Предыдущая глава:
На следующий день мы вооружились всем набором высокогорной экипировки и отправились на поляну Азау – канатную станцию. Между Азау и станцией Гарабаши 3 канатки: 2300 – 2700, 2700 – 3300, 3300 – 3800. За полчаса подъема зеленая долина сменилась на черный вулканический лунный пейзаж, а после на занесенный сугробами «полярный» городок из бытовок разного размера и расцветок. Бытовки делились на два геометрических типа: кирпичики и бочки.
Последние напоминали опрокинутые на бок резервуары для воды. Здесь на высоте почти четырех километров горы дышали своим холодным дыханием. Своего же собственного дыхания нам остро не хватало. Небольшой подъем по лестнице или по сугробу заставлял сердце колотиться, а дыхание долго не восстанавливаться. Организм подсказывал не делать резких движений. Горы настойчиво напоминали первое правило высокогорья: идет дальше не тот, кто идет быстрее, а кто не останавливается.
4 км – это высота облаков. Здесь они двигаются стремительно. Казалось, что кто-то разорвал туман на лоскуты, которые несутся мимо, как куски грязной влажной ваты. В горах все происходит очень стремительно. Минуту назад на юге ты видел циклопическую стену Большого Кавказского Хребта. На севере - двурогий Эльбрус, словно белоснежный шлем гигантского богатыря. А еще через минуту на всю эту картину налетает тяжелый, осязаемый, зябкий туман.
Сам Эльбрус не входит в Большой Кавказский хребет. Он находится на одном из его северных отрогов. Словно грозный Гектор, стоящий на страже стен древней Трои, и ждущий роковой схватки с Ахиллесом.
У Эльбруса много имен, и это не удивительно. Ведь от его узнаваемого профиля замирало сердце как у первых древних людей, суровых скифов и безжалостных монголов, так и у наших современников. Оставаясь непокоренным до XIX-го века, он воспринимался все историю жившими рядом людьми, как нечто недоступное, а оттого загадочное, колоссальное, мистическое. Горцы называли его Минги-Тау («вечная гора»). Тюркоязычные племена – «джин-падишах» («повелитель духов»), грузины – Иалбузи («грива снега»). А известное нам имя Эльбрус, видимо, восходит к скифскому Элбурз («высокая гора»). Но каждое племя давало горе свое поэтическое уважительное имя. Племена приходили, жили, исчезали, а Эльбрус так же стремился в солнцу, воздевая обе свои вершины, как руки молящегося.
Эльбрус – стратовулкан, что ставит его в один ряд с такими именитыми гигантами, как Кракатау, Везувием и Фудзиямой. Причем это вулкан не потухший, а «спящий». Последний выброс пепла на его склоны случился 500 лет назад, а выброс магмы – около 1,5 тысяч лет назад. Современный же облик Эльбрус сформировался примерно 250 000 лет назад, что по геологическим понятиями – недавно. При этом ученые отмечают некоторую геологическую активность и сегодня. Из-под земли бьют горячие источники, а склоны Эльбруса изобилуют фумаролами. Наличие последних отмечали многие путешественники. Фумаролы возникают неожиданно в разных местах горы, как у подножия, так и почти на самых вершинах, и могут быть опасными для оказавшихся рядом.
Впервые Эльбрус покорила русская экспедиция в 1829 году, возглавляемая генералом Георгием Эммануэлем. «Русская» экспедиция состояла из людей с фамилиями Эммануэль, Купфер, Ленц, Минитрие, Мейер, Бернардацци. Лишнее доказательство, что Россия всегда привечала иноземцев, которым были открыты социальные лифты до самых серьезных постов. Генерал Эммануэль – герой Бородино, на Кавказе оказался с целью покорения племен кабардинцев и балкарцев, а также очередной войной с Турцией. Собственно, и поход на Эльбрус носил первоочередной целью разведку приграничных территорий, троп и перевалов, а уже во вторую – научный интерес и азарт первооткрывателя.
В результате экспедиции попутно были покорены кабардинские и балкарские племена. Но, что важно, часть горцев добровольно присоединилась к экспедиции. И именно кабардинский пастух Киляр Хаширов стал первым человеком, оказавшимся на Восточной Вершине горы. Маршрут генерала пролегал с северной сторону горы, и подробно описан в записях участников экспедиции.
В течение последующих 100 лет на склонах Эльбруса побывали многие путешественники, альпинисты, картографы. Интересный эпизод случился во время Великой Отечественной войны. В 1942-ом году на Кавказе полыхали бои. Эльбрус, как высочайшая точка Европы, обладал в глазах сражающихся сторон символическим значением. Для штурма (во всех смыслах) Эльбруса были собраны элитные горные стрелки из дивизии «Эдельвейс». Операция называлась так же. Интересно, что в число бойцов вошли в том числе те офицеры, которые до войны покоряли Эльбрус в составе альпинистских команд. Захватив «Приют одиннадцати», немцы взошли на вершину и установили там немецкие штандарты. Советский отряд пытался отбить высоту, но попал в огневой мешок, и был практически полностью уничтожен.
Повторный и уже успешный штурм нашими войсками совершился в феврале 43-го, когда немецкие войска уже отступали с Кавказа. К тяжелейшим условиям зимы добавлялись военные риски, минные поля, вражеские солдаты, необходимость нести не только горное снаряжение, но и вооружение. Основной отряд немцев с «Приюта одиннадцати» уже ушел, но в ущельях еще оставались разрозненные отряды врага, с которыми могли встретиться штурмующие. Вверх шла элита альпинистов, имевших опыт зимних восхождений на Эльбрус. Прорвавшись сквозь буран, ураганный ветер
и ледяной туман, советские альпинисты сбросили немецкий вымпел, заменив его на алый советский стяг.
Следующая глава:
#путешествия_по_россии
#россия
#кавказ
#туризм
#горы
#альпенизм
Ссылка на оригинал: