Авторское путешествие в Иран – Путешествие в Персию - отдых в Иране – Исфахан - народные промыслы Ирана - традиционные персидские ремесла - минакари – персидская эмаль – фирузекуби – изделия из бирюзы - хатам – инкрустация металлом и перламутром – персидские миниатюры
Следующим традиционным персидским ремеслом, с которым мы близко познакомились в одной из мастерских Исфахана, расположенной близ площади Нагше Джахан, было Минакари - искусство нанесения цветной эмали.
Надобно сказать, что до приезда в Иран о персидском искусстве обжига и росписи эмали я имела весьма смутное представление.
Слово بهشت «мину» пришло из древнеперсидского языка, оно обозначает «рай, небеса». Таким образом, Минакари – Небесная Глазурь, Эмаль.
Ведь в традиционном минакари преобладающий цвет — синий.
Древние эмалированные изделия минакари, сохранившиеся до наших дней в музеях разных стран, свидетельствуют о том, что иранские мастера работали в этой технике, начиная с почтенных времен династий Ахеменидов (VI – IV вв. до н. э.) и Сасанидов (III—VII вв. н. э.).
С ума сойти, Ахемениды уже тогда всё знали и умели!
Древний золотой браслет с эмалью времен Ахеменидов, к примеру, хранится в Британском музее.
При раскопках в иранской провинции Хамадан были найдены эмалированные золотые сережки, сделанные в VII—VIII веках н. э..
В период правления монгольской династий Хулагуидов и Тимуридов искусство минакари претерпело существенные изменения - обработка металла и роспись эмали подверглись сильному восточному влиянию.
Во времена Сефевидов минакари выполняли на серебре, а самыми популярными сюжетами были сцены пира, охоты и верховой езды. Также начали изображать арабески и повсеместно использовать красный цвет.
Однако большая часть посуды покрытой эмалью, сохранившейся до наших дней, относится ко времени правления династии Каджаров (1785—1925 гг.).
Для ювелирных украшений с минакари традиционно использовалось золото, так как оно лучше держит эмаль и придает ей еще больший блеск. Серебро стали использовать позднее, в основном для таких предметов, как шкатулки, чаши, ложки и тому подобное. Медь же, основной металл для большинства народных промыслов, стала использоваться с широким распространением минакари и ее удешевлением.
Минакари в настоящее время обычно используется для украшения ваз, тарелок, ювелирных изделий, подсвечников, а также декоративных элементов дверей и люстр.
В витринах и на полках магазина-мастерской мы увидели богатое разнообразие тарелок, ваз, конфетниц, кувшинов преимущественно с синей и красной росписью.
Здесь нам в подробностях рассказали о трудоемком и сложном алгоритме создания иранской эмали.
Мы узнали, что работа в технике минакари требует большого мастерства и твердой руки художника.
До росписи изделия минакари проходят несколько превентивных подготовительных этапов.
Сначала делается металлическая основа, которую потом будут покрывать эмалью.
Затем на металл наносится белая глазурь, и покрытый белой эмалью предмет отправляется в печь на обжиг.
Закаливание изделий минакари – это целый ритуал. При обычном обжиге глазурь очень быстро отслоится от металлической поверхности, но в Иране научились делать мину практически нетленной.
После обжига наступает самый красивый и самый кропотливый этап создания предметов минакари – роспись. Здесь работают настоящие художники – мастера своего дела.
Традиционно изделия в этой технике расписывают белыми узорами по синему фону. Но в разных регионах можно встретить красную и даже желтую посуду минакари.
В мастерской нам рассказали, что качественная эмаль устойчива к самым разным внешним воздействиям. Её подлинность легко можно проверить, попробовав поцарапать острым ножом или поджечь – на качественном изделии не останется никаких следов.
Эти вазочки, кувшины и конфетницы – настоящие шедевры - никого из нас не оставили равнодушными.
Каждый выбрал себе минакари на свой вкус, уже не рассуждая о сложностях транспортировки и других неудобствах.
Увезти на память о стране чудо этого рукотворного жанра.. это вам не магнитики покупать!
В этом же магазине-мастерской нам показали изделия из бирюзы и рассказали еще об одном традиционном персидском промысле – фирузекуби – инкрустации бирюзой.
Бирюза - это национальный камень Ирана, добыча которого в государстве строго контролируется, а экспорта в другие страны практически нет.
Древняя Персия была главным поставщиком этого минерала. Иранская бирюза из месторождения в Нишапуре уникальна по своему оттенку и чистоте камня, которые очень ценят ювелиры и коллекционеры.
Цена иранской бирюзы из Нишапура на мировом рынке начинается от 200 долларов за грамм.
Техника инкрустации бирюзой появилась благодаря сакральному значению камня. Само слово «бирюза» имеет персидское происхождение: «фирузэ» – «приносящий счастье» или «пируз» – «приносящий победу».
Техника фирузекуби требует от мастера большого навыка, терпения и опыта резьбы по камню, а также знаний, как правильно обрабатывать и закреплять хрупкий и капризный в обработке минерал.
Каждый предмет в технике фирузекуби имеет сертификат, ведь он, по сути, является ювелирным украшением.
В дальнейшем на иранских базарах нам часто встречалась медная посуда в технике фирузекуби.
Здесь же в магазине нам продемонстрировали коллекцию ювелирных изделий из бирюзы - браслеты, кольца и серьги.
Нужно ли говорить, что женская половина нашей группы почтила самым пристальным вниманием эту часть экспозиции.
Выбор, примерка и дальнейшая покупка изделий из бирюзы вызвала бурю эмоций и восторгов, которые улеглись нескоро..
После минакари и фирузекуби настал черед и других традиционных иранских ремесел, которые были широко представлены в торговых рядах рынка Кесайрие на площади Нагше Джахан
Прогуливаясь вдоль колоритных торговых рядов, мы смогли, правда не столь детально, познакомиться и купить себе на память прекрасные изделия из тканей - платки, шарфы и скатерти - в технике терме (ткань, которая изготавливается методом особого плетения нитей из шерсти, хлопка и шелка) и каламкари (хлопковая набивная ткань с особым методом нанесения рисунка вручную или с помощью специальных печатных штампов),
а также с иранской чеканкой - галамзани и предметами из стекла…
Зашли и в мастерскую, где художник на наших глазах виртуозно, не отрывая кисти от бумаги, написал для каждого из нас по миниатюре….
Здесь мы увидели много шкатулок, подносов, столешниц и шахмат, выполненных в технике хатам.
Моя сестра, Ирина, старательно и долго выбирала и, наконец, купила шахматную доску с набором нефритовых шахмат, выполненных в технике хатам.
Искусство хатам – инкрустация деревянных изделий металлом и перламутром, заслуживает особых слов. С техникой хатамкари нам довелось ближе познакомиться уже в Ширазе, где мы побывали в мастерской известного на всю округу мастера..
И об этом я расскажу чуть позже…
Продолжение следует...
*) Благодарю моих друзей, принимавших участие в этом Путешествии по Ирану, - Павла Ботвиника, Ирину Каландарову, Ирину и Владимира Скальных за предоставленные фотографии, иллюстрирующие эту статью.
Авторский тур В Иран ("Персидская Сказка") с Инессой и Александром
#авторскийтурвиран #турвиран #авторскийтурсинессойплатоновойвиран #иран #странаариев #тегеран #исфахан #кашан #пустынямаранджаб #язд #зороастризм #розовоеозеромахарлу #башнимолчания #кешм #ормуз #iran #authortourwithinessaplatonova #authortouriniran #tehran #kashan #desertmarandzhab #yazd #maharloulake #keshm #hormuz
Друзья! Подписывайтесь на мой канал Яндекс Zen.
Буду признательна за ваши лайки и комментарии.