Международное право впервые зародилось в Месопотамии, в междуречье долин рек Тигра и Евфрата. Уже в середине III тысячелетия до н. э. правители главных шумерских городов-государств, Ура, Урука, Ниппура, Лагаша и других, вели между собой переписку и обменивались дарами.
Впервые деятельность государственных структур разделилась на внутреннюю и внешнюю политику. Во внешней политике древние государства междуречья стали создавать союзы одних государств против других и действовать на основе договоров, закрепляющих их взаимные обязательства.
В XXIII веке до н. э. на эламском языке был составлен первый из обнаруженных
учеными-историками и дошедших до нас полноценный международный договор. Он был заключен между аккадским царем Нарам-Суэном (или Нарам-Сином) и правителями Элама.
При III династии Ура (XXII - XXI века до н. э.), объединившей под свой властью большую часть Месопотамии, царьки Элама уже отправляли своих посланцев к двору могущественных правителей Ура. И эти посланцы получали в пути довольствие из царского хозяйства повелителей Ура.
Во времена древней Вавилонии велась регулярная переписка и обмен посланниками между царями Ашшура (будущей Ассирии), Ямхада и Мари (города-государства в верховьях Евфрата), Вавилона и других государств Месопотамии. Иногда в другие государства отправлялись представители царей - послы.
Уже в на рубеже III и II тысячелетия до. н. э. появились конкретные международные правовые проблемы со статусом иностранцев, живущих и ведущих хозяйственную деятельность на территории других государств. Например, в связи с организацией купцами из Ашшура целой сети торговых колоний, которые размещались на чужой территории.
В то время жители одного государства не могли рассчитывать на правовую защиту на территории другого, что затрудняло международные торговые операции. Граждане другого государства и даже члены чужой общины довольно долго были неполноправными лицами - убару по-аккадски.
Значительный прогресс в этом вопросе был достигнут, когда в XVIII веке до н. э., когда в Древнем Вавилоне было создано общегосударственное законодательство, заменившее обычное право отдельных общин. В качестве примера можно назвать свод законов вавилонского царя Хаммурапи (привил приблизительно в 1793 - 1750 гг. до н. э.), дававший иностранцам определенные права.
Дипломатическая переписка в государствах Древнего Востока в большинстве случаев имела вид личной переписки между правителями. Отношения между государствами в этом случае принимали форму личных взаимоотношений между царями. Если положение их было равным, они иногда называли друг друга "братьями".
Но были и зависимые цари, которые должны были относиться к более могущественным, как к "отцам" или как к "повелителям". они писали, что "идут" за каким-то царем", для которого они были его "рабами".
При переписке между государствами существовали специфические формы обращения между царственными особами.
Вот характерный пример обращения зависимого царька к своему повелителю: "Царю, моему Господину, моему Солнцу - так говорит раб твой Раббади: к ногам моего Господина, моего Солнца, припадаю семь и семь раз..." При этом он униженно называет себя "собакой" своего господина.
В ответ на это "Господин" милостиво писал своему покорному "рабу": "Я благополучен. А ты, твои жены, дома, твои сыновья, твои кони, твои колесницы, твои войска, твоя страна, твои вельможи, да будут весьма благополучны..."
У царей принято было дарить друг другу ценные подарки, но это тоже относилось к равным между собой царям. Перед собственными подданными царь нередко выдавал такие вознаграждения за дань. А зависимые царьки действительно должны были выплачивали такую дань довольно регулярно.
Отсутствие дани расценивалось как мятеж, а отсутствие подарков считалось способом выразить недружественное отношение к тому или иному государству.
К началу II тысячелетия до. н. э. в Месопотамии сформировались определенные международные традиции, которые со временем перерастали в обычное международное право.
Так как культура Месопотамии была выше культуры Палестины и Сирии, обитавшие здесь племена, говорившие на западно-семитских и хурритских языках, стали пользоваться аккадским письмом, приспособленным к языку близкому к западно-семитским языкам.
Поэтому и вавилонские международные дипломатические обычаи и традиции и сам аккадский язык, который стал международным, с созданием в Палестине и Сирии рабовладельческих государств распространились и там, а вслед за этим и в Египте эпохи Нового царства, и в Хеттской державе.
В середине II тысячелетия до. н. э. при царских дворах крупных государств уже существовали дипломатические архивы. Например, архив египетских фараонов в Эль-Амарне, где тогда размещалась столица фараона-реформатора Аменхетепа IV (Эхнатона) или архив хеттских царей в Хаттусе (Богазкее).
Дипломатические документы в большинстве случаев были написаны вавилонской клинописью по-аккадски, то есть на языке дипломатии того времени. В архивах хранилась не только переписка с равнозначными по статусу государствами, но и с зависимыми, входившими в сферу влияния Египта и хеттов, а также международные договоры.
Зависимые царьки Сирии, Палестины и Финикии вели постоянную переписку со своими патронами - фараонами Египта, царями Митанни или царями Хеттской державы.
После изъявлений преданности они информировали своих повелителей о военном и хозяйственном положении, отправляли просьбы о разного рода помощи, жалобы и доносы.
Посланиями обменивались и цари более крупных держав. Они посылали друг другу приветствия. Или, как это было в переписке между митаннийским царем Тушраттой и фараонами, вели переговоры о заключении династических браков, или посылали униженные просьбы о подарках (такие письма направлял египетскому фараону его вавилонский "брат").
Иногда в таких посланиях правители государств Древнего мира интриговали против своих соседей. К примеру, хеттский царь в письмах к вавилонскому властителю, стремился поссорить Вавилон и Ассирию. Или вавилонский царь, считавший Ассирию зависимой от Вавилона, выражал фараону протест по поводу того, что последний обращается к ассирийскому правителю, как к равному себе...
Анализируя эту дипломатическую переписку II тысячелетия до. н. э. еще раз убеждаешься, что человеческая природа за прошедшие четыре тысячи лет мало в чем изменилась.
Вассальный царек В. Зеленский хоть и надувает важно щеки и делает вид, что общается с "фараоном" Д. Байденом "как с равным", но все вокруг понимают, что это "Раббади" припадает к ногам своего Господина "семь и семь раз..."
И получив материальную и военную помощь, а также "подарки", этот вассальный царек исправно платит дань своему Господину зерном, подсолнечным маслом, железной, марганцевой и никелевой рудой а также жизнями подвластных ему украинцев...
Довольно большую роль играли династические браки между представителями царствующих домов. Египетские фараоны избегали выдавать своих дочерей за иностранных государей, поскольку браки с египетскими царевнами давали им право претендовать на египетский престол.
Однако в других государствах отправлять царских дочерей и сестер в гаремы соседних царей было важным средством обеспечения дружественных отношений. В таких случаях налаживалась переписка уже не только между царями, но также и между царицами и другими членами царствующих домов.
Как мы помним, этот обычай заключать династические браки между царствующими домами для того, чтобы закрепить союзнические или дружественные отношения между державами, зародившийся в глубокой древности, продержался вплоть до XX века н. э..
Продолжение следует...