Найти тему

НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША

День памяти 5 мая (18 мая по ст. ст.)

День памяти 5 мая (18 мая по ст. ст.) «Иди в Серпухов, во Владычний монастырь…» Чудная икона Неупиваемая Чаша явилась миру, можно сказать, недавно – в 1878 году.

«Иди в Серпухов, во Владычний монастырь…»

Чудная икона Неупиваемая Чаша явилась миру, можно сказать, недавно – в 1878 году. Богоматерь, особенно любящая Россию, вновь послала русским людям помощь через Свой святой образ.

Кто может знать пути Божии, но можно предположить, что укоренявшаяся в последние столетия немощь русского народа – пьянство – к этому времени уже перешла в грех, и нужна была благодатная помощь заблудшим людям, указание свыше, в чем им надо каяться. А, возможно, эта икона была промыслительно явлена для грядущего ХХ столетия, утонувшего в слезах и вине. Если в конце XIX века почитание этой иконы носило в основном местный характер, о чем свидетельствует отсутствие упоминания о ней в дореволюционной церковной литературе, за исключением нескольких местных статей, то в наше время произошло настоящее прославление этой святыни.

Здесь необходимо заметить, что пьянство не было национальной и исконной чертой русского народа. Пьянство, как пишет Н.П. Оплетин в статье «Миф о русском пьянстве», было не свойственно нашим предкам. «В те времена на Руси не было водки и многих других вредных для здоровья напитков. Пили русичи медовуху (сброженный и очищенный мед), которая лишь укрепляла их здоровье. Вином на Руси угощали только почетных гостей: наливали одну, реже две крохотные рюмочки и подолгу смаковали. Кроме того, вино почиталось лечебным средством от разных хворей.

А как же появилась в России водка? Ведь ее многие ошибочно считают русским “изобретением”. Водка появилась в России всего пять веков назад. Ее завезли генуэзские купцы в 1428 году. Русские не имели никакого отношения к ее «изобретению». Эта “честь” принадлежит арабам. Более того, сразу после знакомства русских с водкой она попала под запрет. Во времена мощного подъема России в XV-XVII веках русские являлись самой трезвой нацией в мире.

Даже иностранцы, бывшие в России в те времена, отмечали, что трезвый образ жизни – национальная черта наших предков. Пить водку русские стали лишь в середине XVI столетия, когда в Первопрестольной был открыт первый “царев кабак”. Правда, поначалу крепость ее была совсем не такой, как сейчас, – всего четырнадцать градусов. Отмечу также, что до конца XIX века водку и другие спиртные напитки в России можно было купить только в питейных домах. И пьянствовала лишь весьма узкая прослойка населения, так как употреблять спиртное разрешалось только в кабаке, а ходить туда было неприлично.

Привычку к водке начал насаждать Петр I, сам большой любитель выпить (чему он, кроме прочего, обучился в “просвещенной Европе”). Хотя справедливости ради стоит сказать, что при Петре I в Сибири действовали «винные статьи» по “кабацкой части”, свидетельствовавшие о том, что он пьяницам особо не благоволил и присваивал им звание “питухов” (кроме того, при Петре состояние опьянения было переведено из разряда “смягчающих обстоятельств” в “отягчающие” – ред.).

Потребление алкоголя в России стало расти лишь к 1914 году, достигнув 4,7 литра на душу населения (сравните с нынешними 18 литрами). Заметим, что уровень потребления алкоголя в Европе и Америке в те годы был в два раза выше, чем в России».

Сказание о явлении чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»» было записано священномучеником Иаковом Бриллиантовым в 1912 году со слов монахини Елизаветы, насельницы Введенского Владычнего женского монастыря, находящегося в городе Серпухове. Напомним, что монастырь этот был основан в XIV столетии по благословению святителя Алексия его учеником Варлаамом.

Обретение иконы «Неупиваемая Чаша» произошло в первый год игуменства матушки Марии (1878 г.). Один крестьянин Тульской губернии Евфремовского уезда, отставной николаевский солдат, с пенсией, имел пристрастие к вину. И, наконец, дошел до нищенского состояния, а потом у него отнялись ноги. Но он продолжал пить. Однажды он видит сон: приходит к нему благообразный старичок и говорит: «Иди в Серпухов, во Владычний монастырь, там, в Георгиевском храме, есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи перед ней молебен и будешь здоров и душою, и телом». Но крестьянин не послушал. Тогда тот же старец явился ему во второй раз и так грозно потребовал исполнить его приказ, что крестьянин немедленно отправился в путь. Двигался он на четвереньках.

На одной из остановок старушка-крестьянка приняла его на ночлег, накормила и, в облегчение болезни его ног, растерла их, и уложила солдата на печь. И вот, ночью, проснувшись, путник почувствовал приятное ощущение в ногах. И с нетерпением дождался утра, чтобы отправиться в дальнейший путь: теперь уже, может быть, не на четвереньках, а на ногах, хотя и с помощью палок! Так дошел он до Серпухова и до Владычнего монастыря. Обут он был в теплые валенные сапоги, несмотря на июль-месяц.

Во Владычнем монастыре он поведал о своих дивных сновидениях послушнице Захарии (в последствии монахиня Елизавета), церковнице при храме великомученика Георгия и настойчиво просил, чтобы был отслужен молебен Божией Матери перед Ее иконой «Неупиваемая Чаша». Но в монастыре никто не знал Богородичной иконы с таким наименованием. Тогда явилась мысль: уж не та ли это икона, которая висит в проходе из Георгиевского храма на колокольню. На ней есть изображение Чаши. И каково же было удивление, когда на обратной стороне этой иконы действительно увидели надпись: «Неупиваемая Чаша». Знаменательно было и то, что когда путника подвели к раке преподобного Варлаама, то в его святом лике он сразу признал того благолепного старца, который явился ему во сне и повелел идти в Серпухов во Владычний монастырь к иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Весть о чудном явлении быстро распространилась по городу Серпухову и затем по ближним и дальним весям Серпуховского уезда и далеко за его пределами. Стали приходить и приезжать одержимые пьянственной страстью, чтобы помолиться Матери Божией пред Ее новоявленною иконою. Некоторые из них позже приезжали снова, чтобы благодарить Царицу Небесную за Ее великие милости, за исцеления.

Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» была прекрасного старинного письма. Многие замечали, что лик Матери Божией «совершенно как живой». Иконография ее, по-видимому, относится к изображению иконы Богородицы «Знамение». Только Богомладенец написан стоящим в Чаше. Чаша с благословляющим Богомладенцем – это Чаша Святого Причащения. Чаша эта воистину есть неупиваемая или неиспиваемая, потому что Агнец ее есть «всегда едомый и никогда неиждиваемый». А Матерь Божия с воздетыми вверх пречистыми руками очевидно ходатайствует, что бы жертва сия – Святая Чаша – была принята в Пренебесный Жертвенник за грешный род человеческий. И также нет другого наиболее верного средства приобрести нам любовь и благоволение Матери Божией, как через Причащение Святых Христовых Таин.

День памяти 5 мая (18 мая по ст. ст.) «Иди в Серпухов, во Владычний монастырь…» Чудная икона Неупиваемая Чаша явилась миру, можно сказать, недавно – в 1878 году.-2

«Прими, великий государь, земной поклон народа своего! Народ твой твердо верит, что отныне былому горю положен навеки прочный конец!»

В Царской России, когда порок пьянства сильно распространился в народе, с ним началась борьба.

Одно из крупнейших благотворительных учреждений, пропагандирующих трезвенный образ жизни, было образовано в 1898 году в Санкт-Петербурге. Его основой явилось Общество распространения религиозно-нравственного просвещения при храме Воскресения Христова, организованное его вторым священником отцом Александром Васильевичем Рождественским. Храм, возведенный в 1894 году, располагался вблизи Варшавского вокзала, в районе, населенном фабрично-рабочим и мелким торговым людом, имевшим большую склонность к пьянству (в многом из-за плохо организованного досуга).

Одной из форм деятельности Александро-Невского общества было убеждение пьющих дать зарок – срочное обещание воздержаться от употребления спиртных напитков, произнесенное в торжественной обстановке богослужения. Основным средством убеждения служили проповеди, беседы и поучения. Они проводились в Воскресенской церкви, и в иных помещениях с привлечением специалистов – врачей и патологоанатомов. За год церковь посещало до миллиона человек. Ежегодно 9 декабря, в день святого Вонифатия, – покровителя трезвенников – происходили торжественные архиерейские богослужения.

За первые десять лет существования общества было зарегистрировано 598 000 трезвенных обещаний, проведено более 11 650 бесед и поучений, организовано около 30 религиозных процессий, в каждой из которых участвовало не менее 100 тысяч человек, устроено около 3 тысяч чтений для народа. В 1911-1914 годы трезвенников, дававших обет трезвения, насчитывалось до 40 тысяч в год.

Одной из форм организации досуга прихожан стало привлечение их к хоровому пению. При обществе были образованы церковно-любительский хор и церковно-народный хор для общенародного пения «за ранними литургиями в воскресения и праздничные дни и всенощным бдением в вечер воскресных и праздничных дней». Обществом было открыты библиотеки, оно развернуло значительную по размаху издательскую деятельность. Общество открыло пять школ и детский сад, через которые в год проходило около 1100 мальчиков и девочек.

В 1912 году император Николай II пожаловал обществу императорскую яхту «Марево» для устройства на ней плавучей церкви и подвижного противоалкогольного музея.

В 1914 общество было преобразовано во Всероссийское Александро-Невское братство трезвости. Его Устав был утвержден 16 октября 1914 года, вскоре после введения «сухого закона». Намеченные планы создания Дома трезвости с музеем, институтом, залом для лекций и чтения, а также устройство приюта алкоголиков и соответствующей ночлежки, остались неосуществленными. Оно было ликвидировано в 1918 году, в двадцатую годовщину своего существования: его имущество было конфисковано, а капитал аннулирован.

Император-страстотерпец Николай II, непрестанно заботившийся о благе народа, единственный из правителей России решился на крайние меры в противостояние «пьянственной страсти» своих подданных. Как пишет Е.Е. Алферьев: «Теперь, несмотря на военное время, государь решительно приступил к осуществлению своей давнишней мечты – искоренению пьянства. Уже давно государь проникся убеждением, что пьянство – порок, разъединяющий русское крестьянство и что долг царской власти – вступить в борьбу с этим пороком. Однако все его попытки в этом направлении встречали упорное сопротивление в совете министров, так как доход от продажи спиртных напитков составлял главную статью – одну пятую – государственных доходов.

В первые дни войны самые трудные вопросы внутренней жизни казались легко разрешимыми. Государь воспользовался этой минутой для того, чтобы провести свою смелую реформу. Сначала запрет на продажу спиртных напитков был введен, как обычная мера, сопровождавшая мобилизацию. Затем, 22 августа, было объявлено, что запрещение остается в силе на все время войны, причем постепенно оно было распространенно не только на водку, но также и на вино, и на пиво. Наконец, государь сказал: «Я уже предрешил навсегда воспретить в России казенную продажу водки». И эти слова монарха соответствовали общему народному мнению, принявшему запрет спиртных напитков, как очищение от греха. Только условия военного времени, опрокинувшие всякие нормальные бюджетные соображения, позволили провести меру, которая означала отказ государства от самого крупного из своих доходов. Ни в одной стране до 1914 года еще не принимались такие радикальные меры борьбы с алкоголизмом. Это был грандиозный, неслыханный опыт.

День памяти 5 мая (18 мая по ст. ст.) «Иди в Серпухов, во Владычний монастырь…» Чудная икона Неупиваемая Чаша явилась миру, можно сказать, недавно – в 1878 году.-3

Всероссийские святыни

В послереволюционные годы монастыри и храмы в Серпухове, как и по всей России, стали уничтожаться. Но икона Богородицы «Неупиваемая Чаша» до 1919 года по-прежнему находилась во Владычнем монастыре, а после его закрытия – в кафедральном соборе Николы Белого на улице Калужской. В 1928 году, когда Серпуховскую кафедру возглавил митрополит Мануил (Лемешевский), было восстановлено почитание образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша», которое к тому времени постепенно приходило в забвение. Однако уже в следующем, 1929 году, Никольский собор был закрыт, и все его святыни сожжены на берегу реки Нары. Иконы с изображением «Неупиваемой Чаши», в том числе подлинник, бесследно исчезли, молебные служения прекратились.

В конце ХХ века вновь появились, сразу даже два, чудотворных списка святого образа «Неупиваемая Чаша». Находятся они в Серпухове, в Высоцком мужском и Введенском Владычнем женском монастырях.

Стараниями настоятеля местного храма Пророка Илии архимандрита Иосифа (ныне митрополит Курганский и Белозерский) в городе была возобновлена дореволюционная традиция Серпуховского Александро-Невского братства трезвости, следуя которой, по воскресным дням стали совершаться молебны об исцелении от недуга пьянства с чтением акафиста Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

В 1990 году архимандрит Иосиф выступил инициатором открытия Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. 10 апреля 1991 года древняя обитель на Высоком, основанная преподобным Сергием Радонежским в 1374 году, вновь начала действовать. Став настоятелем, архимандрит Иосиф перенес молебное служение «Неупиваемой Чаше» в Высоцкий монастырь, и уже в следующем году по его благословению известный российский иконописец Александр Соколов написал со старой фотографии ныне известный во всем православном мире список иконы Богородицы «Неупиваемая Чаша». При письме сохранены все пропорции иконы и академический стиль, характерный для подлинника.

Этот образ Богоматери быстро снискал любовь православного народа, ибо Царица Небесная щедро наделила Свою икону благодатью, которая с первых же дней обильно подается всем с верою и надеждою приходящим к ней. В Высоцком монастыре впервые была составлена служба, издан акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», ранее существовавший в нескольких различных рукописях. Среди верующих этот акафист пользуется особенной любовью и является, наверно, одним из самых читаемых православными людьми.

На сегодняшний день известно множество случаев благодатной помощи и исцелений, полученных от иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», находящейся в Высоцком монастыре. Приведем лишь некоторые свидетельства помощи Небесной Заступницы.

«Приезжал я в монастырь полтора года назад на Рождество, пробыл здесь четыре дня и уехал вполне нормальным человеком. До этого я употреблял наркотики пятнадцать лет, в последние годы дозы были неимоверно высокими, а после монастыря потерял пристрастие к ним. Священник посоветовал приехать в Серпухов к иконе «Неупиваемая Чаша». После моего пребывания в монастыре у меня ни ломок, ни депрессии не было, и домой я поехал, как будто заново родился, для меня все было ново, и на мир я смотрел другими глазами.

Благодаря Матери Божией я исцелился от наркомании. Вот уже два года, как не употребляю наркотики и веду нормальный образ жизни. Испытаний на мою жизнь после того, как я бросил наркотики, выпало очень много, но Матерь Божия не оставляла меня и всегда была со мной. И сейчас, я верю, Она не оставит меня».

Георгий, г. Докучаевск (Украина)

День памяти 5 мая (18 мая по ст. ст.) «Иди в Серпухов, во Владычний монастырь…» Чудная икона Неупиваемая Чаша явилась миру, можно сказать, недавно – в 1878 году.-4

«Меня привело в обитель пьянство родителей. У них пьяные срывы повторялись периодически. Верующими мы не были. Молиться иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» стали в 1996 году. Помощь мы увидели через полгода. Срывы стали гораздо реже. А сейчас родители соблюдают посты, повенчались. Благодарим Божию Матерь, Царицу Небесную и всю братию монастыря за молитвы ко Господу Иисусу Христу».

Лидия, г. Долгопрудный, Московская обл.,14 марта 1998 г.

Знаменательно, что помощь получают не только православные люди, но и некрещеные, и других вероисповеданий, тем самым Богородица указывает им на истинность Православия.

Вглазах верующего народа чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», находящаяся в Высоцком монастыре, стала поистине всероссийской святыней. 30 мая 1997 года по благословению патриарха Алексия II икона «Неупиваемая Чаша» была впервые внесена в Православный церковный календарь, что явилось официальным признанием всероссийского почитания этого образа Богоматери.

А годом раньше, 6 мая 1996 года, в Серпуховском Введенском Владычном женском монастыре, в месте явления святого образа Богородицы в XIX веке, был освящен вновь созданный список чудотворной иконы. Он также прославился многими чудесами, но сестры восстановленной в наше время Владычней обители до сих пор надеются, что Матерь Божия уберегла свою чудотворную икону, и она будет когда-нибудь найдена.

А история создания чудотворного списка такова. В 1995 году, в первый год возрождения Владычнего монастыря, игумения Алексия получила благословение митрополита Ювеналия на возрождение почитания иконы «Неупиваемая Чаша», как явленной в их обители. В этом же году со старой фотографии был написан точный список иконы «Неупиваемая Чаша». Когда образ еще находился у иконописца, произошло первое чудо исцеления от пьянства. «В начале Светлой Седмицы во время Богослужения кто-то поставил на крыльце храма киот, завернутый в портьеру. Все люди из храма вышли, а киот все стоит. Когда сестры развернули ткань, то увидели, что киот старинный, с резьбой и совершенно целый. Все недоумевали, кто бы мог принести его, и дивились неожиданной находке. А когда в пятницу привезли новую икону “Неупиваемая Чаша”, то все удивились еще больше: оказалось, что киот точно подошел к ней по размеру. Так эта икона до сих пор находится в этом киоте. Приблизительно через год пришла в храм женщина, смотрит на икону “Неупиваемая Чаша” и говорит: “Так ведь это мой киот!” Эта женщина рассказала, что когда она принесла в монастырь киот, ее сын бросил пить. Вот ведь как случилось – никто не знал, какая икона будет находиться в этом киоте, а Богородица уже исцелила человека».

С 19 августа 2000 года икона периодически мироточит. Многие люди и целые паломнические группы свидетельствовали, что иногда глаза Богоматери становятся, как живые: прикрываются либо открываются шире. Такое необычайное явление дважды зафиксировано на фотографиях.

Поклониться Матери Божией едут со всех уголков России и даже из других стран, и в монастыре всегда рады паломникам. Славится чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» скорым исцелением страждущих от недугов наркомании, алкоголизма и курения, разрешением жилищных проблем. Люди не только исцеляются от физических недугов, но и изменяют образ жизни, осознают свои грехи, приходят к покаянию и благочестивой жизни.

Сейчас списки с иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» распространены во всем православном мире. Видимым знаком Божественной благодати стало мироточение и кровоточение некоторых икон как в домах верующих, так и в православных храмах. И укрепляются богодарованной милостью спасительной надежды отчаявшиеся и безнадежные, «видяще чудеса преславныя и знамения пречудныя, бываемыя не токмо от иконы Твоея, Богомати, во граде Серпухове явленныя, но и от по подобию сея иконы списанных изображений».

Светлана Рыбакова

Журнал Славянка № 63 май-июнь 2016 г. Помочь Славянке или подписаться на журнал.