ЧТО ТАКОЕ ПОСТНАЯ ТРИОДЬ?

В Великий пост богослужения наполняют храмы особой атмосферой, уникальными, свойственными только для этого периода года песнопениями и текстами, которые настраивают на покаянный лад, вдохновляют на...

В Великий пост богослужения наполняют храмы особой атмосферой, уникальными, свойственными только для этого периода года песнопениями и текстами, которые настраивают на покаянный лад, вдохновляют на телесные и духовные подвиги. Это заслуга главной книги Святой Четыредесятницы — Триоди постной. Если внимательно слушать слова молитв на службе, то можно понять, что наши постовые труды должны не тяготить нас и вводить в уныние, но наоборот — окрылять и радовать душу. Молитвословия называют пост временем светлым и веселым, а правильное покаяние — радостотворным.

Почему Триодь — это учебник покаяния? Какие духовные глубины скрывает в себе эта книга? Почему стоит начать читать ее самостоятельно в дни Святой Четыредесятницы, в особенности если вы не имеете возможности бывать в храме на богослужениях будних дней? Ответам на эти вопросы посвящена наша статья.

Содержание Постной Триоди

Триодь постная (в переводе с греческого triodion означает «три песни») — это богослужебная книга, содержащая молитвословия (в том числе уникальные трехпесенные каноны) и паремии (чтения из книг Бытие, Исход, Притчи и Иова) для служб Великого поста, включая Страстную Седмицу, а также трех недель, предшествующих Четыредесятнице. Продолжением Триоди постной является Триодь цветная, которая предназначена для служб Пасхального периода.

Содержание Триоди корректировалось и дополнялось на протяжении многих веков. Согласно исследованиям, самое раннее песнопение в этой книге относится к V, а самое позднее — к XIV векам. Среди примерно двадцати авторов молитвословий Триоди — святые Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Косма Маюмский, Лев Мудрый, Феофан Начертанный. Все триодные песнопения происходят от припевов, которыми сопровождали исполнение библейских псалмов и песней первые христиане.

В Великий пост богослужения наполняют храмы особой атмосферой, уникальными, свойственными только для этого периода года песнопениями и текстами, которые настраивают на покаянный лад, вдохновляют на...-2

Проблема незнания текстов Триоди

Еще в начале ХХ века известный русский литургист Алексей Дмитриевский высказал свое огорчение тем, что христиане стали неправильно понимать смысл Великого поста. Корень проблемы он видел в плохом знании текстов постной Триоди.

Это можно считать актуальным и в наши дни. Если рядовой мирянин практически не бывает на великопостных богослужениях будних дней и не читает Триодь самостоятельно, то красота и глубина текстов главного учебника поста остается для него попросту закрытой, неведомой.

При знакомстве с содержанием постной Триоди явно видно, что сугубо покаянные мотивы в ней тесно переплетены с пасхальной радостью. Подтверждая евангельское учение Христа о посте (Мф. 6:16-17), Триодь сообщает нам, что для христианина пост — это духовный праздник.

В Великий пост богослужения наполняют храмы особой атмосферой, уникальными, свойственными только для этого периода года песнопениями и текстами, которые настраивают на покаянный лад, вдохновляют на...-3

5 причин открыть для себя Триодь

Можно выделить несколько причин открыть для себя постную Триодь и хотя бы понемногу читать ее самостоятельно.

Причина первая: излечиться от духовного авитаминоза. Зачастую, а особенно — вне поста, мы расслаблены, мало уделяем внимания молитвам и далеко не всегда проникаемся их содержанием, прочитываем, не прилагая сердца. Тем самым мы во многом лишаем себя заложенной в священных словах духовной силы. Отсюда невнимание многих к своей жизни, которая каждый день приближает нас к кончине и встрече со Христом лицом к лицу. Такая недальновидность и  склонность к расточению драгоценного времени в пустых делах и есть духовный авитаминоз.

Прп. Паисий Святогорец наставлял, что необходимо стараться «каждый день хоть немного времени уделять духовному чтению и молитве. Чтение, молитва, псалмопение — это витамины, которые нужны душе каждый день».

В Великий пост богослужения наполняют храмы особой атмосферой, уникальными, свойственными только для этого периода года песнопениями и текстами, которые настраивают на покаянный лад, вдохновляют на...-4

Ежедневное чтение постной Триоди — хотя бы нескольких тропарей и стихир — уже будет включать в богослужебный ритм, которым живет Церковь в пост. И даже одна стихира способна повернуть что-то в душе человека к лучшему, духовно обогатить его.

«Постяшеся, братие, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды; расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб, и нищие бескровные введем в домы: да приимем от Христа Бога велию милость» (Стихира в среду 1-й седмицы на вечерне).

Перевод на русский: «Братие, постясь телесно, будем поститься и духовно: развяжем всякие союзы неправды, расторгнем препятствия к нужным изменениям, разорвем неправедные писания. Дадим алчущим хлеб, и приютим нищих и бездомных, дабы получить от Христа Бога великую милость».

В Великий пост богослужения наполняют храмы особой атмосферой, уникальными, свойственными только для этого периода года песнопениями и текстами, которые настраивают на покаянный лад, вдохновляют на...-5

Причина вторая: услышать горькую правду о себе и начать меняться. Постную Триодь называют учебником покаяния, потому что ее тексты прямо и правдиво указывают нам на наши духовные несовершенства, ошибки и учат верному взгляду на жизнь. Например, уже на сырной седмице мы слышим предупреждение от формального исполнения поста только лишь воздержанием в пище.

«От брашен постяшися душе моя и страстей не очистившися, всуе радуешися неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидена будеши от Бога. И злым демоном уподобишися, николиже ядушим. Да не убо согрешающи, пост непотребен сотвориши: но непоколебима к стремлениям безместным пребывай, мнящи предстояти распятому Спасу, паче же сраспятися тебе ради распеншемуся…» (Песнопение в среду сырной седмицы).

Перевод на русский: «Напрасно ты радуешься, о душа, что воздерживаешься от пищи, тогда как от страстей ты не очищена. В тебе нет желания исправления, ты будешь в презрении, как лживая, пред очами Бога, ты будешь сравнена с злыми демонами, которые никогда не едят! Если ты будешь продолжать грешить, твой пост будет бесполезен; поэтому стремись постоянно стоять перед Распятым Спасителем, или скорее стремись сораспяться Ему, Который был распят для твоего спасения…»

Триодь открывает нам глаза на самих себя, думающих порой, что мы не такие уж и грешные, раз живем по заповедям, регулярно посещаем храм и приступаем к Таинствам, молимся и постимся. Заставляет задуматься, какие мы на самом деле, если даже святые мыслили о себе так…

«Не бысть в житии греха, ни деяния, ни злобы, еяже аз, Спасе, не согреших, умом, и словом, и произволением, и предложением, и мыслию, и деянием согрешив, яко ин никтоже когда» (Из 4-й песни Великого канона Андрея Критского).

Перевод на русский: «Нет в жизни ни греха, ни деяния, ни зла,  в которых бы я, Спаситель, не погрешил  умом, и словом, и произволением,  и намерением, и мыслью, и делом согрешил,  как никто иной никогда».

В Великий пост богослужения наполняют храмы особой атмосферой, уникальными, свойственными только для этого периода года песнопениями и текстами, которые настраивают на покаянный лад, вдохновляют на...-6

Причина третья: понимать истинный радостный смысл поста. В настоящее время нередко можно столкнуться с отрицательным восприятием Великого поста, как вызывающего известные «неудобства». Мы на них смиренно соглашаемся ради Христа, думая, что это зачтется нам как заслуга и приведет к «оправданию» Господом. Однако, судя по содержанию великопостных стихир, их авторы понимали пост совершенно противоположно. В текстах Триоди много о радости, свете, надежде на жизнь вечную со Христом в Царствии Небесном.

«Время веселое поста, темже чистоты световидныя и любве чистыя, молитвы светозарныя, и вся кия иныя добродетели насытившеся богатно, светло возопиим…» (Фрагмент стихиры в среду 2-й седмицы).

Перевод на русский: «Время поста — время радостное светлой чистоты, чистой любви, светозарной молитвы; насытившись обильно всякой другой добродетелью, радостно воззовем…».

Епископ Диоклейский Каллист (Уэр) в своем творении о Великом посте пишет, что ранние христиане воспринимали Великий пост как десятину Богу своего времени, которое нам не принадлежит, но ежедневно даруется нам Господом. «Для израильтян принесение десятины было временем радости, приобретением, а не лишением». Воспринимая пост с таким отношением — как возможность дарения Богу своей десятины — мы тоже можем найти в нем радость.

«Светло усрящим поста вход вернии, и да не сетуем...»; «День един убо, рече, житие всяко земных: труждающимся от любве четырядесять суть дней поста, яже совершим светло». (Из канона утрени в понедельник первой седмицы).

Перевод на русский: «С радостью встретим начало поста, и да не будем сетовать…»; «Как один день, сказано, время жизни всех, кто на земле. Для трудящихся же с любовью есть сорок дней поста. Проведем же их с радостью!»

В Великий пост богослужения наполняют храмы особой атмосферой, уникальными, свойственными только для этого периода года песнопениями и текстами, которые настраивают на покаянный лад, вдохновляют на...-7

Известный проповедник протоиерей Александр Шмеман в свою очередь толкует, что радость поста следует находить в возвращении к «нормальной» жизни, к тому благодатному «посту», который нарушили наши праотцы Адам и Ева.

«Постное завещание радостно восприимем: аще бо бы сие праотец сохранил, Едемского отпадения не прияли быхом…» (Стихира на утрене в пятницу 1-й седмицы).

Перевод на русский: «С радостью воспримем завещание поста! Если бы праотец наш (Адам) не нарушил поста, мы не были бы лишены рая…».

Причина четвертая: найти интересные толкования образов Ветхого Завета. Главная богослужебная книга Великого Поста полна примеров и осмыслений образов из ветхозаветной истории. Переплетение смыслов ветхозаветных и новозаветных книг в Триоди показывает, что святые отцы все  библейские книги считали важными. Они часто использовали библейские аллегории для передачи примеров к подражанию добродетелям или уклонению от пагубного.

Так, например, в каноне прп. Андрея Критского можно встретить толкование двоеженства патриарха Иакова:

«Жены ми две разумей, деяние же и разум в зрении, Лию убо деяние, яко многочадную; Рахиль же разум, яко многотрудную; ибо кроме трудов, ни деяние, ни зрение душе, исправится».

Перевод на русский: «Под двумя женами понимай деятельность и разумение в созерцании: под Лиею, как многочадною, — деятельность, а под Рахилью, как полученной через многие труды, — разумение, ибо без трудов, душа, ни деятельность, ни созерцание не усовершенствуются».

Здесь прп. Андрей духовно толкует Библию (см. Быт. 30:11; 31) так, что первая жена Иакова Лия, родившая ему шестерых сыновей, — символ неустанного труда. Рахиль же, вторая и любимая жена Иакова, — символ труда духовного, невидимого, образ созерцания. И без этих двух начал невозможен путь спасения человека.

В Великий пост богослужения наполняют храмы особой атмосферой, уникальными, свойственными только для этого периода года песнопениями и текстами, которые настраивают на покаянный лад, вдохновляют на...-8

В другом фрагменте Триодь очень неожиданно толкует, казалось бы, грех убийства — как добродетель победы над грехом:

«Яко Моисей великий египтянина, ума, уязвивши окаянная, не убила еси, душе; и како вселишися, глаголи, в пустыню страстей покаянием?»

Перевод на русский: «Подобно великому Моисею, поразившему египтянина, ты не умертвила, несчастная душа, гордого ума; как же, скажи, вселишься ты в пустыню от страстей через покаяние?»

Этими словами прп. Андрей напоминает нам историю убийства Моисеем жестокого египтянина-надсмотрщика, избивавшего раба-еврея  (см. Исх. 2:11-12). Из-за этого преступления Моисей был вынужден скрываться от властей в других землях. И вскоре наткнулся на Неопалимую купину (несгораемый куст), через который Бог призвал его к пророческому служению и выведению израильского народа из египетского рабства. Согласно аллегорическому толкованию Библии, «убить египтянина» в себе — значит преодолеть мучимый душу греховный помысел. Чтобы, победив искушение, человек смог ощутить в себе глас Господа.

В Великий пост богослужения наполняют храмы особой атмосферой, уникальными, свойственными только для этого периода года песнопениями и текстами, которые настраивают на покаянный лад, вдохновляют на...-9

Причина пятая: глубже понимать смысл и настроение каждой недели поста и помнить, к чему он ведет. Если Воскресные богослужения стараются посещать все христиане, то красота и богатое содержание будних служб доступно не каждому. Именно поэтому ценно читать тексты Триоди самостоятельно.

Например, в будни первой седмицы поста Церковь постовыми песнопениями зовет и укрепляет христиан начать «всечестное воздержание», учит доброму посту, «благоугодному Господеви», раскрывает цель и значение поста.

«Сытость возненавидевши страстей, напитайся добрых сладостною пищею и усладися паче от поста сладостию, горести сластей уклоняющися, смиренная душе моя, и поживи во веки». (Из 8-й песни канона в понедельник 1-й седмицы).

Перевод на русский: «Возненавидев отвратительную сытость страстности, напитайся изысканными блюдами добродетелей и насладись сладостью поста, уклоняясь от горечи сластей, смиренная душа моя, и живи вечно».

Во вторую седмицу Церковь продолжает подвигать нас на пост, молитву, покаяние, благотворение и прочие богоугодные труды, приводя яркие примеры из Священного писания:

«Дивное оружие молитва и пост: сей Моисеа законописателя показа, и Илию о жертвах ревнителя. В том пребывающе вернии, Спасу возопиим: Тебе единому согрешихом, помилуй нас». (Стихира после 9-й песни канона понедельника 2-й седмицы).

Перевод на русский: «Дивное оружие — молитва и пост; он (пост) Моисея показал писателем законов и Илию ревнителем о жертвах; укрепившись им, будем, верующие, взывать к Спасителю: Пред Тобою Единым согрешили, помилуй нас».

В Великий пост богослужения наполняют храмы особой атмосферой, уникальными, свойственными только для этого периода года песнопениями и текстами, которые настраивают на покаянный лад, вдохновляют на...-10
«Постився Елисей воскреси умерша отрочища, якоже есть писано: и мы постящеся, плотская мудрования умертвити вернии потщимся, да жизнь тамо получим». (Из 9-й песни канона среды 2-й седмицы).

Перевод на русский: «Как написано, постясь, Елисей воскресил умершую отроковицу, так и мы, верующие, постясь, умертвим в себе плотское, земное мышление и тогда обретем жизнь».

В будни третьей седмицы, постная Триодь рисует новые примеры благочестивого подвижничества святых. Например, призывает укрощать страсти постом, как «Даниил в рове зверей укрощал», неся подвиг воздержания. И убивать в себе инородные страсти, «подражая чудному Гедеону, поразившему мадиамлян» (Из разных песней канона в понедельник 3-й седмицы).

Кроме того, в песнопениях этой седмицы звучат мотивы предпразднства Крестопоклонной недели:

«Плоть очистивших от воздержания, и в молитвах просветивших души наша Господи, честный Крест Твой и святый сподоби нас видети, и со страхом поклонитися в песнех поющих…» (Седален на утрени пятницы 3-й седмицы).

Перевод на русский: «Очистив нашу плоть через воздержание и просветив наши души в молитвах, удостой нас, Господи, увидеть Крест Твой святой и достойный чести, и поклониться Ему, прославляя в песнопениях…»

Во всю четвертую Крестопоклонную седмицу главной темой песнопений Триоди становится прославление святого Креста. Триодь самыми высокими словами воспевает Животворящий Крест Господень:

«Ныне Кресту покланяющеся, вси воззовем: радуйся, Древо жизни. Радуйся, скиптре святый Христов. Радуйся, человеков слава небесная. Радуйся, верных похвало. Радуйся, державо веры. Радуйся, оружие непобедимое. Радуйся, врагов отгнание. Радуйся, сияние светлое, спасительное миру. Радуйся, мучеников велия славо. Радуйся, сило праведных. Радуйся, ангелов светлосте. Радуйся, всечестне» (На «Господи воззвах» в понедельник вечера 4-й седмицы).

Перевод на русский: «Сегодня поклоняясь Кресту, все воскликнем: приветствуем Тебя, Древо жизни (символ вечной жизни). Приветствуем Тебя, святой скипетр Христов. Приветствуем Тебя, небесная слава людей. Приветствуем Тебя, хвала верующих. Приветствуем Тебя, держава веры. Приветствуем Тебя, непобедимое оружие. Приветствуем Тебя, отгонитель врагов наших. Приветствуем Тебя, озаривший мир светом спасения. Приветствуем Тебя, великая слава мучеников. Приветствуем Тебя, сила праведных. Приветствуем Тебя, освещающий ангелов. Приветствуем Тебя, достойный всякого почитания».

В Великий пост богослужения наполняют храмы особой атмосферой, уникальными, свойственными только для этого периода года песнопениями и текстами, которые настраивают на покаянный лад, вдохновляют на...-11

Особенностью пятой седмицы является ободрение христиан в несении постнических подвигов с мыслью, что половина поста уже позади и уже близко Воскресение Христово.

«Преполовивше сей священный пощения путь, к будущему радостию потецем, благотворения елеем души помазавше, яко да сподобимся Христа Бога нашего, и Божественным страстем поклонитися, предварити и страшное и святое Воскресение» (Вечерняя стихира в понедельник 5-й седмицы).

Перевод на русский: «Пройдя половину пути священного поста, с радостью устремимся в будущее, помазав душу маслом доброделания. И удостоившись милости Христа Бога нашего, поклонимся Божественным страданиям, предваряющим страшное и святое Воскресение».

Также на этой седмице в песнопениях раскрываются особые дни Марииного Стояния и Субботы Похвалы Пресвятой Богородицы.

На шестой седмице слышим песнопения о Евангельской притче про богача и Лазаря, которая вспоминается в воскресный день 5-й седмицы.

«Богатаго немилостиваго подобия, и неподатнаго нрава, избави мя Христе Боже, Крестом Твоим очищение грехов наших сотворивый: Лазаря же нищаго благодарственному терпению, ревнителя покажи, и недр патриарха Авраама не отчужди мене, великия ради Твоея милости» (Песнопение в пятницу 6-й седмицы).

Перевод на русский: «От подобия на немилосердного богача с его жадной натурой убереги меня, Христе Боже, Крестными страданиями очистивший нас от грехов. Сделай же меня ревнителем в достижении благодарного терпения нищего Лазаря. И от наследия патриарха Авраама не отлучи меня по великой Твоей милости».

Вместе с тем на этой неделе звучат песнопения предпразднства Лазаревой Субботы и Недели Ваий.

«Грядущу Ти к Виффагии, топтание Твоих ног, враг ощущаше ад, и ногама Лазаревыма прикасашеся, глаголя: аще восхощет звати тя жизнь, не обленися, но изыди: разумех бо мое разрушение вскоре» (Из 8-й песни канона на утрени в пятницу 6-й седмицы).

Перевод на русский: «Приближение Твое к Вифании и шаги Твои ощущал враг рода человеческого в аду. И, касаясь ног Лазаря, смерть говорила ему: если захочет Господь вернуть тебя к жизни, не ленись, но иди, ибо предчувствую свое скорое разрушение».

В Великий пост богослужения наполняют храмы особой атмосферой, уникальными, свойственными только для этого периода года песнопениями и текстами, которые настраивают на покаянный лад, вдохновляют на...-12

Каждый день Страстной седмицы посвящен последовательному воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданий, смерти и погребения. Раскрывая перед нами великие эти события, песнопения дополняют чтения Страстных Евангелий, так что богослужение этой седмицы дает нам возможность мысленно переноситься в последние дни жизни Спасителя и сострадать Ему.

«Страстей Господних начатки, настоящий день светлоносит. Приидите убо празднолюбцы, усрящим песньми: Создатель бо грядет Крест прияти, испытания и раны, Пилатом судимь. Темже и от раба ударен быв по главе, вся терпит, да спасет человека. Сего ради возопиим Ему: Человеколюбче Христе Боже, прегрешений даруй оставление, покланяющимся верою пречистым страстем Твоим» (Седален в начале утрени Великого Понедельника).

Перевод на русский: «Начало Страстей Господних настоящий день светло приносит. Придите же, любящие праздновать, встретим его песнопениями: ибо Создатель приходит принять Крестные страдания, дознания и раны на суде Пилата. Оттого, получив от раба удар в лицо, Он все терпеливо переносит, что хочет человека спасти. Поэтому возгласим Ему: “Человеколюбивый Христе Боже, даруй отпущение грехов нам, поклоняющимся с верою пречистым страданиям Твоим!”»

В Великий пост богослужения наполняют храмы особой атмосферой, уникальными, свойственными только для этого периода года песнопениями и текстами, которые настраивают на покаянный лад, вдохновляют на...-13

Последний день чтения постной Триоди — Великая Суббота.

В то же время на протяжении всего Великого поста через песнопения Триоди проходят темы Креста Господня, Его Воскресения и ликующей радости приближающейся Пасхи.

«Да достойни будем причастия Агнца, за мiр закланнаго волею Сына Божия и духовно празднуем из мертвых Спасово Воскресение» (Стихира на вечерне вторника 1-й седмицы).

Перевод на русский: «Будем же достойны причащения Агнца Христа, который был заклан за весь мир по воле Его как Божиего Сына, и будем духовно праздновать Воскресение из мертвых нашего Спасителя».

«Постивыйся нас ради, и распятие претерпевый, неосуждены нас сподоби, причаститися и Божественныя Пасхи Твоея…» (Фрагмент стихиры на Господи воззвах в четверг 4-й седмицы).

Перевод на русский: «Постившийся ради нас и Претерпевший распятие на кресте, удостой нас неосужденно причаститься и Божественной Пасхи Твоей...»

Церковь постоянно напоминает: как бы ни был труден наш путь, он ведет к трапезе со Христом в Царствии Небесном. И именно ожидание и предвкушение Пасхальной радости мы должны нести в своем уме и сердце в период поста, видя в этом смысл своих трудов и подвигов.

В Великий пост богослужения наполняют храмы особой атмосферой, уникальными, свойственными только для этого периода года песнопениями и текстами, которые настраивают на покаянный лад, вдохновляют на...-14

Мы лишь отчасти погрузились в дивный мир текстов Постной Триоди, только бегло проследовали по нескольким ее строкам. Надеемся, что дальше вы продолжите открывать ее красоты и глубину для себя сами. Ведь, как писал протоиерей Александр Шмеман, «Постная Триодь — неизвестная, забытая книга!» Но «в ней мы можем найти возрождение, приобрести вновь дух не только Великого Поста, но и всего Православия, «Пасхального» образа жизни, смерти и вечности».

В Великий пост богослужения наполняют храмы особой атмосферой, уникальными, свойственными только для этого периода года песнопениями и текстами, которые настраивают на покаянный лад, вдохновляют на...-15

КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ