Как подготовиться к маркировке пива и слабоалкогольных напитков в 2024 году

Розничные магазины и заведения общепита столкнулись с новыми требованиями к торговле пивом, сидрами и другими слабоалкогольными напитками. Если ранее было достаточно работать с ЕГАИС и декларировать оборот в Росалкогольтабакконтроле, то теперь нужно подготовиться к работе с Честным знаком, это система контроля за маркированными товарами.

Что такое маркировка пива

Государство вводит обязательную цифровую маркировку поэтапно для различных товарных групп. Цель — снизить количество незаконной продукции на рынке и защитить потребителя от контрафакта.

Контролирующие органы отслеживают оборот с помощью системы Честный знак с момента производства товара до момента, когда пробит чек на кассе.

Введение маркировки для каждой товарной группы происходит в несколько этапов.

Сначала в отрасли запускают эксперимент. В течение него участники рынка добровольно подключаются к Честному знаку, чтобы заранее освоить новые для себя процессы и поделиться обратной связью с ЦРПТ, оператором маркировки.

Затем, по результатам эксперимента, законодатели выпускают нормативные акты. В них прописывают требования и сроки запуска обязательной маркировки для тех, кто производит, импортирует и продает конкретный товар.

Как только нормативную базу публикуют, участники рынка планируют подготовку к переходу на маркировку. Например, докупают оборудование или программное обеспечение, которое поможет соблюдать новые для них правила.

Эксперимент по «пивной» маркировке стартовал в России в апреле 2021 года и завершился в феврале 2023 года.

Какую продукцию нужно маркировать

Обязательную маркировку пива и слабоалкогольных напитков регулирует Постановление Правительства от 30.11.2022 № 2173. Там же указаны коды подконтрольной продукции.

По классификатору ТН ВЭД ЕАЭС:

Розничные магазины и заведения общепита столкнулись с новыми требованиями к торговле пивом, сидрами и другими слабоалкогольными напитками.

Кто и когда должен наносить маркировку

Наносить на тару коды маркировки в формате Data Matrix обязаны производители и импортеры. Первые делают это на месте изготовления, например в пивоварне, если там же напиток разливают по бутылкам, банкам или кегам.

Для импортеров другие правила. После старта обязательной маркировки товар без Data Matrix не может пересекать таможенную границу России. Коды маркировки наносят производители в своей стране, либо импортер на территории таможенного склада до того, как товар пересечет границу РФ.

Чтобы маркировать продукцию, участники рынка регистрируются в Честном знаке и заказывают в этой системе коды для нанесения на продукцию и ее ввода в оборот. Выпуск кодов Data Matrix бесплатный на период эксперимента, а с момента старта обязательной маркировки выпуск каждого кода обойдется в 50 копеек без НДС.

Сроки обязательной маркировки для производителей и импортеров:

  • С 1 апреля 2023 года маркируют пиво в кегах.
  • С 1 октября 2023 наносят маркировку на стеклянную и пластиковую тару.
  • С 15 января 2024 года маркируют продукцию в других потребительских упаковках, например в банках.

Что нужно магазину или заведению для перехода на маркировку пива

1. Зарегистрируйте свою компанию в системе Честный знак. Для этого понадобится сертификат КЭП, выпущенный на руководителя организации. КЭП для ЕГАИС тоже подойдет, новый сертификат выпускать не придется.

2. Узнайте у своего оператора фискальных данных, поддерживает ли он маркировку. ОФД автоматически передает в налоговую все данные с кассы, а данные о продаже маркированного товара отправляет еще и в Честный знак.

3. Обратитесь в компанию, где приобрели кассу и кассовую программу. Это нужно, чтобы они объяснили, когда и на каких условиях нужно будет обновить прошивку онлайн-кассы, чтобы ККТ формировала правильные чеки. Если касса не добавит в чек обязательный реквизит о маркировке, то ОФД не распознает такой чек и не сможет переслать Честному знаку.

Памятка для всех участников рынка о сроках обязательной маркировки пива и слабоалкогольных напитков

Розничные магазины и заведения общепита столкнулись с новыми требованиями к торговле пивом, сидрами и другими слабоалкогольными напитками.-2

Как работать с пивом в рознице и общепите

В учете поступлений ничего не изменится, если смотреть на процесс с точки зрения торговой точки:

  • накладные на пиво, сидры и другой слабый алкоголь по-прежнему приходят автоматически из ЕГАИС;
  • как только точка подтверждает накладную, ЕГАИС ставит продукцию на баланс организации.

Новые требования касаются только вывода из оборота в Честном знаке (требования к выводу из оборота в ЕГАИС остались прежними). В 2024 году у розницы и общепита два этапа перехода на «пивную» маркировку: с 1 января и с 1 июня.

С 15 января 2024 года кеговое пиво нужно обязательно выводить из оборота в Честном знаке. Магазин или бар обязан фиксировать момент постановки кега на кран и через кассу передавать в Честный знак сведения о частичном выбытии.

Контур.Маркет помогает работать с маркированным пивом одновременно в ЕГАИС и Честном знаке. Коротко опишем шаги, а за деталями предлагаем переходить на инструкции:

  1. Получаете накладную из ЕГАИС, и госсистема ставит алкоголь на баланс вашего магазина или заведения.
  2. Создаете фасовки для разливного пива по инструкции. Это нужно, чтобы проще добавлять в чек объем пива, который заказал покупатель или гость.
  3. Фиксируете вскрытие и постановку кега на кран в ЕГАИС и Честном знаке. Это нужно сделать в течение рабочего дня с момента вскрытия кега и его постановки на кран. Смотрите инструкцию.

Затем пиво из кега можно продавать. Важно указывать, из какого именно кега добавляете фасовку в чек. Кассир сканирует код маркировки на кеге, и кассовая программа Контур.Маркета его запоминает. Таким образом в следующий раз сканировать код с кега не придется.

Контур.Маркет касса подсказывает, нужно ли сканировать код. Если фасовка из того же кега, нажмите «Кег не меняли».
Контур.Маркет касса подсказывает, нужно ли сканировать код. Если фасовка из того же кега, нажмите «Кег не меняли».

С 1 июня 2024 продавцы и бармены должны будут сканировать на кассе пиво в потребительских упаковках. Речь о пиве и слабоалкогольных напитках в стеклянной или пластиковой таре. Код Data Matrix, который нанесен на тару, нужно считывать сканером при продаже на кассе.

Контур.Маркет и кассовая программа готовы к работе с маркированным пивом в потребительской упаковке.

Как будет выглядеть работа с бутылочным пивом:

  1. Получаете накладную из ЕГАИС, и госсистема ставит алкоголь на баланс вашего магазина или заведения.
  2. В Маркете включаете настройку для кассовой программы. Настройка называется «Проверять коды маркировки», она нужна, чтобы авторизоваться в Честном знаке и получить токен для разрешительного режима, в рамках которого происходит проверка кодов маркировки.
  3. В Маркете активируете настройку «Включить продажу маркированного». Выбираете пункт «пива в упаковке» или «пива в упаковке и разливного» (если продаете еще и в розлив). Это нужно, чтобы касса запрашивала код маркировки при добавлении товара в чек.
  4. Передаете товары на кассу.

Затем пиво в потребительской упаковке можно продавать. Во время продажи не забывайте сканировать код маркировки на бутылке.

В чем отличие отчетности в Честным знаке от работы с ЕГАИС

Продавцы пива и другого алкоголя обязаны отражать оборот в единой государственной автоматизированной системе (ЕГАИС), а еще каждый квартал подавать алкодекларацию в Росалкогольтабакконтроль. Благодаря этому государство следит за оборотом партий, а не конкретной банки или бутылки пенного.

Маркировка позволит контролировать именно единицу товара, потому что на каждую будет нанесен индивидуальный код Data Matrix.

Маркировка слабого алкоголя и работа в Честном знаке не отменяет обязательную отчетность в Росалкогольтабакконтроль и работу с ЕГАИС.