Найти тему
Красный телевизор🎬

Новый Фильм «Воздух» - это полный кринж

постер фильма
постер фильма

Военная драма Алексея Германа младшего «Воздух» – это настоящий провал. Фильм с января идет в кинотеатрах, а также можно смотреть в хорошем качестве в онлайн кинотеатрах Кинопоиск и Wink.

Посмотрела фильм и сильно засомневалась в его художественной, исторической, да и идеологической ценности.

Действие фильма происходит на Ленинградском фронте во время Великой Отечественной войны. Начало блокады, идут тяжёлые бои, мы несем большие потери. В авиационный полк, прикрывающий Дорогу жизни с берега Ладожского озера, прибывает подразделение лётчиц — девушек, еще толком не нюхавших пороху. Встреченные скептически однополчанами, девчонки без должной подготовки с ходу отправляются в воздушные бои, и ожидаемо героически гибнут одна за другой.

Главные герои:

– командир авиаполка Алексей Астафьев (Сергей Безруков)

Евгения Белова – самая удачливая из летчиц, в исполнении Анастасии Талызиной (внучки Валентины Талызиной). У Жени не только летный талант, она уже не по годам закалена трудной судьбой: родителей - героев революции расстреляли, росла в детдоме, где занималась балетом, и подвергалась систематическому насилию со стороны одного из воспитателей педофила.

Она уже закалена, но не ожесточена: в первых боевых вылетах она, имея немецкий мессер на прицеле, не стреляет– «не могу по живому».

Командир Астафьев «лечит» эту ее немочь специфически: буквально силой заставляет девушку пристрелить из револьвера невинную, зато «живую» полковую лошадь. Даже не беря в расчет неоправданную жестокость по отношению к беспомощному животному, этот воспитательный прием вызвал недоумение. Лошадь же – тоже боевая единица, собственность Армии, внезапную утрату которой пришлось бы как-то объяснять логично, а не просто бзиком командира.

Алексей и Женя. Кадр из фильма. Убийство лошади
Алексей и Женя. Кадр из фильма. Убийство лошади

Лошадку жалко, но пала она не зря, в последующих боевых вылетах Евгения беспощадно сбивает немецкие самолеты, добавляя одну за другой символические звездочки за сбитых немцев на борт своего самолета, и к концу фильма становится легендой, о которой пишут в полевых газетах, и на которую равняются начинающие летчицы (скопировано с «Битвы за Севастополь»).

В фильме фоном детально показываются и все ужасы в блокадном городе (дети, ловящие крыс на городских кладбищах и снимающих одежду с трупов, похороны бессчётных погибших в братских могилах), и опасности самой Дороги жизни, (беспощадные бомбардировки эвакуируемых обессиленных детей, женщин, стариков, раненных), и жестокость войны в боевых окопах. Все эти жуткие военные хроники идут рэндомной перебивкой с основной линией без сюжетной привязки.

Честно говоря, при просмотре складывается впечатление, что главной целью сценаристов было вышибить из зрителей слезу любой ценой. Например, совершенно дикий эпизод с младенцем «Степаном», когда Женю, перегонявшую самолет из партизанской базы, находящеся где-то в лесу, через линию фронта в Ленинград, одна из партизанок на коленях умоляет взять с собой в Ленинград ее грудного, но «очень тихого» сына и отдать его бабушке, якобы работающей в Эрмитаже,не взирая на доводы Жени, а если бабка вообще не выжила (– тогда сдашь в детдом, все лучше, чем здесь), а если самолёт немцы собьют? (– значит собьют). Везти на военном самолете через линию фронта грудного ребенка в блокадный город, где дети тысячами умирают от голода к какой-то мифической бабке?

кадр из фильма. Передача Степана.
кадр из фильма. Передача Степана.

Скорее, женщина просто хотела избавиться от ребенка чужими руками.

В полете, как только начинается "замес", ребенок ожидаемо впадает в истерику, не давая летчице никаких шансов отбиться от самолета преследователя. Евгения, не зная даже имени ребенка, символически нарекает его Степаном, и весь бой уговаривает малыша не орать, потерпеть и т.п. В итоге, «Степан» таки словил свою пулю и погиб, (немец, правда, тоже).

Женя идет в Эрмитаж, где единственная оставшаяся сотрудница музея пишет копии известных картин «для себя» (ох, не так мы представляли работу эвакуированного Эрмитажа в годы войны).

Блокадный Эрмитаж. кадр из фильма
Блокадный Эрмитаж. кадр из фильма

А бабки на работе вообще нет, она,видишь ли, в театре, смотрит оперу, вот и билетик есть на соседнее место. В театре, бабушка Степана, слишком увлечена оперой, чтобы вот так сразу узнать о судьбе внука от какой-то «некультурной» незнакомки.

Кадр из фильма Блокадный театр музкомедии.
Кадр из фильма Блокадный театр музкомедии.

В чем задумка всего этого пассажа остается только гадать. Демонстрация величия культурной столицы в годы блокады?

Единственное моральное оправдание вписания в фильм всех этих ужасов воины нахожу в реплике одного из героев

«Народ наш – это боль этого мира. Этим мир и спасаем. Берем на себя его ужасы, ошибки, страдания. В этом есть что-то страшное и возвышенное.»

Может в этом и должна была быть и миссия фильма – еще раз подчеркнуть великую роль России в спасении мира от фашисткой чумы, поэтому фильм еще до российской премьеры заявили на кинофестивали, и его мировая премьера состоялась на ежегодном Токийском международном кинофестивале еще в 2023 г. задолго до российской премьеры, правда, без особого успеха.

Отмечу, что Безруков в роли жесткого, но не лишенного романтизма командира полка, вышел неубедительно. Слишком сложный образ Алексея Астафьева раскрыт поверхностно, отчасти поэтому многие ключевые события с его героем в фильме случаются как бы вдруг, с того ни с сего, без всякой подводки, что лишает фильм сюжетной целостности.

В частности, любовная линия между командиром полка Алексеем и командиром летчиц Ритой (Елена Лядова) дается полунамеком и, если бы не скупая мужская слеза Астафьева при гибели Риты, о ней можно было бы даже и не догадаться.

Рита и Алексей Астафьев. Кадр из фильма
Рита и Алексей Астафьев. Кадр из фильма

Еще возмутил эпизод с одиозным сексуальным нападением на Женю однополчанина Кирилла. Без какой-то сюжетной подводки, хотя бы малейшей провокации с ее стороны, в результате невнятной словесной перепалки он внезапно бросается на нее, но получает решительный отпор (девочка все детство боролась с насильником).

Этот эпизод сам по себе не вяжется ни с общей героической линией, ни с исторической достоверностью (да откуда такое в доблестной советской армии)?!

Но дальше больше. Справившись с этим мужиком, хрупкая Евгения хладнокровно без суеты сует ему пистолет в рот (!) и без колебания его убивает. Стрелять «по живому» ей уже не привыкать, причем это 100% не самооборона и не случайный выстрел в борьбе.

Кадр из фильма. Женя убивает Кирилла
Кадр из фильма. Женя убивает Кирилла

Что этим хотели показать, внутреннюю трансформацию героини под влиянием войны? По мне так просто отвратительно вообще эксплуатировать эту чувствительную тему в таком контексте! От трибунала девушку спасают однополчане, которые, правильно поняв случившееся, посетовав, «что ж сразу в голову, можно было б же в ногу, хотя бы» (т.е. и они не испытали иллюзий, что это не самооборона, а хладнокровное убийство, скорее всего из мести, ч т.ч. за ее детские страдания от педофила), решают взять вину на себя (бросив жребий, кто именно из них двоих подставится).

Ну и апофеоз абсурда: как гром среди ясного неба вскоре после этого инцидента Женя с того ни с сего признается в любви едва отошедшему от потери Риты Астафьеву и буквально набрасывается на него с поцелуями (именно так себя обычно и ведут жертвы изнасилований, в т.ч. совсем недавних, да?).

Командир столь же ошарашен, как и зритель. Финал этого боевого романа - просто картина маслом – в чистом поле Евгения вещает Алексею о том, почему ей важна эта любовь, какие у нее надежды и т.д. и т.п., но в какой-то момент, не дождавшись ответа, прерывает свой эпичный монолог и обнаруживает предмет своих пылких чувств бездыханным неподалеку. Не имея похоже никаких навыков оказания первой помощи (серьезно? Женщина войне не может хотя бы попытаться сделать банальную СЛР?), героиня лишь истошно вопит в пустоту «Сюда, сюда!». В итоге, бесславная и глупая смерть командира от остановки сердца. Женя вскоре тоже погибает в воздушной схватке с немцами.

Удивительно, но довольно мрачный фильм заканчивается на позитиве – спустя 2 года войны в полк возвращается живой и невредимой пропавшая ранее подруга Жени летчица Маша (Кристина Лапшина) (сбили, прыжок, спрятала бабка в деревне, перешла фронт, проходила проверку), в смерть которой Женя никогда не хотела верить и в итоге оказалась права, хотя сама и не дожила до этой встречи. Но что еще лучше, к радости летчиков, в полк якобы прислали долгожданные новые самолеты, которые «и маслом не брызжут на летчиков» и вообще практически также хороши, как и мессеры, а значит, победа не за горами!!

Вот такое смешанное впечатление от «Воздуха». Получилось не самое удачное раскрытие темы женщин на войне. Возможно, заодно хотели еще и снова напомнить о блокаде всему миру к юбилейной годовщине снятия.

Лейтмотивом в фильме также обсуждается дилемма «что важнее, Родина или человек?» Вначале заявляется без рассуждений, что Родина важнее и точка. Однако ближе к концу Женя, наставляя летчицу-новичка, говорит, что поняла теперь, что

одинаково важны и Родина, и человек, потому что «Без нас – нет Родины».

И с этим не поспоришь. Актуально на фоне текущей патриотической поветски.

Заинтересовались? А может уже смотрели фильм? Согласны со мной или понравился?