2K подписчиков

Шольц запретил Путину цитировать И. Канта


"...у России нет права присваивать себе Канта", так как, по мнению Шольца, "вторжение РФ в У*раину противоречит всем основополагающим утверждениям рожденного в Кенигсберге философа".

То, что позиция РФ по У*раине противоречит учению Канта само по себе звучит как форменный идиотизм. Такие заявления довольно симптоматичны в отношении интеллектуальных качеств западной политической элиты. Однако, давайте разберемся в том, что до нас пытался донести канцлер, действительно ли есть противоречие между кантовской философией и путинской политикой?

Известно, что Кант был одним из авторов современного буржуазно-либерального глобализма, сформулировав концепцию "вечного мира". Смысл этой концепции достаточно прост - должен быть некий общий свод правил, ограничивающий суверенитеты отдельных государств в вопросах международных отношений, то есть некое подобие Лиги наций или ООН, но только с одним большим отличием - они должны работать, а это возможно только в том случае, если правила для всех одинаковы, как и последствия для нарушителей правил. Однако мы с Вами видели, что очень хорошие условия для появления такого вечного мира после окончания холодной войны ни чем хорошим не завершились. Это показало уже американское вторжение в Панаму. Единственный оставшийся гегемон не захотел воспользоваться доставшейся ему возможностью стать гарантом "вечного мира", но при этом стал воспринимать мир за пределами своих границ в качестве заслуженного трофея. Резюмируя, следует отметить, что в нынешнем миропорядке правил нет, есть лишь зыбкие договоренности. Поэтому кантовская концепция "вечного мира" не работает. Винить в этом Россию не очень разумно.

Боюсь, что гарант немецкой безопасности не очень соответствует основополагающим "политическим" идеям Канта
Боюсь, что гарант немецкой безопасности не очень соответствует основополагающим "политическим" идеям Канта

Если же Шольц имел в виду не политический, а этический принцип И. Канта - категорический императив, то и здесь возникают сложности. В наиболее распространённой трактовке он звучит так: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали все». Проблема императива достаточно очевидна: всё зависит от исходных посылок.

Последняя очная встреча не только выглядела глупо, но и была таковой.
Последняя очная встреча не только выглядела глупо, но и была таковой.

Последняя очная встреча Шольца и Путина в полной мере показала это. Шольц говорил о недопустимости "продолжения военной агрессии против У*раины", а Путин о недопустимости геноцида русского населения на У*раине. Возвращаясь к категорическому императиву это может выглядеть так.

Шольц: "Если вы не хотите, чтобы все проявляли военную агрессию друг против друга, то тебе не следует проявлять военную агрессию".

Путин: "Если вы хотели бы, чтобы все предотвращали геноцид, то тебе следует предотвратить геноцид".

Другими словами, весь вопрос в трактовке происходящего, а не в том, что чьи-то действия не укладываются в категорический императив Канта. Если бы моральные максимы так легко было бы реализовывать в политике, как нам этого бы хотелось, мы жили бы в совсем ином мире.

Кстати, в нашей традиции преподавания философии в университетах концепциям вечного мира и этики Канта уделяют совсем немного места и это вполне справедливо. Потому как основные достижения Канта лежат в плоскости теории познания, нет смысла их присваивать, они принадлежат всем.