Видовой стереотип поведения, поведенческие реакции

рисунок с сайта https://www.google.com/imgres?q=%D0%B7%D0%BE%D0%BE%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F&imgurl=http%3A%2F%2Flibrary.tversu.ru%2Fimages%2Fstories%2Ffil3%2Fetologiya%2F%25D1%258D%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25B8%25D1%258F.jpg&imgrefurl=http%3A%2F%2Flibrary.tversu.ru%2Fvystavki%2F51-estestv%2F1283-etologiya.html&docid=mem1_koKGxh8BM&tbnid=Ok-QjgD9KXiCRM&vet=12ahUKEwiG1oixqtqFAxXsFhAIHcljA_kQM3oECF8QAA..i&w=1024&h=678&hcb=2&ved=2ahUKEwiG1oixqtqFAxXsFhAIHcljA_kQM3oECF8QAA
рисунок с сайта https://www.google.com/imgres?q=%D0%B7%D0%BE%D0%BE%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F&imgurl=http%3A%2F%2Flibrary.tversu.ru%2Fimages%2Fstories%2Ffil3%2Fetologiya%2F%25D1%258D%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25B8%25D1%258F.jpg&imgrefurl=http%3A%2F%2Flibrary.tversu.ru%2Fvystavki%2F51-estestv%2F1283-etologiya.html&docid=mem1_koKGxh8BM&tbnid=Ok-QjgD9KXiCRM&vet=12ahUKEwiG1oixqtqFAxXsFhAIHcljA_kQM3oECF8QAA..i&w=1024&h=678&hcb=2&ved=2ahUKEwiG1oixqtqFAxXsFhAIHcljA_kQM3oECF8QAA

Известна стереотипность ответа на сходную ситуацию у разных особей данного вида. В классических работах по этологии (работы Лоренца, Тинбергена и др.) именно видовые стереотипы поведения, в основе своей наследуемые, представляют собой главный предмет исследования.

Их возникновение в процессе эволюции легко объяснимо: генетически запрограммированные стереотипы поведения позволяют осуществить адаптацию быстро, с минимальным расходом энергии. Отбор закрепляет такие формы поведения, которые адаптивны к стабильно повторяющимся условиям. Видовой стереотип поведения — приспособление к «средним», наиболее общим и постоянным условиям среды. Именно постоянство условий является фактором, который ведет к закреплению отвечающей ему формы поведения. Стереотипная поведенческая реакция может формироваться и по отношению к меняющимся условиям среды, если эти изменения повторяются закономерно. Полной идентичности условий, абсолютной их повторяемости из года в год в природе не существует. Поэтому видовые стереотипы поведения никогда не состоят только из наследственно закрепленных реакций (инстинктов). Врожденные реакции - основа сложного поведенческого акта, на который накладывается научение.

Известно, что видовые стереотипы поведения устойчивы, ригидны, а поведение на основе научения отличается пластичностью. Инстинктивное поведение, будучи стабильным, все же подвержено колебаниям. Генетически фиксированы и передаются по наследству не отдельные готовые движения или их сочетания, а нормы реагирования, в пределах которых формируются двигательные реакции в онтогенезе. Для некоторых видов врожденного поведения нормы реакции чрезвычайно узки (примером может послужить бросок головой у птицы гоголя).

Другие виды инстинктивного поведения имеют широкие нормы реакции. Например, известен довольно жесткий стереотип поведения птиц того или иного вида при постройке гнезда, но длительность насиживания, время слетков — лабильны, зависят от особенностей особи и условий среды.

Максимально изменчивы индивидуально приобретаемые формы поведения на основе научения. Выученное поведение у представителей одного вида животных, так же, как и инстинктивное поведение, варьирует в определенных рамках. Чем выше психическая организация данного вида животных, тем шире эти рамки. Способность к научению, к установлению новых ассоциаций, тоже видоспецифична. Например, обезьяны, вороны и дельфины способны выработать установку на обучение решению сложных задач, а собаки, кошки, крысы и другие подопытные животные такую установку не вырабатывают. Важно, что инстинктивное поведение все же вариабельно, а выученное поведение все же не может выйти за границы, определенные видовой принадлежностью.

Бихевиоризм - способ разрешения проблемы антропоморфизма

С появлением высокоразвитой психики процесс эволюции животных значительно ускорился, причем изменениям подвергаются в большей мере не морфофизиологические и биохимические признаки, а адаптивное поведение. Полиморфизм по форме сменился поведенческим полиморфизмом.

Так как эволюционируют не отдельные особи, а популяции, именно на уровне структуры популяции эти поведенческие изменения и проявляются. Есть популяции, быстро меняющие свою структуру, есть популяции, меняющие структуру медленно. Структура популяции отражает соотношение самок и самцов, молодых и взрослых особей и др. Вы знаете, что животных можно делить по типу нервной деятельности, в типологии учитывается сила и слабость, а также подвижность нервных процессов и преобладание тормозных процессов над процессами возбуждения и т. д. Классификация И.П. Павлова. В зависимости от типа нервной деятельности от животных следует ожидать разного поведения. (Крушинский показал, что можно вызвать у животных невроз, если наиболее «способным» животным давать сложные задачи). Для молодых и взрослых особей, для самцов и самок также характерно разное поведение. Например, молодые особи обнаруживают более высокий темп активности, чем взрослые особи. Чем взрослее особь млекопитающих, тем более стереотипное поведение она проявляет. Для самок млекопитающих характерна большая «общительность» - они оставляют больше сигналов о своей жизнедеятельности и «считывают» больше сигналов, оставленных другими особями. (Что является следствием отбора на способность общаться с детенышами). Для самцов свойственны индивидуальные поведенческие адаптации - использование «необычных» пищевых ресурсов, или нехарактерных для большинства членов популяции мест ночевок, мест охоты. В зависимости от того, какой тип поведения оказывается наиболее адаптивным, популяции меняют свою структуру. Омоложение популяции и преобладание самок ускоряет все процессы жизнедеятельности популяции. Все перечисленные особенности жизнедеятельности популяций млекопитающих стали известны в последнее время и слабо изучены. Поэтому для зоопсихологии актуально изучение животных в естественных условиях, если конечно целью зоопсихологи не объявлять выявление физиологических закономерностей сенсорно-перцептивных процессов у животных.

Проблема антропоморфизма при изучении животных и человека

Классическая социобиология зародилась в начале ХХ в. внутри психологии. Психологов издавна интересовала проблема эволюционного возникновения специфических человеческих психологических функций (к ним относят мышление, произвольное внимание и произвольную память, интуицию, волю). Специфические человеческие функции были названы Выготским высшими психологическими функциями (по терминологии Выготского - именно психологическими, а не психическими - тем самым он подчеркивал знаковое, языковое общение как условие их появления). Проблему эволюции ВПФ полагали разрешить, изучая психику животных. Но исторически сложилось так, что зоопсихология постепенно выродилась в науку, изучавшую главным образом вопросы научения на белых крысах.

В пору расцвета зоопсихологии большинство психологов занимались поисками «общих закономерностей поведения во время процесса научения», которым, по их мнению, должны подчиняться разные формы поведения у самых различных видов. Поэтому зоопсихологи считали, что выбор изучаемой реакции может быть произвольным, не зависимо от того, существует ли такое поведение в природе у данного вида, или не существует.

Классическим методом социобиологии является лабораторный эксперимент с последующей математической обработкой полученных данных, включая статистический анализ. После сбора фактического материала начинается этап толкования полученных данных, формулировки теорий. (Часто выдвижение гипотез предшествует сбору фактического материала). И на этом этапе перед всеми исследователями, изучающими животных (будь это «классические» этологи или «классические» зоопсихологи), встает проблема: как избежать антропоморфизма.

Антропоморфизмом называют тенденцию наделять животных человеческими качествами, которых они не имеют. Антропоморфизм - проявление общего свойства, присущего человеку, а именно - свойства проецировать себя на предмет изучения. Примеры антропоморфной интерпретации поведения животных встречаются на каждом шагу. (При выполнении задания «создать музейную композицию и сложить небольшую лекцию об особенностях поведения животных-экспонатов», студенты больше рассказали о своих проблемах, чем о повадках и особенностях экологии животных). Избежать проекций исследователя на предмет исследования полностью невозможно, но Юнг считает, что если проекция осознается, то энергия ее воздействия на сознание снижается. Тенденция, противоположная антропоморфизму - териоморфизм - наделение человека свойствами животных, также не специфична для зоопсихологии, а известна из древности и вытекает из противоположной проекции качества психики - интроекции, то есть склонности человека идентифицировать себя с внешним объектом.

Ллойд Морган в 1900 г. опубликовал «Введение в сравнительную психологию», в котором сформулировал «закон экономии», или «канон Ллойда Моргана», который гласит: «то или иное действие нельзя интерпретировать как результат проявления какой-либо высшей психической способности, если его можно объяснить на основе способности, занимающей более низкую ступень на психологической шкале». Утверждение является частным случаем утверждения, носящего название «бритва Оккама» (иногда - «лезвие Оккама»), по имени средневекового английского философа Вильяма Оккама. На современном языке принцип Оккама формулируют следующим образом: «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего», или «Без необходимости не следует, утверждать многого», или «Не следует множить сущности», или «из двух объяснений следует выбирать наиболее простое».

Позднее Морган расширил «закон экономии», показав, что границы применения «закона экономии» следует уточнять в каждом отдельном случае: «правило никак не исключает взгляда на определенное действие как на результат высших мыслительных процессов, если мы уже располагаем независимым доказательством их присутствия в действующем агенте». Крайнюю позицию в борьбе против антропоморфизма занял сторонник «закона экономии» Жак Леб. Позднее его взгляды были названы советскими психологами «плоским эволюционизмом» или «монизмом снизу». Леб стирал всякую грань между человеком и животными и представлял процесс эволюции как цепь только количественных преобразований. Леб объяснял поведение на основе тропизмов, которые он определял, как «вынужденные движения». Поведение по Лебу можно интерпретировать как результат прямого физического или химического воздействия стимулов на протоплазму. Стимулы, по мнению этого ученого, действуют на животных таким же простым способом, как и на растения.

Почему такие крайние взгляды получили своих сторонников? Распространение «монизма снизу» было следствием неприятия интроспекционистских позиций в психологии, которые отождествляли психику с явлениями сознания. Интроспекционизм — взгляд внутрь. Интроспекционисты полагали, что, при некоторой тренировке, человек способен осознавать свои психические процессы и сообщать о них. Поведение животных также должно было интерпретироваться в системе понятий умственной деятельности. Интроспекционист Титченер писал, что, когда психолог пытается понять умственные процессы ребенка, или собаки, или насекомого, проявляемые в поведении, он должен опираться на собственный ум как единственное средство интерпретации ума другого организма.

В бихевиоризме единственной научной реальностью и предметом психологии было объявлено поведение. Под поведением понимали лишь совокупность реакций организма в ответ на определенную стимуляцию. Единицей поведения считался навык, состоящий, по Уотсону, из «серии определенных дуг, начинающихся в рецепторе и кончающихся в эффекторе». Дальнейшее развитие бихевиоризма довело подобный «монизм снизу» до крайних позиций. «Нам ничего не нужно для объяснения поведения, кроме обычных законов физики и химии», — писал Уотсон.

И.П. Павлов также запрещал своим сотрудникам и даже штрафовал их за употребление «субъективной» терминологии: собака «подумала», собака «захотела» и требовал использовать в речи только физиологические термины.

Бихевиоризм

Классическая зоопсихология возникла внутри психологии в связи с интересом к проблемам эволюции высших психологических функций. На ранних этапах своего развития зоопсихология была тесно связана со сравнительной психологией. Зоопсихологи начала ХХ века, такие как Йеркс, Лэшли, Шнейрла, Уотсон, изучали различные формы поведения животных разных систематических групп. Постепенно работы по самым широким формам поведения, например, по общественному поведению, пищевому, материнскому, а также работы по онтогенезу поведения стали вытесняться работами, посвященными одному только научению. Чем была вызвана эта тенденция?

Многие крупные направления, которые господствовали в психологии в начале ХХ века, основной проблемой психологии считали проблему сознания. Ряд психологов того времени ставил знак равенства между психикой и сознанием. Например, структуралист Эдвар Титченер утверждал, что основной проблемой психологии является изучение структуры сознания.

Бихевиористы изменили понятие о психике. Пионер бихевиористского движения Эдвард Торндайк поставил в 90-х гг. ХIХ в. опыты, которые показали, что природа интеллекта и его функции могут быть изучены и оценены без обращения к явлениям сознания. Торндайк называл себя не бихевиористом, а коннексионистом. Торндайк опубликовал в 1898 г. работу «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных». Под ассоциацией Торндайк понимал не связь между идеями или между идеями и движениями как было принято в то время, а связь между движениями и ситуацией. Торндайк изучал научение у кошек и собак в «проблемных клетках» и сформулировал в 1911 г. вывод о том, что законы, управляющие научением, одинаковы по существу для всех видов. Торндайк показал роль подкрепления в обучении и сформулировал «закон эффекта».

Успешность экспериментов Торндайка привела к упадку сравнительной психологии, но привела к расцвету зоопсихологи бихевиористского направления. В 1910 г. в США существовало 8 зоопсихологических лабораторий, выходило несколько зоопсихологических журналов.

Главное внимание бихевиористы уделяли поведенческим актам, доступным для наблюдения. Под поведением понимали лишь совокупность реакций в ответ на определенную стимуляцию. Основатель бихевиоризма Джон Уотсон считал, что все поведение является ответом на соответствующий стимул. Единицей поведения считался навык, состоящий, по Уотсону, из «серии определенных дуг, начинающихся в рецепторе и кончающихся в эффекторе».

Бихевиористы отбросили категории «ощущение», «восприятие», «сознание», «эмоции», «воля», «образ», «мотивация». Основным методом исследования бихевиористы считали регистрацию движений. Задачей же психологии, по их мнению, являлись управление, контроль, предсказание. Они дали определение: «Организм - чистая доска, на которой внешний мир оставляет свои письмена, проявляющиеся в виде набора двигательных реакций». Уотсон считал, что все сложные реакции человека образуются из простейших врожденных реакций способом формирования условного рефлекса. Врожденные простейшие реакции ребенка Уотсон называет эмоциями, но понимает под ними не переживания, а внешне наблюдаемые реакции. Эмоция гнева - «реакция громкого плача и сжимания тела», она возникает на стимул «препятствующее движение», эмоция страха представляет собой реакцию вздрагивания и плача, возникает в ответ на стимулы «потеря опоры» и «громкий звук», эмоция любовь - реакция улыбки, возникает на поглаживающее прикосновение. Сложное поведение взрослого человека возникает в процессе обуславливая безусловного раздражителя с условным (стимулом).

Мышление бихевиористы тоже оценивали, как поведение, но в неявной, внутренней фазе, например, как внутреннюю речь. Обучение организма — это процесс упорядочивания движений, выбор из хаоса движений необходимого движения.

Положительное в бихевиоризме:

объективность методов исследования;

оперирование количественными данными;

в отношении животных признавалась возможность обучения, а не одних только инстинктов.

Отрицательное в бихевиоризме:

«психология без психики»;

отрицалась роль инстинктов, зато неправомерно усиливалось значение приобретенного поведения.

Гештальтпсихология

«Гештальт» - по-немецки «образ», «форма», «целостность». Школа формировалась с 1912 г. в Германии. По мнению гештальтпсихологов, предметы, из которых состоит окружающая нас среда, воспринимаются не в виде отдельных элементов, которые должны интегрироваться либо сознанием (менталисты), либо механизмами образования условных связей (бихевиористы), а виде целостных образов. Уже в основных понятиях гештальтпсихологии видно противоречие с бихевиоризмом, который отрицал образ, признавал лишь элементы движения.

Законы формирования и развития образов, открытые гештальтпсихологами, противоречат многим концепциям Павлова. По Павлову — для формирования сложных понятий требуется серия повторностей. Только тогда образ напечатлится. («Условные рефлексы и их формирование»). По гештальт теории: сложнейшие образы очень часто запечатлеются практически мгновенно и навсегда. С собакой иногда достаточно одного эксперимента, чтобы она запомнила образ.

Роль образов в психике животных длительное время недооценивалась. Теперь известно, что для большинства животных язык зрительных образов намного важнее акустических восприятий и даже акустических коммуникаций. Сейчас считают, что именно восприятие зрительных образов и эволюционирует, усложняясь от группы к группе.

Причиной длительной недооценки образа было представление о том, что мышление неразрывно связано с языком. Считалось, что мышление о понятии возможно только через язык. Животные не имеют языка, поэтому не могут мыслить.

Интересно, что Эйнштейн считал, что он никогда не мыслил языком, словами, а только образами. Сейчас считают, что словесно-понятийный язык сформировался наиболее поздно в эволюции. Первична предметно-образная форма мышления. О двух видах мышления говорит и Юнг в своей работе «Либидо, его метаморфозы и символы». Юнг пишет, что эволюционно первично образное мышление, которое есть мечтание и фантазирование.

Это мышление, в отличие от словесного, или определенно направленного мышления, не создает приспособления к действительности, а высвобождает субъективные желания. Образное мышление более близко к бессознательному. Образами человек мыслит в детстве и во сне. Если считать, что в психологии, как и в морфологии, онтогенез есть повторение филогенеза, то инфантильное образное мышление является ничем иным, как повторением доисторического периода и античности. Тогда понятно высказывание Ницше о том, что «во сне человек умозаключает так, как умозаключало все человечество на протяжении многих тысячелетий в ободряющем состоянии».

Основные постулаты гештальтпсихологии (были сформулированы в противопоставление бихевиоризму, как и сама ГП возникла как противоречие бихевиоризму, отсюда специфическая ограниченность ГП):

элементом психики являются целостные структуры,

«гештальты»;

формирование гештальтов подчиняется внутренне присущей организмам способности образовывать простые симметричные замкнутые фигуры;

отдельно изолированные ощущения есть фикция.

Сущность борьбы двух школ, бихевиоризма и ГП, это решение проблемы части и целого. ГП была опровергнута идея «сложения элементов» при создании целостного образа.

Процесс накопления информации по гештальт-теории происходит на основе

а) реорганизации более ранних представлений;

б) группировки в новых соотношениях;

в) центрирования (выделения доминанты).

В основе взаимодействия организма со средой лежит проблемная ситуация. Сам процесс решения этой ситуации - четкое формирование образа. Проблемная ситуация переструктурируется и перецентрируется в процессе накопления информации. Части начинают восприниматься в других соотношениях. Как только образ сформировался, то есть произошло выделение главного в виде фигуры и второстепенные детали предстали в виде фона, осуществился инсайт.

Лисица мышкует в пойме реки Волги. Если выпал свежий снег, скрывший следы и отчасти запахи, лисица ориентируется в поисках грызунов на звук. При этом она не замечает рева автотракторной техники, общего шума города, свиста ветра. Эти звуки для нее как бы и не существуют, она слышит только писк мыши под снегом. Но если в это время на нее нападут собаки, звуки жизнедеятельности грызунов исчезнут из ее восприятия. Произойдет, как говорят гештальтпсихологи, перецентрирование проблемной ситуации.

Значительный вклад в ГП внес Вольфганг Келер. Он изучал обезьян, впоследствии перешел на изучение людей. Келер сформулировал ряд принципов ГП (то есть положений, свойственных данному типу мышления).

Механизмы восприятия целостности врожденны. Если предъявлять только что вылупившимся цыплятам мелкие предметы разной формы, то они будут клевать, в основном, предметы круглой формы. Это узнавание формы существенно для выживания, так как цыплятам не нужно учиться отличать зернышко от других предметов, округлая форма как бы навязывается им с первых попыток добычи пищи. Так же обстоит дело и с младенцем: с самых первых дней он проявляет больше интереса к форме, схожей с человеческим лицом (он задерживает взгляд на лице или его изображении дольше, чем на других предметах).

Решение задачи - «озарение», отчасти независимое от предшествующей деятельности, совершенно противоположное «пробам и ошибкам» из прошлого опыта. Доказательств этому представлению известно немного, главным образом из опытов с высокоразвитыми человеческими обезьянами - орангутангами и шимпанзе. Для них отмечена чрезвычайная легкость переноса основного принципа решения задач на другие аналогичные ситуации. Инсайт в понимании Келера - обретение фигуры и фона и действие на основе сформированного образа.

Были сформулированы ряд закономерностей, которые позже представителями других психологических школ были названы не законами образования гештальтов, а просто отдельными фактами, характеризующими процесс восприятия. Это следующие закономерности:

а) любой предмет или образ, если они имеют для нас какой-то смысл, выступают как фигура на некотором фоне. Восприятие фигуры более структурировано, чем восприятие фона;

б) следующая закономерность - принцип заполнения пробелов. Наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром, добавляя недостающие части. Образование фигур сопровождается чувством удовольствия. Пример — игра «Угадай мелодию».

в) близлежащие элементы воспринимаются группами:

3 4

5 4

4 4

г) схожие элементы самопроизвольно образуют группы (пример - двуцветная клавиатура компьютера - русские буквы напечатаны красным цветом, латинские - черным.). Восприятие организованного пространства обладает преимуществом перед восприятием неорганизованного пространства.

д) для образа характерны: удерживание в памяти, симметричность, неравноправие элементов, подчинение элементов целому.

е) любой образ может подвергаться транспозиции (деформации), оставаясь в своей основе неизменным. Пример: мы можем сильно искажать написание буквы, но, тем не менее, мы ее узнаем. Другой пример: художники часто искажают видение мира, с тем, чтобы подчеркнуть какую-то особенность. Мы узнаем образ, хотя у нас свое представление об этом образе. Вообще, художественное творчество (имеется в виду изобразительное), как считают авторы книги «Красота и мозг» - процесс отметания части информации, несущественной для авторской концепции реальности. Отметание - избирательное уменьшение информации в определенной полосе пространства, то есть формирование структурированной фигуры и менее структурированного фона. Такую же концепцию художественного творчества высказывал и Райнер Мария Рильке, австрийский поэт, основатель экзистенциального искусства. В своей книге «Огюст Роден» он отмечает особенности работы этого скульптора, которые Роден почерпнул у Микеланджело - слабая проработка некоторых деталей скульптуры. Рильке некоторое время был секретарем Родена.

Психические процессы управляются полями медленных потенциалов мозга. Предположение о том, что билатеральная симметрия тела животных, как и симметричное формирование образа, является результатом влияния слабых электромагнитных полей, сформировавших этот тип симметрии, было выдвинуто Вольфгангом Келером.

Итак, что же было положительного в ГП:

в качестве оппозиции ассоциативной психологии предложили целостный подход к изучению психики; Они исходили из положения, что все процессы в природе изначально целостны. Поэтому процесс восприятия определяется не единичными элементарными ощущениями и их сочетаниями, а всем «полем» действующих на организм раздражителей, структурой воспринимаемой ситуации в целом.

второй важный принцип - динамичности, согласно которому течение психических процессов определяется динамическими, изменяющимися соотношениями, устанавливающимися в самом процессе.

Л. фон Берталанфи указывал, что гештальтпсихология была историческим предшественником общей теории систем. Макс Вертгеймер, один из основателей гештальтпсихологии, определил основную проблему ГП как изучение влияния внутренней структуры целого на состояние отдельных элементов, слагающих это целое. До этого полагали, что целое является всего лишь суммой элементов, а гештальтпсихологи показали, что сами элементы зависят от целого. Пример: ребенок читает ДЕТскаЯ литеРАТУра как ДЕТЯРАТУ скалитера.

Существенным же недостатком гештальтпсихологии является то, что методы исследования психики ограничивались описанием наблюдателем содержания своего восприятия. Использование этого метода обогатило исследование восприятия. Гештальтпсихологи считали, что поведение целиком определяется структурой ситуации, при этом затушевывали активную роль личности, противопоставляющей себя ситуации, выделяющей себя из ситуации и преобразовывающей ситуацию. В игнорировании роли личности, заключается ограниченность гештальтистского подхода.

Синтез гештальтпсихологии и бихевиоризма, необихевиористские теории

Первые попытки синтеза бихевиоризма и гештальтпсихологии были осуществлены в 20-е гг. ХХ в. Кларком Халлом и Эдвардом Чейсом Толменом. Одной из причин разрыва с классическим бихевиоризмом было отрицание пассивности организма во внешней среде. По представлениям бихевиористов организм можно уподобить кувшину, в который льются стимулы. Халл и Толмен выдвинули принцип активности организма во внешней среде.

Халл создал теорию, названную «теорией навыков». Она основана на биологических потребностях организма. В классическую пару Стимул-Реакция он ввел еще одно звено - «промежуточные переменные». Получилась формула С-О-Р. Эти промежуточные переменные могут быть разнообразными, они зависят от наследственности особи (для человека - индивидуума), от физиологического состояния, прошлого опыта, от природы стимула. В основе промежуточных переменных лежит стремление к устойчивому состоянию организма, т.е. к поддержанию гомеостаза.

Халл ввел представление о «стремлении к цели». Стремление формируется потребностями, причем интенсивность этого стремления неодинакова на разных этапах достижения цели. Халл говорит о «градиенте цели» - чем ближе к цели, тем выше активность организма. И. П. Павлов ввел понятие «рефлекс цели» раньше Халла. Павлов также раньше бихевиористов ввел понятие «подкрепление». Позже Халл (как и Келер) перешел от изучения животных на изучение человека.

Толмен провозгласил теорию, согласно которой ведущую роль в стремлении к цели играет «познавательный фактор». Путь к цели, по Толмену, - заучивание последовательности стимулов.

Единицей поведения по Толмену является целенаправленный акт, использующий мускульные движения, организованные вокруг цели и направляемыми процессами познания. В ходе анализа внешней среды, считал Толмен, в мозгу животных создаются «познавательные карты», отражающие особенности среды. Толмен изучал научение на экспериментах с крысами с использованием лабиринтов. Свою концепцию он изложил в труде «Целевое поведение у животных и человека».

Толмен считал, что особь учится устанавливать смысловые связи между стимулами, то есть усваивает, говоря словами Толмена, «что ведет к чему». То, что выучено, обнаруживается в деятельности только частично. Он отверг представление о решающей роли двигательной (кинестетической) памяти постановкой экспериментов с лабиринтами. Сначала крыса запоминала путь к цели в лабиринте. Затем лабиринт опускали под воду, и крыса доплывала до цели, повторяя все ей известные ранее повороты. Так как при плавании крыса совершала другие движения, чем при беге, роль кинестетической памяти не могла быть существенной при создании «когнитивных карт».

Эксперименты, приведшие к возникновению понятия «познавательная карта», были следующими. По лабиринту бежала крыса и, достигнув цели, получала пищевое подкрепление. За ней, на прикрепленной тележке, ехала другая крыса, которая не получала подкрепления и не видела, как подкрепление получала первая крыса. Затем пассивную крысу выпускали на исходной позиции, и она находила правильный путь, как и первая крыса, получавшая пищу.

Свой вклад в необихевиоризм Толмен завершил концепцией «ожидания и сравнения». На основе познавательной карты в мозгу создается ожидаемый образ. В результате сравнения ожидаемого образа с действительностью выбирается вариант поведения, который приводит к ожидаемому. Он считал, что ожидаемый гештальт распознается по его знаку. Поэтому теорию Толмена называют - теорией знакового обучения; ввел понятие латентного (то есть скрытого) обучения.

Дополнительно читайте мою книгу

Также она доступна по ссылке

Буду рад комментариям! Спасибо за Ваше внимание

#зоопсихология #психология #этология #инстинкт #рефлекс #образ #психика #поведение #животные #человек #стереотип #реакция #зоология #лекциизоопсихологии #лекции