Мир образов преподавателя СПбГУПТД, художника Александра Белова

349 прочитали

В холле Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна проходит выставка живописца-монументалиста, доцента кафедры монументального искусства СПбГУПТД Александра Белова, который уже более 30 лет преподает в Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина и уже год в стенах Университета промышленных технологий и дизайна.

Петербургский художник Александр Белов — выпускник монументальной мастерской Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Его смело можно назвать личностью многогранной, так как он является универсальным художником и обращается ко всем жанрам и видам изобразительного искусства. Ему доступно и монументальное творчество, и станковая картина. Среди монументальных объектов — росписи Храма Христа Спасителя в Москве (1998), мозаики храма Сергия Радонежского в Мидранде, ЮАР (2002); росписи Знаменского собора в Курске (2002); иконы для храма Владимирской иконы Божьей Матери в Санкт-Петербурге (2004-2006), воссоздание росписей храма Петра и Павла в Петергофе (2010); иконы для храма Апостола Филиппа в г. Шардже в Объединенных Арабских Эмиратах (2012); убранство церкви Святого Пантелеймона в Большом Меншиковском дворце, г. Ораниенбаум (2017-2018); иконостас церкви Воскресения Христова в Екатерининском дворце Царского села (2018), иконы храма Св Троицы на Архиерейском подворье, г. Санкт-Петербург (2019). Большинство монументальных работ представлено в экспозиции в виде фотовоспроизведений.

Стилистика и манера живописи художника в монументальных проектах трансформируется в зависимости от эпохи, контекста, в котором располагаются произведения. Временами очевидны византийские влияния, в других случаях проступают черты современной академической школы и индивидуальность автора.

В станковых произведениях Александр Белов преимущественно пишет в технике масляной живописи, но иногда акварелью и другими материалами. Живописец работает в различных жанрах. Жанр пейзажа представлен образами русской глубинки. Художник мастерски передает различные состояния природы с помощью колорита и общего тонального решения. Отдельная серия пейзажей создана по материалам поездки в Китай.

Перед зрителем предстает галерея портретных образов мамы, деда, дочери. «Портрет дочери Маши» (1989) отличается культурой живописного письма, убедительным рисунком, грамотно расставленными акцентами цвета.

В холле Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна проходит выставка живописца-монументалиста, доцента кафедры монументального искусства СПбГУПТД Александра

Удивителен «Портрет мамы на фоне лоскутного ковра» (1991). В центре холста пожилая женщина. Ее взгляд спокоен, сосредоточен и полон достоинства. Натруженные руки лежат на коленях. Лоскутное одеяло, являющееся фоном, приобретает символический смысл. Оно обозначает калейдоскоп жизни с ее радостями, заботами, печалями и трудностями.

В холле Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна проходит выставка живописца-монументалиста, доцента кафедры монументального искусства СПбГУПТД Александра-2

В картине «Зима» (1995) на фоне белого снежного полотна у старого колодца изображена старушка с ведрами и коромыслом — бабушка художника. На лице морщины — следы прожитой жизни. Руки натруженные, крючковатые. Суровое состояние зимнего дня усиливает общее настроение холста, придает грустный оттенок, затрагивает тему одиночества.

В холле Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна проходит выставка живописца-монументалиста, доцента кафедры монументального искусства СПбГУПТД Александра-3

Вершиной мастерства каждого художника является образно-тематическая композиция. В экспозиции представлены несколько таких работ. Тема юности раскрывается в картине «Двое» (1992). На холсте изображены молодые люди. Льет дождь, бушует ветер. Юноша и девушка бегут, защищаясь огромной, прозрачной пленкой. Она словно спасает их от трудностей этого мира. Тематика работы светлая, это картина о прекрасной молодости, о вере в то, что все преграды преодолимы.

В холле Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна проходит выставка живописца-монументалиста, доцента кафедры монументального искусства СПбГУПТД Александра-4

«Путешествие по Млечному пути» (2020) изображает славян, плывущих по морю жизни, пытающихся познать ее смысл и преодолевающих обстоятельства. Это род русский, путешествующий по миру. В картине ощущается символико-философский подтекст: человек в житейском море, где вода — жидкая, ненадежная субстанция, не имеет опоры. Утлое суденышко, на котором люди плывут, зыбко. Все в итоге зависит от них. Полотно наполнено художественными деталями и творческими находками.

В холле Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна проходит выставка живописца-монументалиста, доцента кафедры монументального искусства СПбГУПТД Александра-5

Произведение «Поминовение» (2023) — драматический образ, изображает Богородицу с младенцем, за спиной у которых стоят воины и матери с поминальными свечами, читающие молитву. Картина символизирует поминовение всех воинов, они словно дети Богоматери, как Христос, невинно пострадавший, сложившие свою жизнь за правое дело.

В холле Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна проходит выставка живописца-монументалиста, доцента кафедры монументального искусства СПбГУПТД Александра-6

Творчество Александра Белова представляет собой серьезное явление в искусстве Петербурга рубежа XX-начала XXI вв. Оно отражает собой крепкие традиции монументальной живописи академика Мыльникова, художественный вкус, глубокую философичность, символичность, знаковость, а также индивидуальность мастера, блестяще владеющего рисунком, чувством цветовой гармонии, формально-пластическим мышлением. Художник всегда остается верен высоким принципам петербургской классической академической школы.

В представленных на экспозиции СПбГУПТД произведениях разных лет показаны идейно-философские искания автора. Перед зрителем предстает галерея образов, отражающих различные оттенки чувств, типажи и характеры. Автор передает свой опыт обучающимся кафедры монументального искусства СПбГУПТД, вдохновляя их на новые творческие свершения.

В холле Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна проходит выставка живописца-монументалиста, доцента кафедры монументального искусства СПбГУПТД Александра-7
В холле Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна проходит выставка живописца-монументалиста, доцента кафедры монументального искусства СПбГУПТД Александра-8
В холле Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна проходит выставка живописца-монументалиста, доцента кафедры монументального искусства СПбГУПТД Александра-9
В холле Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна проходит выставка живописца-монументалиста, доцента кафедры монументального искусства СПбГУПТД Александра-10
В холле Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна проходит выставка живописца-монументалиста, доцента кафедры монументального искусства СПбГУПТД Александра-11
В холле Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна проходит выставка живописца-монументалиста, доцента кафедры монументального искусства СПбГУПТД Александра-12