Угон
В угон самолета YS -11 Korean Air Lines произошел 11 декабря 1969 года. Самолет, Korean Air Lines NAMC YS-11, выполнявший внутренний рейс с авиабазы Каннын в Канныне, Канвондо, Южная Корея в международный аэропорт Кимпхо в Сеуле, был угнан в 12:25 северокорейским агентом Чо Чан Хи (조창희). На борту находились четыре члена экипажа и 46 пассажиров (исключая Чо ); 39 пассажиров были возвращены два месяца спустя, но экипаж и семь пассажиров остались в Северной Корее. Инцидент рассматривается на Юге как пример северокорейских похищений южнокорейцев.
Согласно показаниям пассажиров, один из пассажиров поднялся со своего места через 10 минут после взлета и вошел в кабину пилотов, после чего самолет изменил направление, и к нему присоединились три истребителя Корейских народных военно-воздушных сил. Самолет приземлился на аэродроме Сундук недалеко от Вонсана в 13:18. После этого северокорейские солдаты поднялись на борт самолета, завязали пассажирам глаза и приказали им сойти. При посадке самолет не подлежал ремонту. Военнослужащий военно-воздушных сил США в Южной Корее должен был быть пассажиром злополучного рейса, но вместо этого в последнюю минуту сел на военно-транспортный рейс.
Северная Корея заявила, что пилоты направили туда самолет в знак протеста против политики тогдашнего президента Южной Кореи Пак Чон Хи. Пассажиры подвергались попыткам идеологической обработки до четырех часов в день. Южнокорейская полиция первоначально подозревала, что второй пилот вступил в сговор с двумя северокорейскими агентами при угоне. В ночь после угона 100 000 южнокорейцев провели массовый митинг в морозную погоду в знак протеста против угона и сожгли чучело Ким Ир Сена.
25 декабря Северная Корея предложила провести переговоры по этому вопросу. Переговоры, наконец, состоялись в конце января 1970 года. 14 февраля, через шестьдесят шесть дней после инцидента, Северная Корея отпустила 39 пассажиров через Совместную зону безопасности в Пханмунджоме, но сохранила самолет, экипаж и остальных пассажиров. Заявления освобожденных пассажиров опровергли утверждения Северной Кореи о том, что угон был совершен пилотами; вместо этого они возложили вину на одного из пассажиров. Один мужчина утверждал, что выглянул в окно самолета, несмотря на инструкции северокорейской охраны, и увидел, как угонщика увозят на черном седане. Сообщалось, что другой пассажир стал психически ненормальным в результате своего пленения и потерял способность говорить.
Последствия
Судьба большинства невозвращенных пассажиров не подтверждена. Они были образованными людьми из высшего класса; Сон Ен Ин, ранее работавшая в Национальной разведывательной службе, прокомментировала на инаугурационном заседании комитета семей в 2008 году, что они, вероятно, были сохранены Северной Кореей специально из-за их пропагандистской ценности. О Кильнам, который на время перебежал на Север в 1986 году, сказал, что познакомился с двумя стюардессами, а также с сотрудниками Munhwa Broadcasting Corporation Хван и Гим (см. Список ниже), работавшими в пропагандистских передачах на Юг и что позже он услышал от своей дочери, что капитан и первый помощник работали на Корейские народные военно-воздушные силы. Матери стюардессы Сон Кенхуэй было разрешено посетить Север в 2001 году, чтобы повидаться со своей дочерью в рамках воссоединения семьи, согласованного в Совместной декларации Севера и Юга от 15 июня; там Сон сказала, что она и другая стюардесса Чон Кенсук остались друзьями и живут в одном городе.
Сын невозвращенного пассажира Хван Вон, Хван Ин Чхоль, которому на момент угона было всего 2 года, в 2008 году создал Комитет семей рейса YS-11 Korean Air, чтобы оказать давление на правительство Южной Кореи с целью дальнейшего расследования проблемы. В 2009 году он заявил, что чувствует себя особенно "отчужденным" из-за внимания средств массовой информации, проявленного к тюремному заключению американских журналистов Северной Кореей в 2009 году продолжительностью 141 день, по сравнению с относительным отсутствием освещения судьбы его отца, также журналиста, которого он не видел 40 лет. В июне 2010 года он обратился в Рабочую группу по насильственным исчезновениям Совета по правам человека Организации Объединенных Наций с просьбой расследовать невозвращенных пассажиров как случаи насильственного исчезновения; он потратил шесть месяцев на подготовку заявления с помощью своих друзей. В феврале 2012 года он подал в суд на северокорейского шпиона, похитившего его отца.
Пропали без вести
Исключая угонщика. Сообщается, что 2 пассажира + 2 члена экипажа живы в Северной Корее после инцидента. Оставшиеся 5 пассажиров + 2 члена экипажа неизвестны.
Выжившие
51 предположительно, включая угонщика и всех похищенных. 39 пассажиров были возвращены в Южную Корею.