Путешествие на Верхний Амур.
День третий
День третий. Утро нас встретило плотным туманом, который, продержавшись час, осел в виде росы на зелень, сформировав красивые кадры капли росы на стеблях растений. Лучи солнца пробивались через туман, но облаков на небе практически не было. Ночь прошла на берегу Амура, поэтому шум воды был слышен отчетливо и ничего хорошего не предвещал. Сведения с метеопоста подтвердили наши худшие опасения, за ночь подьем воды составил более полуметра и преодолел отметку 9 м 20 см. Нас ожидал интересный день съемок, поэтому тут же связались с прводником Андреем в надежде быстро выехать к нему для продолжения работы. Однако связаться никак не получалось, как в дальнейшем стало известно из-за большой воды начались проблемы со связью.
Через час все же удалось получить совсем не утешительную информацию – подьем воды привел к тому, что она зашла в дом Андрея, первый этаж в воде, электроснабжение дома отключено, вопрос стоит об эвакуации семьи, а о съемках и разговора быть не может. Однако Андрей сказал, что он сам постарается приехать во второй половине дня к нам и принять участие в съемках фильма.
Здесь надо сделать небольшое отступление – в чем причина того, что мы так хотели провести сьемку в доме у Андрея. У него оказался репринт Карты мира Российского производства 1840 года издания. Поговорить об этой карте, истории освоения дальневосточных земель, прихода казаков на берега Амура с учетом, что наш проводник – потомок тех казаков, которые во время второй волны (1860-е годы) освоения Россией Дальнего Востока вернулись на берега Амура.
Пока ожидали проводника, решили поработать с ботаниками, которые приступили к исследованию прилегающей территории на предмет наличия растений, открытых Ричардом Карловичем Мааком в своем путешествии на Амур в 1855 году, а так же пополнить свой фонд (Ботанического сада) новыми и редкими растениями Приамурья. Движения начали со склонов, которые в половодье отвесно срываются в воду. В связи с этим пришлось использовать даже альпинистское снаряжение, чтоб случайно не оказаться в воде и не сорваться с влажных склонов отвесных утесов.
В прилесовой полосе был найден "венерен башмачок" – цветок, выпускающий красивейший крупный цвет, но для этого ему требуется более десяти лет развиваться в земле, накапливая силы и укрепляя корневую систему.
Здесь отмечу очень интересную особенность, которую наблюдал все последующую экспедицию, а именно краски цветов «Севера» - они яркие, сочные, необычные, контрастирующие с окружающей зеленью. Видимо так определено природой: чем суровее климат, чем короче теплое время, тем ярче краски, чтоб успеть, привлечь внимание и сформировать основу продолжения рода и жизни на Земле!
Но вот появилась лодка с Андреем. Устанавливаем оборудование и приступаем к работе, хотя вначале вопрос: « Что там в деревне, как люди, что с домом?»
Ответы не требуют комментария. Вода поднимается, немного замедлилась скорость ее прироста, но все дома береговой линии в воде, огороды затоплены, люди перевезены на неподтопляемую часть берега, но все их мысли там, в деревне, где осталось хозяйство и весь нажитый скарб.
Здесь прервусь и вернусь к вчерашнему вечеру. Когда проплывали на лодке по залитой деревне. Удивительно поведение домашних животных. Свиньи одни из первых забрались на самый высокий незатопляемый участок суши, вот и скажи – неразумное животное. Отдельно остановлюсь на собаках. В Благовещенске на набережной есть даже памятник собаке, ожидающей хозяев во время наводнения. Вернемся в Игнашино.
В одном из дворов затопленного дома на небольшой деревянной подставке оставлен возле затопленной будки на цепи молодой пес. Увидев нашу лодку – радостно залаял, в тоже время боясь упасть в воду с подставки. С нами в лодке был хозяин собаки, попросил подплыть с целью забрать пса. Мы направили лодку ко двору хозяина, но недозатопленный забор преградил нам дорогу. Принимаем решение зайти через тыльную сторону огорода, но натыкаемся на еще большую неприятность – тыльная сторона встречает слегка затопленной колючей проволкой, готовой протаранить нашу «резину». Принимаем решение, спрыгнуть в воду и дойти до пса, но уровень воды более 1,5 метра и вязкое, топкое основание на дне – дойти не получится. Решение – приплыть за псом на железной лодке. До сих пор в воспоминании стоит образ глаз молодого пса, когда вынуждены были отплывать от него, так и не забрав с подставки на воде – человеческий взгляд.
Добравшись до берега, как уже писал, лодку сразу найти не удалось. Пока хозяин искал лодку, в сумерках, вышла луна, и над деревней раздался пронзительный нечеловечский, а в чем-то и человеческий вой того пса – его ужаса одиночества, страха, окруженного водой и безнадежной отчаянности брошенного на деревянном островке среди водной стихии. Вокруг ночь, луна и темное безмолвие водяной глади. Хозяин нашел лодку и забрал пса, но такие моменты не забываются. Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручаем».
У нас же сьемка в полном разгаре, беседуем с Андреем, рассматриваем карту (он привез ее с собой), делимся знаниями истории и пытаемся приоткрыть тайны «белых пятен» на этой карте. День подходит к концу, Андрей спешит к затопленному дому (представьте – жить на втором этаже, когда на первом плещится вода), а мы после подготовки к новому дню съемок, тоже ложимся отдыхать перед этим полюбовавшись огнями ночного китайского города напротив, но об этом в другой раз.