Начиная с середины XVII века Япония закрылась от внешнего мира и долгие 200 лет находилась в мрачной изоляции, допуская на свои острова лишь несколько кораблей в год с голландскими купцами исключительно для знакомства японского правительства с техническими новинками.
Причиной тому были христианские миссионеры, так внезапно свалившиеся на голову японцев в середине XVI века и попытавшиеся обратить в христианство население страны. Эти попытки привели к трагическим событиям – Симабарскому восстанию крестьян 1637 года, его подавлению и искоренению христианства и всей европейской культуры в Японии.
Прибытие португальских миссионеров
В 1542 году к берегам Японии пристал первый европейский корабль, принадлежавший Португалии. Местная знать встретила его приветливо, хотели поторговать с необычными иноземцами.
Но португальцев мало интересовала торговля, они стремились утвердить своё колониальное могущество в странах Азии. В 1498 году они первые открыли Индию и с тех пор успешно торговали – вывозили золото и пряности, а отдавали за него огнестрельное оружие
Но японцы в то время ни с кем не воевали, а занимались только торговлей, поэтому местные феодалы вступили между собой в спор, кому предпочтительнее торговать с иноземцами.
С португальцами прибыли христианские миссионеры во главе с французским иезуитом Ксавье, который находился на службе у португальцев. Миссионеры подружились с японской знатью и даже крестили несколько японцев, которые стали их агентами и доверенными лицами с японской стороны. Всё это способствовало торговле и сулило обеим сторонам неплохие выгоды.
Ксавье покинул Японию в 1551 году и рассказал в Европе о своих успехах, после чего в страну восходящего солнца устремились десятки миссионеров. Им повезло, в это время на юге страны крупный феодал Ода Нобунага пытался объединить Японию под своей властью и вёл борьбу с буддистскими монастырями, до которых было сложно добраться, поскольку они находились в труднодоступных местах.
Ода Нобунага в своей борьбе впервые применил огнестрельное оружие, поэтому для него было важно поддерживать контакт с португальцами, чтобы не лишиться столь ценных для него поставок оружия.
Другие феодалы тоже стали стараться приблизиться к португальцам. Так в 1567 году феодал Омура в надежде на выгодную торговлю с португальцами построил в Нагасаки первую церковь и заставил всех своих вассалов креститься.
Соседний феодал Арима, увидев, как процветает торговля в порту Нагасаки, тоже крестил своих вассалов и сам крестился с именем Андрей.
К 1582 году на острове Кюсю уже насчитывалось более 100 тысяч японцев-христиан, иезуиты уже влияли на решения многих местных феодалов, началась травля буддистских священников и разрушение японских храмов.
Новый правитель Японии Тойотоми Хидэйоси пришёл в ужас от создавшегося положения и в 1587 г. приказал изгнать иезуитов и всех миссионеров, кроме ценных купцов. Однако иезуиты срочно занялись торговлей и остались в стране, христианские храмы были лишь частично закрыты.
Испанские миссионеры
Ситуация продолжала усугубляться, к португальским миссионерам добавились испанцы и францисканские монахи, которые прибыли в Японию в 1593 году и начали активно проповедовать.
Между испанскими францисканцами и португальскими иезуитами началась конкуренция, взаимные упрёки, которые переросли во взаимные обвинения, каждая из сторон грозилась прислать военные корабли и завоевать Японию.
В ответ на это правительство в 1597 году запретило христианство, церкви были разрушены, 80 христианских проповедников казнены, а все миссионеры выселены из страны. Правительство помирилось с буддистским духовенством и население стало постепенно возвращаться к старой вере.
Однако страна оставалась открытой для торговли с Европой. В 1600 году её посетили голландцы и англичане. Кораблестроитель Адамс остался в Японии строить корабли. Вскоре протестанты-голландцы более пришлись по душе японскому правительству, потому что также враждебно относились к католикам португальцам и испанцам. Католикам были предоставлены более выгодные условия в торговле.
Такие уступки вызвали ненависть со стороны испанцев и португальцев, и они в 1611 году отправили с послом в Европу просьбу прислать испанский флот, для уничтожения голландского флота в японских портах. Это можно было расценивать как попытку военной интервенции. Узнав об этом, сегун Иэясу Токугава, решил покончить с испанским влиянием.
Было проведено расследование, все заподозренные, как агенты европейцев, были смещены, было показательно казнено несколько заговорщиков. В 1614 году христианская религия в Японии была запрещена.
Симабарское восстание
Однако миссионеры не успокоились и в 1637 году организовали восстание крестьян в защиту христианства, которое вошло в историю как Симабарское. Восставшие имели большое количество огнестрельного оружия, однако голландцы помогли правительству своими пушками и восстание было подавлено. Религиозная пропаганда была запрещена.
В 1638 году все португальцы и испанцы высланы из страны, их корабли в японских водах подлежали уничтожению, а команды – казни.
Постепенно стали портиться отношения и с голландцами, особенно после того как в Японии было налажено собственное производство оружия. Голландских купцов стали заставлять раз в год демонстративно попирать ногами кресты, иконы и евангелия. Был запрещен вывоз золота, серебра и меди. С 1715 года было решено, что в год в Японию может приходить всего два голландских корабля, а с 1790 года - всего один.
Так Япония само изолировала себя от Европы и стала постепенно отставать в техническом развитии. Такая ситуация продолжалась до 1854 года, когда в феврале в японские воды вошла эскадра США из 10 военных кораблей с экипажем в 2 тысячи человек. Американцы ультимативно предложили подписать торговое соглашение, а бессильная в военном отношении Япония вынуждена была согласиться и открыла страну.