313 подписчиков

Хороший начальник. Радость и ностальгия от ухода.

Вспоминаю место работы, где от молодого ассистента я дошел до заместителя руководителя. На этот путь у меня ушло 10 лет. Всего же я проработал в этом месте 20 лет. Первые 19 лет жизнь бурлила на двух этажах небольшого здания. В коридорах и кабинетах что-то обсуждали, кто-то без конца сновал из конца в конец здания. Последний год эта жизнь стала напоминать старый чулан. В нем все было знакомо, привычно, но зарастало паутиной. Вся активность как будто спряталась по углам, где были слышны лишь шорохи.

Что изменилось? Изменились сразу два руководителя в моем и соседнем здании. Теперь руководитель был один – молодой, прогрессивный и целеустремленный. Ушли на покой руководители старого формата, который уже не соответствовал темпам и требованиям времени.

Помнится первая встреча с моим начальником на два долгие десятилетия. Его боятся все студенты. Манера его поведения строга, а взгляд серьезен. Его уважают все студенты. Он входит в аудиторию, и начинает веять харизмой, как же интересно и глубоко он подает учебный материал на лекциях. Его любят все студенты. Он может пошутить, он не находится на высоченном постаменте своего статуса, а проблему студента обязательно решит. И вот к такому человеку я шел «набиваться» в аспиранты. Доктор наук, профессор, академик, декан сидел в маленьком кабинете и слушал меня со спокойным взглядом. Я говорил неуверенно, а он улыбнулся и, отпустив шутку, сказал, что возьмет меня.

Такая же разная реакция была на моего начальника у всех, кто с ним сталкивался
Такая же разная реакция была на моего начальника у всех, кто с ним сталкивался

Так, я приобрел самого лучшего руководителя за всю свою трудовую деятельность длиной в 26 лет. Первые пол года, мы были с ним мышь и удав, мне так казалось. Мастодонт от науки подавлял меня интеллектом. Уверенный в себе менеджер раздавал четкие и не терпящие возражений указания. А я мелкая мышка, которая оказалась рядом. Синдром самозванца, рядом с такой глыбой, не покидал меня все время работы в этом месте.

Что же меня притягивало все годы работы к моему начальнику. Он был честен с подчиненными в своих планах и действиях. Он не позволял себе прогибаться по высшее руководство, не прогибая под собой подчиненных. Он жестко говорил о проблемах, но всегда ждал их решения и предлагал пути их преодоления. Он не терпел хитрости, лени и окольности в выполнении обязанностей своих подчиненных. Он помогал понять и принять новое. Он вкладывал душу и силы в развитие каждого, кто этого сам хотел.

Были и обиды, как же без них. Например, я дважды отскакивал от должности доцента ради коллег. Но каждый раз мой руководитель «обставлял» все так, что не оставалось сомнений, что это нужно для дела, и что доцентом я стану. И это произошло, просто чуть позже, чем могло быть. Но я видел пользу таких решений.

Кто же притягивался к нему? Люди дела, безусловно. Любого, кто готов был ради общего блага вложить свои силы, он холил и лелеял. Любого, кто хотел меркантильно своей выгоды, он постепенно выдавливал. Никогда не было такого, что жестко отрезался ненужный кусок. Человек постепенно оказывался на периферии полезной активности, ему переставали раздавать «плюшки», и он уходил или его просили уйти.

Были и те, кому руководитель доверял. Эти два эпизода связаны с личными и неудовлетворенными амбициями. Трудно реализовать свое стремление на верх, в иерархической лестнице, если рядом с тобой очень амбициозный руководитель. Как это было сделано? Первый раз человек просто воспользовался доверием руководителя и «по тихому» влез в его личное деловое пространство. Человек забрал всю информацию, что ему была нужна, и пошел на поклон к тому, кто пообещал амбиции удовлетворить. Второй случай был просто от «усталости» сидения на одном месте. Тут и руководитель ошибся, он не почувствовал такой усталости подчиненного. Он не распознал имеющихся амбиций. Потом, он делился тем, что это был его возможный преемник в несколько туманных, но уже вырисовывающихся планах. Но, есть принцип: «Хороша ложка к обеду». И человек просто встал и ушел, туда, где, как ему казалось, он свободно сможет развивать карьеру. Оба раза кончились «пшиком» для ушедших, но для руководителя это был сильный удар. Все совершают ошибки, даже самые опытные руководители.

Я же был жутко доволен тем, что мне позволяют делать дело, которое мне очень нравилось. Я чувствовал единство взглядов с руководителем, его поддержку. Я получал должности и звания, премии и поощрения. Мне поручались очень важные дела и соглашались с моими решениями в тех или иных аспектах развития, включали в серьезные коллективы, просто бросили на амбразуру с очень хорошими деньгами, наконец. Должность заместителя декана, которую я получил в середине своей карьеры, меня и тяготила, и ввергла в чехарду очень желаемой мной деятельности, одновременно. Периодически я уставал, мне все надоедало, я хотел уйти в другую сферу. Думаю, так происходит с любым, кто работает на одном месте много лет. Но я оставался потому, что понимал – меня ценят, мой руководитель дает все возможное для потенциального роста и развития. Но я стал задыхаться все больше и больше. Есть те, кто способны 40 лет, всю жизнь получать удовольствие «тихо починяя свой примус». А я стал задыхаться. Понимаю сейчас, что новая должность (не обязательно по вертикали, возможно и по горизонтали), новая сфера деятельности, новые аспекты работы меня бы могли спасти. Я бы ворчал, что это мне не нужно, что я хочу вернуться к примусу, но это было бы напускным. Я бы задышал новым воздухом и пошел вперед.

Однако жизнь поворачивает все так, как этого не ожидаешь. При всем опыте, глубине и харизме, мой руководитель слишком хорошо думает о людях. Он не распознал двух своих подчиненных, которые неожиданно «кинули» его. Он уверился в новом ректоре, который «подавал большие надежды». А ректор оказался «менеджером» в чистом и самом жестком виде. Ничего не зная и имея никакого опыта в образовании, высший руководитель принялся все переустраивать. Планы его перестроения коснулись и нашего факультета. Он разломил его на двое.

Так, пожалуй, руководит новый декан факультета
Так, пожалуй, руководит новый декан факультета

Если моего руководителя боялись, уважали и любили одновременно, то нового руководителя факультета только боялись, да и то условно и только те, кто боялся уйти или быть уволенным из университета. Я к таким не относился и ушел из университета. Меня совсем не прельстила возможность стать заместителем декана в новом структурном подразделении, хотя меня на эту должность предполагали позвать.

Я заходил на факультет несколько раз и, каждый раз убеждался, что был прав, наконец, уйдя из зоны комфорта. Такой затхости, отсутствия искр и уныниях в глазах я бы не выдержал. А мой бывший руководитель тихо починяет свой примус в должности заведующего кафедрой.