1,6K подписчиков

Никогда больше. Сериал «Чернобыль»

Такие сериалы, как «Предатели», снимаются, по большому счету, только с одной целью – сделать так, чтобы описанные в них события не просто никогда не повторились. Но чтобы сам факт повторения стал невозможным, недопустимым, вышел из категории реального, перестал быть даже слабой вероятностью или гипотезой. Потому что любую гипотезу кому-нибудь рано или поздно захочется проверить, а этой проверки ни в коем случае нельзя допускать.

Совершенно такой же цели служит американо-британский мини-сериал «Чернобыль», вышедший в 2019 году. Признаюсь, многие годы я его и не пыталась смотреть полностью, ограничиваясь только увиденными где-то фрагментами – уж очень было страшно. Осилила все 5 серий только прошлой осенью, подтвердив для себя все свои опасения. Да, это очень страшно. Но смотреть это действительно необходимо, особенно для всех, кто стремится к торжеству добра, прежде всего, внутри собственной души.

В рецензиях принято писать, что «Чернобыль» снят, главным образом, о лжи, умалчивании и пропаганде позднего СССР, из-за которых, по сути, катастрофа и стала возможной. Но для меня это сериал, как ни парадоксально, о мужестве и честности. Потому что мужество и честность практически ничего не значат там, где трусость и ложь однозначно порицаются в обществе. А там, где трусость и ложь пронизывают всю ткань общественной жизни, для мужества и честности требуются очень особенные силы души. И вот о людях, которые в себе эти силы души нашли, и рассказывает сериал.

О партийных функционерах и ученых, которые пытались, через все чудовищные конъюнктурные препятствия, хоть как-то минимизировать последствия катастрофы. О простых людях, которые знали, что обречены, но все равно шли и спасали других людей. О тех, кто был поставлен перед страшным выбором, и постарался выбрать любовь и сострадание – пусть даже только в той форме, которую знал сам.

Понятно, что очень много времени в сериале занимают подробности аварии, ее последствий и всех моментов, которые позволили этим ужасным событиям произойти – а точнее, неповоротливости и ограниченности тоталитарной системы, ее полного игнорирования самой идеи о благополучии и безопасности людей, функционеров и ученых, для которых самым важным в их жизни был страх вылететь с должности или не получить премию.

Все это, разумеется было, и обойти это вниманием попросту невозможно. И то, что на фоне всего этого обычное здравомыслие и сопереживание кажутся настоящим героизмом, только подчеркивает чудовищные недостатки выстроенной к тому времени системы.

Отдельно отмечу, конечно, визуальный ряд, который моментально вернул меня в мое детство – все эти кабинеты, квартиры, рабочие подсобки того времени выглядят более чем правдоподобно. Демонстративная тщательная проработка декораций и костюмов советского 1986 года, с самыми крошечными деталями вроде пепельниц или висящих на окнах подсобки занавесок на гвоздиках, делает происходящее на экране абсолютно реальным. Это не фэнтези, не придуманный постапокалиптический мир – это то, что на самом деле происходило. Это люди, которые в этом жили, а потом погибли или самым жестоким образом потеряли своих близких, дома и всю прошлую жизнь.

Деньги, власть, страх – ничего из этого не имеет даже на четверть такой же цены, как спокойная, безопасная и счастливая жизнь. Такая простая мысль, а мы до сих пор крутимся вокруг нее, тыкаясь в нее носом, как слепые котята. И продолжаем творить катастрофы и обрушать мир рядом с собой, всегда находя для себя что-то важнее, чем необходимость потом в этом мире как-то жить. Не делая ни одного внятного вывода из своих ошибок, не признавая за собой никаких прошлых грехов, огрызаясь на всех, кто просто не хочет, чтобы это повторилось.