«В своей повести я попыталась изобразить такую степень отравления общества ложью, какая может сравниться только с отравлением армии ядовитыми газами. В качестве главной героини я избрала не сестру, не жену, не возлюбленную, не друга, а символ преданности — мать. Моя Софья Петровна теряет единственного сына. В нарочито искаженной действительности все чувства искажены, даже материнское, — вот моя мысль».
Лидия Чуковская
Дочь Корнея Чуковского писала несколько месяцев, с ноября 1939 по февраль 1940 года. Таким образом, эта повесть стала одним из тех немногих художественных произведений о репрессиях, созданных от лица непосредственного очевидца событий.
Во многом повесть автобиографична: мужа Чуковской арестовали в 1937 году, и она, так же как её героиня, провела в тюремных очередях слишком много времени. Но в целом её Софья Петровна – образ собирательный. Образ матери, сестры, жены, дочери, чьи близкие попали в огромную мясорубку сталинских репрессий. Женщина, которая сходит с ума одновременно от веры в «справедливость происходящего» и от потери сына.
Двадцать лет повесть «ходила по рукам» от друга к другу. Многие очень высоко оценили прочитанное, сравнивая по силе «Один день Ивана Денисовича» Солженицына.
В начале 60-ых Чуковская делает попытку опубликоваться в нескольких журналах. Безуспешно. В 1963 году «Советский писатель» всё же дает зеленый свет и готовит рукопись в набор. Но в последний момент идет на попятную, ведь сейчас следует восхвалять достижения страны, а не акцентировать внимание на ошибках советской власти. Повесть вновь пошла по рукам, теперь в самиздате. Затем попала за границу (Франция, США), где была опубликована в 1965-1966 годах под названием «Опустелый дом».
В СССР же её впервые опубликовали только в 1988 году! И уже через год вышел фильм.
🎬Софья Петровна (1989)
1930-е годы, Ленинград. Вдова Софья Петровна Липатова (Анна Каменкова) живет с взрослым сыном Колей (Алексей Земский) живет в комнате коммуналки и служит старшей машинисткой машинописного бюро в крупном издательстве. Софья Петровна грамотный специалист и член месткома, свято верящий в ИДЕЮ. «У нас просто так не сажают» и все в таком духе, характерное для большинства граждан СССР.
А вокруг аресты. И всё сплошь, казалось бы, положительные и уважаемые люди. Например, коллега мужа доктор Кипарисов. Но ничего, разберутся и отпустят, правда же? Вряд ли все они троцкисты-террористы-вредители.
Софья Петровна дружит с Наташей (Вера Глаголева) – молоденькой коллегой, которую все никак не принимают в комсомол (ведь её отец был полковником царской армии). Наташе очень нравится Коля.
Николай поступает в институт и с другом Аликом едет в Свердловск, как отличник учёбы. Об успехах Коли даже выпускают статью в «Правде». Но однажды вечером к Софье Петровне приезжает один Алик. В Свердловске арестован Коля… И начинается новая жизнь.
«Многое узнала Софья Петровна за эти две недели — она узнала, что записываться в очередь следует с вечера, с одиннадцати или с двенадцати, и каждые два часа являться на перекличку, но лучше не уходить совсем, а то тебя могут вычеркнуть; что непременно надо брать с собой теплый платок, надевать валенки, потому что даже в оттепель с трех часов ночи и до шести утра будут мерзнуть ноги и все тело охватит мелкая дрожь; она узнала, что списки отнимают сотрудники НКВД и того, кто записывает, уводят в милицию; что в прокуратуру надо ходить в первый день шестидневки и там принимают не по буквам, а всех, а на Шпалерной ее буква 7-го и 20-го (в первый раз она попала в свой день каким-то чудом); что семьи осужденных высылают из Ленинграда и путевка — это направление не в санаторий, а в ссылку; что на Чайковской справки выдает краснолицый старик с пушистыми, как у кота, усами, а в прокуратуре — мелкозавитая остроносая барышня; что на Чайковской надо предъявлять паспорт, а на Шпалерной нет; узнала, что среди разоблаченных врагов много латышей и поляков — и вот почему в очереди так много латышек и полек…
Одного только она не узнала за эти две недели: из-за чего Коля арестован».
Лидия Чуковская
Через какое-то время Софья Петровна узнает, что сына осудили на 10 лет и выслали неизвестно куда. И начинается вторая часть новой жизни. Косые взгляды коллег (Ирина Розанова в роли Эрны очень убедительна), соседей по квартире, затем логичное увольнение, самоубийство Наташи, потерявшейся в этой новой системе жизни, арест Алика, общение с женой Кипарисова Марией Эрастовной (Лия Ахеджакова), и перенимание опыта родственницы ссыльного.
Софья Петровна шьет мешки, собирает продукты – ведь как только, так сразу, нужно будет оправлять сыну посылки. В 1938 году приходит письмо, где Коля просит помощи, написать заявление на пересмотр дела, его оболгали и вынудили подписать документы, но Кипарисова, оперируя статьями, уверяет, что так сыну не поможешь, а сделаешь только хуже. И несчастная мать, обезумев от горя, неизвестности и невозможности помочь, потихоньку сходит с ума. Она рассказывает соседям, что Колю оправдали, дали хорошую должность, скоро он женится, (видимо, на уже мертвой Наташе) и все-то у них будет хо ро шо.
Софья Петровна верит. В несуществующие письма, в счастливое и закономерное спасение единственного ребенка (ведь просто так не сажают, разобрались и отпустили), верит в жизнь, верит в Сталина.