128 подписчиков

Дипломатия и международное право в государствах Древнего Востока в III - II тысячелетиях до н. э.

Международное право впервые зародилось в Месопотамии, в междуречье долин рек Тигра и Евфрата. Уже в середине III тысячелетия до н. э.

Международное право впервые зародилось в Месопотамии, в междуречье долин рек Тигра и Евфрата. Уже в середине III тысячелетия до н. э. правители главных шумерских городов-государств, Ура, Урука, Ниппура, Лагаша и других, вели между собой переписку и обменивались дарами.

Впервые деятельность государственных структур разделилась на внутреннюю и внешнюю политику. Во внешней политике древние государства междуречья стали создавать союзы одних государств против других и действовать на основе договоров, закрепляющих их взаимные обязательства.

В XXIII веке до н. э. на эламском языке был составлен первый из обнаруженных
учеными-историками и дошедших до нас полноценный международный договор. Он был заключен между аккадским царем Нарам-Суэном (или Нарам-Сином) и правителями Элама.

При III династии Ура (XXII - XXI века до н. э.), объединившей под свой властью большую часть Месопотамии, царьки Элама уже отправляли своих посланцев к двору могущественных правителей Ура. И эти посланцы получали в пути довольствие из царского хозяйства повелителей Ура.

Во времена древней Вавилонии велась регулярная переписка и обмен посланниками между царями Ашшура (будущей Ассирии), Ямхада и Мари (города-государства в верховьях Евфрата), Вавилона и других государств Месопотамии. Иногда в другие государства отправлялись представители царей - послы.

Знатный сановник из Месопотамии. Древний Шумер. III тысячелетие до н. э. Фото из открытых источников.
Знатный сановник из Месопотамии. Древний Шумер. III тысячелетие до н. э. Фото из открытых источников.

Уже в на рубеже III и II тысячелетия до. н. э. появились конкретные международные правовые проблемы со статусом иностранцев, живущих и ведущих хозяйственную деятельность на территории других государств. Например, в связи с организацией купцами из Ашшура целой сети торговых колоний, которые размещались на чужой территории.

В то время жители одного государства не могли рассчитывать на правовую защиту на территории другого, что затрудняло международные торговые операции. Граждане другого государства и даже члены чужой общины довольно долго были неполноправными лицами - убару по-аккадски.

Значительный прогресс в этом вопросе был достигнут, когда в XVIII веке до н. э., когда в Древнем Вавилоне было создано общегосударственное законодательство, заменившее обычное право отдельных общин. В качестве примера можно назвать свод законов вавилонского царя Хаммурапи (привил приблизительно в 1793 - 1750 гг. до н. э.), дававший иностранцам определенные права.

Дипломатическая переписка в государствах Древнего Востока в большинстве случаев имела вид личной переписки между правителями. Отношения между государствами в этом случае принимали форму личных взаимоотношений между царями. Если положение их было равным, они иногда называли друг друга "братьями".

Каменная стела со сводом законов  и изображениями царя Вавилона Хаммурапи (слева) и бога солнца Шамаша. II тысячелетие до н. э. Фото из открытых источников.
Каменная стела со сводом законов и изображениями царя Вавилона Хаммурапи (слева) и бога солнца Шамаша. II тысячелетие до н. э. Фото из открытых источников.

Но были и зависимые цари, которые должны были относиться к более могущественным, как к "отцам" или как к "повелителям". они писали, что "идут" за каким-то царем", для которого они были его "рабами".

При переписке между государствами существовали специфические формы обращения между царственными особами.

Вот характерный пример обращения зависимого царька к своему повелителю: "Царю, моему Господину, моему Солнцу - так говорит раб твой Раббади: к ногам моего Господина, моего Солнца, припадаю семь и семь раз..." При этом он униженно называет себя "собакой" своего господина.

В ответ на это "Господин" милостиво писал своему покорному "рабу": "Я благополучен. А ты, твои жены, дома, твои сыновья, твои кони, твои колесницы, твои войска, твоя страна, твои вельможи, да будут весьма благополучны..."

У царей принято было дарить друг другу ценные подарки, но это тоже относилось к равным между собой царям. Перед собственными подданными царь нередко выдавал такие вознаграждения за дань. А зависимые царьки действительно должны были выплачивали такую дань довольно регулярно.

Отсутствие дани расценивалось как мятеж, а отсутствие подарков считалось способом выразить недружественное отношение к тому или иному государству.

Границы основных государств Древнего Востока - Египта, Хеттского царства, царства Митанни, Вавилонии и Элама, в XV веке до н. э. Фото из открытых источников.
Границы основных государств Древнего Востока - Египта, Хеттского царства, царства Митанни, Вавилонии и Элама, в XV веке до н. э. Фото из открытых источников.

К началу II тысячелетия до. н. э. в Месопотамии сформировались определенные международные традиции, которые со временем перерастали в обычное международное право.

Так как культура Месопотамии была выше культуры Палестины и Сирии, обитавшие здесь племена, говорившие на западно-семитских и хурритских языках, стали пользоваться аккадским письмом, приспособленным к языку близкому к западно-семитским языкам.

Поэтому и вавилонские международные дипломатические обычаи и традиции и сам аккадский язык, который стал международным, с созданием в Палестине и Сирии рабовладельческих государств распространились и там, а вслед за этим и в Египте эпохи Нового царства, и в Хеттской державе.

В середине II тысячелетия до. н. э. при царских дворах крупных государств уже существовали дипломатические архивы. Например, архив египетских фараонов в Эль-Амарне, где тогда размещалась столица фараона-реформатора Аменхетепа IV (Эхнатона) или архив хеттских царей в Хаттусе (Богазкее).

Дипломатические документы в большинстве случаев были написаны вавилонской клинописью по-аккадски, то есть на языке дипломатии того времени. В архивах хранилась не только переписка с равнозначными по статусу государствами, но и с зависимыми, входившими в сферу влияния Египта и хеттов, а также международные договоры.

Вавилонская глиняная табличка с клинописью на аккадском языке. I тысячелетие до н. э. Фото из открытых источников.
Вавилонская глиняная табличка с клинописью на аккадском языке. I тысячелетие до н. э. Фото из открытых источников.

Зависимые царьки Сирии, Палестины и Финикии вели постоянную переписку со своими патронами - фараонами Египта, царями Митанни или царями Хеттской державы.

После изъявлений преданности они информировали своих повелителей о военном и хозяйственном положении, отправляли просьбы о разного рода помощи, жалобы и доносы.

Посланиями обменивались и цари более крупных держав. Они посылали друг другу приветствия. Или, как это было в переписке между митаннийским царем Тушраттой и фараонами, вели переговоры о заключении династических браков, или посылали униженные просьбы о подарках (такие письма направлял египетскому фараону его вавилонский "брат").

Иногда в таких посланиях правители государств Древнего мира интриговали против своих соседей. К примеру, хеттский царь в письмах к вавилонскому властителю, стремился поссорить Вавилон и Ассирию. Или вавилонский царь, считавший Ассирию зависимой от Вавилона, выражал фараону протест по поводу того, что последний обращается к ассирийскому правителю, как к равному себе...

Анализируя эту дипломатическую переписку II тысячелетия до. н. э. еще раз убеждаешься, что человеческая природа за прошедшие четыре тысячи лет мало в чем изменилась.

Фараон Рамсес II принимает послов царя хеттов. рядом с фараоном гвардия из "шарданов", одного из "народов моря". Фото из открытых источников.
Фараон Рамсес II принимает послов царя хеттов. рядом с фараоном гвардия из "шарданов", одного из "народов моря". Фото из открытых источников.

Вассальный царек В. Зеленский хоть и надувает важно щеки и делает вид, что общается с "фараоном" Д. Байденом "как с равным", но все вокруг понимают, что это "Раббади" припадает к ногам своего Господина "семь и семь раз..."

И получив материальную и военную помощь, а также "подарки", этот вассальный царек исправно платит дань своему Господину зерном, подсолнечным маслом, железной, марганцевой и никелевой рудой а также жизнями подвластных ему украинцев...

Довольно большую роль играли династические браки между представителями царствующих домов. Египетские фараоны избегали выдавать своих дочерей за иностранных государей, поскольку браки с египетскими царевнами давали им право претендовать на египетский престол.

Однако в других государствах отправлять царских дочерей и сестер в гаремы соседних царей было важным средством обеспечения дружественных отношений. В таких случаях налаживалась переписка уже не только между царями, но также и между царицами и другими членами царствующих домов.

Как мы помним, этот обычай заключать династические браки между царствующими домами для того, чтобы закрепить союзнические или дружественные отношения между державами, зародившийся в глубокой древности, продержался вплоть до XX века н. э..

Продолжение следует...

Уважаемые читатели! Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал!

Вы узнаете еще много интересного!