Персидская Сказка день за днем – 11. Формула Персидской Роскоши - традиционные искусства и ремесла. Или не коврами едиными жив Иран! Ч. 2

Авторское путешествие в Иран – Путешествие в Персию - отдых в Иране – Исфахан - народные промыслы Ирана - традиционные персидские ремесла - минакари – персидская эмаль – фирузекуби – изделия из бирюзы - хатам – инкрустация металлом и перламутром – персидские миниатюры

» смотреть начало

Конфетница в технике минкари, которые я привезла из Ирана
Конфетница в технике минкари, которые я привезла из Ирана

Следующим традиционным персидским ремеслом, с которым мы близко познакомились в одной из мастерских Исфахана, расположенной близ площади Нагше Джахан, было Минакари - искусство нанесения цветной эмали.

Исфахан. Разнообразные изделия в технике минакари в магазине-мастерской
Исфахан. Разнообразные изделия в технике минакари в магазине-мастерской

Надобно сказать, что до приезда в Иран о персидском искусстве обжига и росписи эмали я имела весьма смутное представление.

Слово بهشت «мину» пришло из древнеперсидского языка, оно обозначает «рай, небеса». Таким образом, Минакари – Небесная Глазурь, Эмаль.

Ведь в традиционном минакари преобладающий цвет — синий.

Исфахан. Магазин-мастерская минкакри, где представлены разные оттенки росписи
Исфахан. Магазин-мастерская минкакри, где представлены разные оттенки росписи

Древние эмалированные изделия минакари, сохранившиеся до наших дней в музеях разных стран, свидетельствуют о том, что иранские мастера работали в этой технике, начиная с почтенных времен династий Ахеменидов (VI – IV вв. до н. э.) и Сасанидов (III—VII вв. н. э.).

С ума сойти, Ахемениды уже тогда всё знали и умели!

Персеполь. Великие Ахемениды.. Они уже тогда все знали и умели!
Персеполь. Великие Ахемениды.. Они уже тогда все знали и умели!

Древний золотой браслет с эмалью времен Ахеменидов, к примеру, хранится в Британском музее.

При раскопках в иранской провинции Хамадан были найдены эмалированные золотые сережки, сделанные в VII—VIII веках н. э..

Музейный экспонат. Браслет  из золота и перегородчатой эмали эпохи Ахеменидов.. Примерно V-IV века до н.э.  Фото из свободных источников
Музейный экспонат. Браслет из золота и перегородчатой эмали эпохи Ахеменидов.. Примерно V-IV века до н.э. Фото из свободных источников

В период правления монгольской династий Хулагуидов и Тимуридов искусство минакари претерпело существенные изменения - обработка металла и роспись эмали подверглись сильному восточному влиянию.

Во времена Сефевидов минакари выполняли на серебре, а самыми популярными сюжетами были сцены пира, охоты и верховой езды. Также начали изображать арабески и повсеместно использовать красный цвет.

Красная ваза в технике минакари, привезенная из Ирана в качестве сувенира. Фото Ирины Скальной
Красная ваза в технике минакари, привезенная из Ирана в качестве сувенира. Фото Ирины Скальной

Однако большая часть посуды покрытой эмалью, сохранившейся до наших дней, относится ко времени правления династии Каджаров (1785—1925 гг.).

Для ювелирных украшений с минакари традиционно использовалось золото, так как оно лучше держит эмаль и придает ей еще больший блеск. Серебро стали использовать позднее, в основном для таких предметов, как шкатулки, чаши, ложки и тому подобное. Медь же, основной металл для большинства народных промыслов, стала использоваться с широким распространением минакари и ее удешевлением.

Ваза в технике минакари, привезенная в качестве сувенира. Здесь к традиционному синему добавлен жёлтый цвет.   Фото Ирины Скальной
Ваза в технике минакари, привезенная в качестве сувенира. Здесь к традиционному синему добавлен жёлтый цвет. Фото Ирины Скальной

Минакари в настоящее время обычно используется для украшения ваз, тарелок, ювелирных изделий, подсвечников, а также декоративных элементов дверей и люстр.

Исфахан. мастерская- магазин, где был пройден ликбез по минакари и фирузекуби
Исфахан. мастерская- магазин, где был пройден ликбез по минакари и фирузекуби

В витринах и на полках магазина-мастерской мы увидели богатое разнообразие тарелок, ваз, конфетниц, кувшинов преимущественно с синей и красной росписью.

Здесь нам в подробностях рассказали о трудоемком и сложном алгоритме создания иранской эмали.

Исфахан. Мастерская-магазин, где нас познакомили с минакари и фирузекуби
Исфахан. Мастерская-магазин, где нас познакомили с минакари и фирузекуби

Мы узнали, что работа в технике минакари требует большого мастерства и твердой руки художника.

Процесс создания минакари. Основа, покрытая эмалью.. Фото из свободных источников
Процесс создания минакари. Основа, покрытая эмалью.. Фото из свободных источников

До росписи изделия минакари проходят несколько превентивных подготовительных этапов.

Сначала делается металлическая основа, которую потом будут покрывать эмалью.

Затем на металл наносится белая глазурь, и покрытый белой эмалью предмет отправляется в печь на обжиг.

Закаливание изделий минакари – это целый ритуал. При обычном обжиге глазурь очень быстро отслоится от металлической поверхности, но в Иране научились делать мину практически нетленной.

Роспись эмали. Фото из свободных источников
Роспись эмали. Фото из свободных источников

После обжига наступает самый красивый и самый кропотливый этап создания предметов минакари – роспись. Здесь работают настоящие художники – мастера своего дела.

Традиционно изделия в этой технике расписывают белыми узорами по синему фону. Но в разных регионах можно встретить красную и даже желтую посуду минакари.

Здесь наоборот - белый фон расписан синей краской
Здесь наоборот - белый фон расписан синей краской

В мастерской нам рассказали, что качественная эмаль устойчива к самым разным внешним воздействиям. Её подлинность легко можно проверить, попробовав поцарапать острым ножом или поджечь – на качественном изделии не останется никаких следов.

Блюдо в технике минакари с преобладанием красного цвета. Фото Ирины Скальной
Блюдо в технике минакари с преобладанием красного цвета. Фото Ирины Скальной

Эти вазочки, кувшины и конфетницы – настоящие шедевры - никого из нас не оставили равнодушными.

Авторское путешествие в Иран – Путешествие в Персию - отдых в Иране – Исфахан - народные промыслы Ирана - традиционные персидские ремесла - минакари – персидская эмаль – фирузекуби – изделия из бирюзы-14

Каждый выбрал себе минакари на свой вкус, уже не рассуждая о сложностях транспортировки и других неудобствах.

Увезти на память о стране чудо этого рукотворного жанра.. это вам не магнитики покупать!

Исфахан. Магазин-мастерская. Ювелирные изделия из бирюзы
Исфахан. Магазин-мастерская. Ювелирные изделия из бирюзы

В этом же магазине-мастерской нам показали изделия из бирюзы и рассказали еще об одном традиционном персидском промысле – фирузекуби – инкрустации бирюзой.

Процесс создания вазы в технике фирузекуби. Фото из свободных источников.
Процесс создания вазы в технике фирузекуби. Фото из свободных источников.

Бирюза - это национальный камень Ирана, добыча которого в государстве строго контролируется, а экспорта в другие страны практически нет.

Древняя Персия была главным поставщиком этого минерала. Иранская бирюза из месторождения в Нишапуре уникальна по своему оттенку и чистоте камня, которые очень ценят ювелиры и коллекционеры.

Цена иранской бирюзы из Нишапура на мировом рынке начинается от 200 долларов за грамм.

Иранская бирюза -  тоже национальное достояние! Исфахан. Мастерская-магазин минакари и фирузекуби
Иранская бирюза - тоже национальное достояние! Исфахан. Мастерская-магазин минакари и фирузекуби

Техника инкрустации бирюзой появилась благодаря сакральному значению камня. Само слово «бирюза» имеет персидское происхождение: «фирузэ» – «приносящий счастье» или «пируз» – «приносящий победу».

Бирюза в породе и уже обработанные камни. Исфахан. Мастерская-магазин минакари и фирузекуби
Бирюза в породе и уже обработанные камни. Исфахан. Мастерская-магазин минакари и фирузекуби

Техника фирузекуби требует от мастера большого навыка, терпения и опыта резьбы по камню, а также знаний, как правильно обрабатывать и закреплять хрупкий и капризный в обработке минерал.

Каждый предмет в технике фирузекуби имеет сертификат, ведь он, по сути, является ювелирным украшением.

Шираз. Базар Вакиль. Вазы выполненные в технике фирузекуби
Шираз. Базар Вакиль. Вазы выполненные в технике фирузекуби

В дальнейшем на иранских базарах нам часто встречалась медная посуда в технике фирузекуби.

Шираз. Базар Вакиль. Вазы выполненные в технике фирузекуби
Шираз. Базар Вакиль. Вазы выполненные в технике фирузекуби

Здесь же в магазине нам продемонстрировали коллекцию ювелирных изделий из бирюзы - браслеты, кольца и серьги.

Авторское путешествие в Иран – Путешествие в Персию - отдых в Иране – Исфахан - народные промыслы Ирана - традиционные персидские ремесла - минакари – персидская эмаль – фирузекуби – изделия из бирюзы-21

Нужно ли говорить, что женская половина нашей группы почтила самым пристальным вниманием эту часть экспозиции.

Выбор, примерка и дальнейшая покупка изделий из бирюзы вызвала бурю эмоций и восторгов, которые улеглись нескоро..

Исфахан. Мастерская-магазин минакари и фирузекуби
Исфахан. Мастерская-магазин минакари и фирузекуби

После минакари и фирузекуби настал черед и других традиционных иранских ремесел, которые были широко представлены в торговых рядах рынка Кесайрие на площади Нагше Джахан

Исфахан. Торговые ряды Кейсарие. площадь Нагше Джахан
Исфахан. Торговые ряды Кейсарие. площадь Нагше Джахан

Прогуливаясь вдоль колоритных торговых рядов, мы смогли, правда не столь детально, познакомиться и купить себе на память прекрасные изделия из тканей - платки, шарфы и скатерти - в технике терме (ткань, которая изготавливается методом особого плетения нитей из шерсти, хлопка и шелка) и каламкари (хлопковая набивная ткань с особым методом нанесения рисунка вручную или с помощью специальных печатных штампов),

Шираз. Базар Вакиль. Иранские ткани.
Шираз. Базар Вакиль. Иранские ткани.
Иранский Шелковый платок, привезенный в качестве сувенира. Фото Ирины Скальной
Иранский Шелковый платок, привезенный в качестве сувенира. Фото Ирины Скальной

а также с иранской чеканкой - галамзани и предметами из стекла

Персидская чеканка. Исфахан. Торговые ряды Кейсарие. Площадь Нагше Джахан.
Персидская чеканка. Исфахан. Торговые ряды Кейсарие. Площадь Нагше Джахан.
Галамзани - иранская чеканка.
Галамзани - иранская чеканка.

Зашли и в мастерскую, где художник на наших глазах виртуозно, не отрывая кисти от бумаги, написал для каждого из нас по миниатюре….

Рисунок, сделанный мастером при нас. Подарок от художника. Фото Ирины Скальной
Рисунок, сделанный мастером при нас. Подарок от художника. Фото Ирины Скальной

Здесь мы увидели много шкатулок, подносов, столешниц и шахмат, выполненных в технике хатам.

Моя сестра, Ирина, старательно и долго выбирала и, наконец, купила шахматную доску с набором нефритовых шахмат, выполненных в технике хатам.

Шахматная доска в технике хатам с нефритовыми фигурками.. Сувенир, привезенный на память об Иране. Фото Аси Каландаровой
Шахматная доска в технике хатам с нефритовыми фигурками.. Сувенир, привезенный на память об Иране. Фото Аси Каландаровой
Фото Аси Каландаровой
Фото Аси Каландаровой

Искусство хатам – инкрустация деревянных изделий металлом и перламутром, заслуживает особых слов. С техникой хатамкари нам довелось ближе познакомиться уже в Ширазе, где мы побывали в мастерской известного на всю округу мастера..

И об этом я расскажу чуть позже…

Ваза в технике хатам, привезенная из Ирана. Фото Аси Каландаровой.
Ваза в технике хатам, привезенная из Ирана. Фото Аси Каландаровой.

Продолжение следует...

*) Благодарю моих друзей, принимавших участие в этом Путешествии по Ирану, - Павла Ботвиника, Ирину Каландарову, Ирину и Владимира Скальных за предоставленные фотографии, иллюстрирующие эту статью.

Авторский тур В Иран ("Персидская Сказка") с Инессой и Александром

#авторскийтурвиран #турвиран #авторскийтурсинессойплатоновойвиран #иран #странаариев #тегеран #исфахан #кашан #пустынямаранджаб #язд #зороастризм #розовоеозеромахарлу #башнимолчания #кешм #ормуз #iran #authortourwithinessaplatonova #authortouriniran #tehran #kashan #desertmarandzhab #yazd #maharloulake #keshm #hormuz

Друзья! Подписывайтесь на мой канал Яндекс Zen.

Буду признательна за ваши лайки и комментарии.