2K подписчиков

Главное об автотонировке в 2024 году

1K прочитали
Любая тонировка должна соответствовать ГОСТу 33997-2016
Любая тонировка должна соответствовать ГОСТу 33997-2016

Чем ближе жаркое лето, тем чаще встаёт вопрос о нанесении на автомобильные стёкла дополнительной тонировки. Преимущества её неоспоримы:

  • задерживает яркий солнечный свет, вредное ультрафиолетовое и инфракрасное излучение. Обшивка салона в таких условиях нагревается и выцветает намного меньше. Да и водителю находиться внутри машины максимально комфортно – воздух в салоне нагревается слабее, а глаза защищены от слепящего солнца и подчас очень яркого света встречных фар;
  • помогает подчеркнуть индивидуальность и стиль машины, выделив её в потоке;
  • защищает вещи, находящиеся внутри салона, от излишнего внимания злоумышленников;
  • неприкосновенность частной жизни за тёмными стёклами машины также находится под охраной.

Какие нормы?

Любая тонировка – штатная или нанесённая самостоятельно – должна соответствовать ГОСТу 33997-2016.

Согласно требованиям, прописанным в документе, лобовое (ветровое) стекло и передние боковые стёкла должны пропускать не менее 70% света. При этом нужно понимать, что даже абсолютно новое, не имеющее микроцарапин и помутнений стекло не способно пропускать 100% света. Подобного результата реально достичь, наверное, только в лабораторных условиях. Именно поэтому, заказывая тонировку, стоит заложить несколько процентов светопропускания «про запас».

Рекомендаций относительно степени тонировки заднего стекла и боковых стёкол второго ряда в упомянутом стандарте нет. Следовательно, их можно затемнять по желанию, в том числе и самой плотной плёнкой, но без зеркального эффекта. Впрочем, тонировать задние стёкла разрешено только в том случае, если машина оснащена двумя вынесенными зеркалами заднего вида.

Тонированная полоса на лобовом стекле шириной не более 14 сантиметров должна располагаться строго в обозначенном ГОСТом месте, не нарушая обзор дороги. Никаких требований относительно интенсивности её тона в документе не прописано.

Под запретом

Не разрешается затемнять ветровое стекло машины таким образом, чтобы при взгляде через него искажалось адекватное восприятие белого и синего цветов, а также всей «светофорной палитры».

Установка шторок на передних боковых стёклах также попадает под запрет. Правовым основанием для этого служит п. 4.2. Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Шторки признаются предметами, ограничивающими обзорность с места водителя, а потому пользоваться данным видом съёмной тонировки в легковых автомобилях допустимо только на задних стёклах. При этом цвет, плотность, размер и способ размещения шторок на передних стёклах не имеет никакого значения. На данной локации их быть в принципе не должно.

Кроме того, строго запрещена зеркальная тонировка каких бы то ни было стёкол.

Ответственность

Согласно ст. 12.5 КоАП РФ за нарушение требований к тонировке автомобильных стёкол водитель должен выплатить штраф в размере 500 рублей.

Выписать его имеет право только инспектор и только после того, как произведёт замеры затемнения стёкол специальным прибором (тауметром). Определять, соответствует ли тонировка норме, «на глаз» недопустимо.

Помимо штрафа сотрудник ведомства может выдать водителю предписание на устранение зафиксированного им нарушения. Этой процедуры реально избежать, если снять неправильную тонировку на месте. В этом случае инспектор скорее всего ограничится вынесением устного предупреждения.

Срок, отведённый на выполнение предписания, равен 10 дням. Если в течение этого времени водителя снова поймают за неправильную тонировку, штраф составит всё те же 500 рублей. Ведь повторное наказание за излишнее затемнение автостёкол законом не предусмотрено. Оштрафовать водителя могут столько раз, сколько инспекторы остановят его на дороге для проверки и фиксации данного правонарушения.

Однако, если по завершению указанного в документе срока не соответствующая стандартам тонировка так и не будет снята, помимо выплаты очередного штрафа автолюбителю придётся нести ответственность по ст. 19.3 КоАП РФ. Невыполнение предписаний сотрудника полиции обернётся в этом случае дополнительным штрафом в размере от 2 000 до 4 000 рублей или даже арестом до 15 суток. Альтернативным наказанием может послужить участие в обязательных работах сроком от 40 до 120 часов.

Почему это так важно?

Несмотря на то, что размер штрафа за излишне затемнённые стёкла не столь высок, пренебрегать соблюдением требований ГОСТа всё же не стоит.

Контроль степени автомобильной тонировки чрезвычайно важен, ведь затрагивает он, прежде всего, вопрос безопасности как водителя, так и инспекторов ГИБДД.

Неправильно подобранный процент затемнения или же погрешности в процессе проведения самой процедуры тонировки напрямую отражаются на обзорности автомобиля, заметно её ухудшая. И если в солнечный ясный день водитель, возможно, не будет испытывать особого дискомфорта при движении, то в темноте, в пасмурный день или в сложных погодных условиях данная проблема проявит себя максимально полно.

Нельзя забывать и о том, что в момент остановки транспортного средства сотрудник госавтоинспекции должен без труда различать, кто именно сидит за рулём машины, нужна ли помощь находящимся в её салоне пассажирам, не перевозится ли в транспортном средстве что-то запрещённое или опасное. И нанесённая на стёкла тонировка не должна этому препятствовать.

Попытки изменить ГОСТ

В апреле 2023 года депутаты партии ЛДПР внесли на рассмотрение Правительства законопроект об отмене ответственности за полную тонировку передних боковых автостёкол. По мнению депутатов, закатанные в плотную плёнку передние боковые стёкла никоим образом не мешают обеспечению безопасности на дороге. Ведь осмотреть салон, находящихся в нём пассажиров и идентифицировать водителя сотрудник ведомства вполне может и через незатонированное ветровое стекло. А вот уровень комфорта внутри салона при более интенсивном затемнении стёкол заметно увеличивается, что особенно важно для автолюбителей южных регионов страны.

Впрочем, кабинет министров данный законопроект ожидаемо отклонил, обосновав это тем, что он нарушает требования технического регламента Таможенного союза (в нём упомянуты те самые обязательные 70% светопропускания). Ещё одним важным доводом против предложения либерал-демократов явилось отсутствие с их стороны какой-либо доказательной базы выгоды предлагаемых ими изменений, например, положительной статистики снижения количества нарушений, напрямую связанных с отменой тонировки.

Ещё больше информации о видах автотонировки, способах её нанесения и безопасного снятия, а также правилах замера затемнения стёкол инспектором, можно найти в нашей статье.

Подписывайтесь на канал «Кардан Баланс», чтобы быть в курсе всех самых свежих автомобильных новостей. Мы пишем только о важном для автомобилистов. Конечно не забываем и про карданы.