33,8K подписчиков

Портрет эпохи-репрессии в фильме «Софья Петровна», по повести Лидии Чуковской, опубликованной в СССР спустя 48 лет после написания

906 прочитали
«В своей повести я попыталась изобразить такую степень отравления общества ложью, какая может сравниться только с отравлением армии ядовитыми газами. В качестве главной героини я избрала не сестру, не жену, не возлюбленную, не друга, а символ преданности — мать. Моя Софья Петровна теряет единственного сына. В нарочито искаженной действительности все чувства искажены, даже материнское, — вот моя мысль».
Лидия Чуковская

Дочь Корнея Чуковского писала несколько месяцев, с ноября 1939 по февраль 1940 года. Таким образом, эта повесть стала одним из тех немногих художественных произведений о репрессиях, созданных от лица непосредственного очевидца событий.

«В своей повести я попыталась изобразить такую степень отравления общества ложью, какая может сравниться только с отравлением армии ядовитыми газами.

Во многом повесть автобиографична: мужа Чуковской арестовали в 1937 году, и она, так же как её героиня, провела в тюремных очередях слишком много времени. Но в целом её Софья Петровна – образ собирательный. Образ матери, сестры, жены, дочери, чьи близкие попали в огромную мясорубку сталинских репрессий. Женщина, которая сходит с ума одновременно от веры в «справедливость происходящего» и от потери сына.

Лидия Чуковская. Первое издание и современное. Коллаж автора
Лидия Чуковская. Первое издание и современное. Коллаж автора

Двадцать лет повесть «ходила по рукам» от друга к другу. Многие очень высоко оценили прочитанное, сравнивая по силе «Один день Ивана Денисовича» Солженицына.

В начале 60-ых Чуковская делает попытку опубликоваться в нескольких журналах. Безуспешно. В 1963 году «Советский писатель» всё же дает зеленый свет и готовит рукопись в набор. Но в последний момент идет на попятную, ведь сейчас следует восхвалять достижения страны, а не акцентировать внимание на ошибках советской власти. Повесть вновь пошла по рукам, теперь в самиздате. Затем попала за границу (Франция, США), где была опубликована в 1965-1966 годах под названием «Опустелый дом».

В СССР же её впервые опубликовали только в 1988 году! И уже через год вышел фильм.

🎬Софья Петровна (1989)

Кадр из фильма «Софья Петровна», 1989 год, режиссер Аркадий Сиренко
Кадр из фильма «Софья Петровна», 1989 год, режиссер Аркадий Сиренко

1930-е годы, Ленинград. Вдова Софья Петровна Липатова (Анна Каменкова) живет с взрослым сыном Колей (Алексей Земский) живет в комнате коммуналки и служит старшей машинисткой машинописного бюро в крупном издательстве. Софья Петровна грамотный специалист и член месткома, свято верящий в ИДЕЮ. «У нас просто так не сажают» и все в таком духе, характерное для большинства граждан СССР.

А вокруг аресты. И всё сплошь, казалось бы, положительные и уважаемые люди. Например, коллега мужа доктор Кипарисов. Но ничего, разберутся и отпустят, правда же? Вряд ли все они троцкисты-террористы-вредители.

Кадр из фильма «Софья Петровна», 1989 год, режиссер Аркадий Сиренко
Кадр из фильма «Софья Петровна», 1989 год, режиссер Аркадий Сиренко

Софья Петровна дружит с Наташей (Вера Глаголева) – молоденькой коллегой, которую все никак не принимают в комсомол (ведь её отец был полковником царской армии). Наташе очень нравится Коля.

Николай поступает в институт и с другом Аликом едет в Свердловск, как отличник учёбы. Об успехах Коли даже выпускают статью в «Правде». Но однажды вечером к Софье Петровне приезжает один Алик. В Свердловске арестован Коля… И начинается новая жизнь.

Кадр из фильма «Софья Петровна», 1989 год, режиссер Аркадий Сиренко
Кадр из фильма «Софья Петровна», 1989 год, режиссер Аркадий Сиренко

«Многое узнала Софья Петровна за эти две недели — она узнала, что записываться в очередь следует с вечера, с одиннадцати или с двенадцати, и каждые два часа являться на перекличку, но лучше не уходить совсем, а то тебя могут вычеркнуть; что непременно надо брать с собой теплый платок, надевать валенки, потому что даже в оттепель с трех часов ночи и до шести утра будут мерзнуть ноги и все тело охватит мелкая дрожь; она узнала, что списки отнимают сотрудники НКВД и того, кто записывает, уводят в милицию; что в прокуратуру надо ходить в первый день шестидневки и там принимают не по буквам, а всех, а на Шпалерной ее буква 7-го и 20-го (в первый раз она попала в свой день каким-то чудом); что семьи осужденных высылают из Ленинграда и путевка — это направление не в санаторий, а в ссылку; что на Чайковской справки выдает краснолицый старик с пушистыми, как у кота, усами, а в прокуратуре — мелкозавитая остроносая барышня; что на Чайковской надо предъявлять паспорт, а на Шпалерной нет; узнала, что среди разоблаченных врагов много латышей и поляков — и вот почему в очереди так много латышек и полек…
Одного только она не узнала за эти две недели: из-за чего Коля арестован».
Лидия Чуковская

Кадр из фильма «Софья Петровна», 1989 год, режиссер Аркадий Сиренко
Кадр из фильма «Софья Петровна», 1989 год, режиссер Аркадий Сиренко

Через какое-то время Софья Петровна узнает, что сына осудили на 10 лет и выслали неизвестно куда. И начинается вторая часть новой жизни. Косые взгляды коллег (Ирина Розанова в роли Эрны очень убедительна), соседей по квартире, затем логичное увольнение, самоубийство Наташи, потерявшейся в этой новой системе жизни, арест Алика, общение с женой Кипарисова Марией Эрастовной (Лия Ахеджакова), и перенимание опыта родственницы ссыльного.

Кадр из фильма «Софья Петровна», 1989 год, режиссер Аркадий Сиренко
Кадр из фильма «Софья Петровна», 1989 год, режиссер Аркадий Сиренко

Софья Петровна шьет мешки, собирает продукты – ведь как только, так сразу, нужно будет оправлять сыну посылки. В 1938 году приходит письмо, где Коля просит помощи, написать заявление на пересмотр дела, его оболгали и вынудили подписать документы, но Кипарисова, оперируя статьями, уверяет, что так сыну не поможешь, а сделаешь только хуже. И несчастная мать, обезумев от горя, неизвестности и невозможности помочь, потихоньку сходит с ума. Она рассказывает соседям, что Колю оправдали, дали хорошую должность, скоро он женится, (видимо, на уже мертвой Наташе) и все-то у них будет хо ро шо.

Кадр из фильма «Софья Петровна», 1989 год, режиссер Аркадий Сиренко
Кадр из фильма «Софья Петровна», 1989 год, режиссер Аркадий Сиренко

Софья Петровна верит. В несуществующие письма, в счастливое и закономерное спасение единственного ребенка (ведь просто так не сажают, разобрались и отпустили), верит в жизнь, верит в Сталина.

А что ей еще остается?