпинга, параллельно режиссер развивает драму поиска духовного спокойствия. Медленно тающий снег, застывшие в ожидании весны деревья, тишина горного поселения — спокойствие места иногда разрешается выстрелами в воздух, неподалеку охотники выслеживают оленей. Идеальная гармония так близка, но всегда чего-то не хватает. Через пейзажи, фоновые звуки и прекрасный саундтрек Эйко Исибаши режиссер передает внутреннее состояние людей, застывших в ожидании катастрофы.

-3

Особый статус городка Такуми вместе с соседями объясняет во время презентации пиарщиков: оказывается, что деревня появилась после Второй мировой войны, государство выделило землю переселенцам для освоения. О том, кем же были родители Такуми, ничего не известно, важен факт сакральности места, статус созданного их руками убежища. Там каждый спасается от зла. Такуми спрятался в глубине леса от прошлого: о его супруге напоминают фотография, пианино и отказ вдовца от алкоголя.

Не только у каждого жителя своя тяжелая травма, но и у пиарщиков, приехавших в деревню и задумывающихся о переезде в провинцию. Всего в одной краткой сцене Рюсукэ Хамагути удается раскрыть их характеры: 30-летний Такахаши работал десять лет менеджером артистов и выгорел, сейчас безуспешно ищет жену, а его напарница Маюзуми была сиделкой, перешла в другую отрасль и остается в индустрии «моральных уродов».

-4

Рюсукэ Хамагути интересуют темные пятна в человеческой психике, ее непостижимость и загадочное стремление к жестокости. В «Сядь за руль моей машины» один из персонажей, известный актер Кодзи (Масаки Окада), до смерти избил фаната, хотя со стороны казался самым обычным красавцем с обложек журналов. В «Зло не существует» долгий разговор вокруг очищения отходов в глэмпинге — это метафора человека, стремящегося к недостижимому идеалу. Хамагути показывает, настолько это желание очиститься и достичь абсолютной гармонии на деле выражает агрессивный страх людей перед жизнью, порой неидеальной и некрасивой, как отходы в септике. Пока взрослые суетятся и спорят, к решению всех проблем пришла девочка Ханна — она сама возвращается из школы, идя до дома через огромный лес. За это отец злится на Ханну, не догадываясь, что ребенок интуитивно нашел путь к освобождению от бремени жизни и зла — нужно исчезнуть и раствориться в пространстве.

СнобМы ежедневно пишем о том, что действительно важно в жизни. Подписывайтесь, чтобы обсуждать вместе
109,8K подписчиков