Уильям Жеру «Корабли-призраки: подвиг и трагедия арктических конвоев Второй мировой»

«Смерть преградила путь в Россию, но вы прорвались».
Джон Мейсфилд. Всем мореходам
«Смерть преградила путь в Россию, но вы прорвались».                            
 Джон Мейсфилд.

В книге американского журналиста Уильяма Жеру рассказывается о судьбе печально известного арктического конвоя PQ-17, который во время Второй мировой войны должен был доставить ценные грузы из США в СССР. При выполнении задания морякам приходилось бороться не только с опасными арктическими льдами и нескончаемым полярным днем, но и с налетами немецких бомбардировщиков.

Чтобы рассказать о судьбе PQ-17, Уильям Жеру тщательно изучил тему конвоев Второй мировой, прочитал дневники, письма и воспоминания их участников, провел десятки интервью, побывал в России, Исландии и Норвегии, а также прошел арктическим маршрутом по Норвежскому, Баренцеву и Белому морям. В результате ему удалось предельно точно, живо и ярко воссоздать события более чем 80-летней давности.

В 1941 году в Архангельск прибыл первый арктический конвой, отправленный в СССР союзниками - Великобританией и США. Его судьба сложилась удачно, в отличие от другого конвоя - PQ-17, состоявшего из 35 грузовых судов. Морской эскорт под командованием Джона Брума должен был охранять корабли, которые везли ценный груз для союзников. Предыстории, злоключениям и последствиям плавания этого каравана посвящена книга Уильяма Жеру.

4 июля 1942 года, когда конвой PQ-17 внезапно получил приказ «рассеяться», четыре корабля из его состава, отделившись от остальных, направились дальше на север, в опасные арктические льды. Нескончаемый полярный день не давал морякам передышки от налетов бомбардировщиков, по следам судов шли вражеские подводные лодки, а у норвежских берегов стоял, готовый выйти наперехват, грозный линкор «Тирпиц», самый большой боевой корабль кригсмарине - военно-морских сил Германии. Но, несмотря на все риски, остатки PQ-17 продолжали свой путь, чтобы доставить ценные грузы в Советский Союз.

«Конвою PQ-17 было приказано рассеяться. Могучие военные корабли, защищавшие его, устремились прочь. Предполагалось, что «Трубадур» и другие транспорты – безнадежно медленные, полные тротила и прочих взрывоопасных грузов – в одиночку и безо всякой защиты преодолеют несколько сотен километров по далекому Баренцеву морю и сумеют добраться до советских берегов.

Конвой был окружен подводными лодками, которые следовали за ним по пятам, пытаясь нащупать прорехи в его обороне. 24-часовой полярный день не давал передышки от атак немецких бомбардировщиков, которые уже вновь были на подлете. И, что хуже всего, конвою PQ-17 угрожал немецкий линкор «Тирпиц», самый опасный военный корабль в мире. Орудия «Тирпица» стреляли на 35 км – из-за линии горизонта. Он мог потопить судно вроде «Трубадура» прежде, чем его успели бы заметить. Матросы с некоторых союзнических кораблей называли «Тирпиц» «злым и страшным серым волком».

«Смерть преградила путь в Россию, но вы прорвались».                            
 Джон Мейсфилд.-3

Переход длиной 3000 км от берегов США до портов Мурманска и Архангельска на Русском Севере моряки прозвали Мурманским маршрутом. Этот путь был серьезным испытанием, сопряженным со множеством опасностей. И дело было не только в немецких бомбардировщиках и подводных лодках, но и в суровом климате Арктики. В начале войны Америка испытывала острую нехватку грузовых судов. Многие судна, такие как сухогруз «Трубадур», построенные в Англии в 1920-х годах, совершенно устарели.

Оставшись без прикрытия конвоя PQ-17, грузовые корабли подверглись атаке немецкой авиацией и подлодками. Было уничтожено 23 корабля и погибло более 150 моряков. Некоторые попали в плен. Адмиралтейство скрывало от общественности подробности роспуска конвоя вплоть до февраля 1945 года, когда Германия освободила 25 моряков американского торгового флота с «Карлтона» и «Хоному». Добравшись до Нью-Йорка моряки раскритиковали британцев за то, что те бросили конвой, не оставив им иного шанса, кроме как погибнуть или попасть в плен. Адмиралтейство не давало официальных комментариев. Лишь в 1950 году были опубликованы официальные документы.

Только в ноябре 1944 года британцы наконец потопили «Тирпиц». После конвоя PQ-17 они почти постоянно выводили линкор из строя, проводя воздушные налеты. 12 ноября 1944 года британские бомбардировщики «ланкастер», дважды поразили «Тирпиц». Гигантский линкор резко накренился и перевернулся. И хотя «Тирпиц» так и не потопил ни одного судна союзником, одна лишь его грозная тень заставила рассеяться целый конвой PQ-17.

Два последних арктических конвоя военного времени – следующий в советский союз JW-66 и следующий в обратном направлении RA-66 – вышли из Шотландии и Мурманска в последнюю неделю апреля 1945 года. К тому времени немецкие подводные лодки переместились в устье Кольского залива, где атаковали конвои, идущие в Мурманск и обратно. Союзники противостояли этой новой тактике подлодок, выводя противолодочные корабли из залива и тем самым вынуждая субмарины скрываться под водой. Затем конвои выходили из Кольского залива и шли мимо подлодок, пока те не всплывали и не пускались в погоню. Конвой JW-66 пришел в Мурманск без потерь. Конвой RA-66 потерял один корабль сопровождения, потопленный немецкой подлодкой, но потопил другую субмарину вместе со всем экипажем.

Трагическая судьба конвоя PQ-17 навсегда вошла в историю морского флота как одна из редких страниц, когда руководство английского флота официально признало свое решение «рассеяться» ошибкой. Но были и другие конвои, которые отважно добрались до места назначения и доставили ценные грузы. Несмотря ни на что арктические конвои стали синонимом мужества и стойкости в сражениях, где холод полярных широт, льды и штормы приумножали ужасы войны. Именно в этих арктических морях прошел свою закалку союзнический долг стран антигитлеровской коалиции. Далеко на севере моряки сообща приближали долгожданный день общей Победы!

Резник Марина Васильевна, главный библиотекарь отдела городского абонемента